Вы здесь

Филокартический альбом Владимира Лиходедова, посвященный Адаму Мицкевичу


Часто бывая на Гродненщине, недавно заглянул в Новогрудский дом-музей Адама Мицкевича. Повстречался и с Миколом ГАЙБОЙ. Он долгое время был директором музея. Поговорили о новых поступлениях в фонды хранительницы памяти о великом поэте, которого считают не только польским классиком, но и поэтом, представляющем в мире и Беларусь. На входе, когда уже покидал музей, в импровизированном киоске увидел давнее издание филокартического альбома из серии «В поисках утраченного», посвященного Адаму МИЦКЕВИЧУ. Обрадовался, потому что давно хотел приобрести один-два экземпляра для подарочного фонда. Приезжают гости из разных стран. И не лишним напомнить им, что Мицкевич родился в Беларуси, что многие места в стране связаны с его жизнью и творчеством. И, конечно же, уже не в первый раз перелистал страницы по-своему уникального издания...


В истории Беларуси, столетиями разделяемой и рассекаемой конфессиями и культурами, есть немало личностей, на первый взгляд, и не принадлежащих нашему Отечеству. Но и разные конфессии, и разных народов культуры обогатили Беларусь и белорусское содержание общемировой культуры. А поэты, писатели, композиторы, музыканты, художники, кого полноправно в России, Литве, Латвии, Украине и Польше считают своими, родными и национальными, в большинстве своем не забывали и о Беларуси. Как пример из близкой литературной памяти — творческая судьба неутомимого главного редактора журнала «Новый мир» и великого русского поэта Александра Твардовского. Вот что писал он сам: «Язык, на котором я говорил в детстве, был близок белорусскому. Это определялось не только близостью этнографической границы, но и тем, что предки мои были родом из Минской губернии. Впоследствии, познакомившись с образцами белорусской литературы и фольклора и услыхав живую речь Белоруссии, я почувствовал их как нечто родное мне. Следы этой языковой стихии нетрудно обнаружить во всем, что написано мною в стихах и прозе».

Вот и Адам Мицкевич, гениальный польский поэт 19 века, гениальный мастер слова, чье творчество, чей жизненный опыт принадлежат всем народам и всем временам, не забывал, что истоки его возвышения — белорусская «малая» Отчизна, помнил, что белорусский язык «самый гармоничный» и самый древний из славянских. И, конечно же, автор «Пана Тадеуша» и «Дзядов» — и наш, почитаемый в Беларуси мастер художественного слова. И в память о поэте, для которого многообразный мир начал открываться в нашем крае, филокартист Владимир Лиходедов больше десяти лет назад приготовил настоящий подарок — увидел свет альбом «Адам Мицкевич на старых открытках конца 19 — начала 20 века», продолжающий уже известную в Беларуси и за ее пределами серию филокартических изданий «В поисках утраченного». Сегодня серия альбомов под этим слоганом насчитывает более тридцати изданий.

Адам Мицкевич ушел из жизни в 1855 году. Фотография еще только начинала делать свои первые шаги. А почтовые открытки и вовсе пришли в жизнь наших предков гораздо позже. Но личность Адама Мицкевича с развитием фотографии и с самого начала ее «почтовой» биографии становится одним из интереснейших направлений в филокартии. Профессионалы и любители снимают памятные места, связанные с жизнью поэта, издатели тиражируют репродукции картин, во множестве своем представляющих облик нашего соотечественника. Десятки почтовых открыток — это и иллюстрации к произведениям Мицкевича, выполненные изначально для книжных изданий. Все эти материалы и собирал отдельной коллекцией Владимир Лиходедов многие годы. Как некоторый итог — альбом, посвященный Адаму Мицкевичу. Будем надеяться, что развитие коллекционерских пристрастий Владимира Лиходедова в этом направлении будет продолжаться.

В свое время оттиски листов книги перед тем, как им попасть в типографию, мы рассматривали вместе с одним культурологом, который хорошо знает историю польской литературы, ее международные связи. По роду своей профессии он открыл немало страниц в биографии Мицкевича, но все же был поражен объемом проделанной белорусским коллекционером работы. Вот что тогда заметил мой собеседник:

— На мой взгляд, и такую филокартическую задачу по представлению жизни и творчества классика польской литературы, уникальной личности в истории польской культуры и Польши вообще, несомненно, должен был выполнить крупный, знающий специалист, — делится впечатлениями культуролог. — Не умаляя роли коллекционеров в сохранении исторического наследия, я все-таки не мог представить, что человеку-одиночке, всего лишь, казалось бы, собирающему почтовые открытки, проделать такое под силу. Листая страницы, осознанно к тем знаниям о Мицкевиче, которые скопил за многие годы, и я добавляю нечто совсем новое. Что в таком случае говорить о рядовом читателе, просто с уважением и пиететом относящемуся к гениальному поэту?!. И еще одно удивление и одна радость: книга такого масштаба появилась в Беларуси, а не в Польше... Верю, что изданию, которое делает честь и издательству, и в целом книгоизданию страны, еще предстоит дорога и за пределы Беларуси — дорога по выставкам и книжным ярмаркам, дорога к читателю других европейских государств.

Но вот издание так и осталось белорусским проектом. Сегодня этот альбом, несомненно, требует переиздания. И, может быть, не только в Беларуси, но и в Польше, а также — во Франции, Великобритании, США... Мицкевич, память о нем, белорусская память о поэте и просветителе нужны всем странам и народам!..

Следует заметить, что достаточно органично в структуру альбома вписывается текст, автором которого является известный ученый и публицист-культуролог профессор Адам МАЛЬДИС. Это не просто комментарии к публикации открыток. Без проникновенных и эмоционально высвечивающих личность Мицкевича слов книга, состоящая из репродукций почти 400 старых открыток, была бы, конечно же, беднее. И даже этот текст, написанный именно как сопроводительные слова к альбому, обладает самостоятельным значением, делает честь такому автору, как доктор филологических наук, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Адам Мальдис. А сейчас, когда Адма Мальдис ушел из жизни, этот текст — и своего рода память о нем как о замечательном исследователе.

Многие страницы альбома уводят читателя и зрителя за границы нашего Отечества. Адам Мицкевич в годы учебы в Виленском университете — активный участник общества филоматов. И хотя следствие царских властей по деятельности этого общества началось спустя годы после окончания поэтом университета, наказание было суровым. Не столько по степени тюремных мытарств, сколько через осознанное стремление лишить поэта Отечества. С 1829 года начинаются иные дороги художника слова. Коллекционер Владимир Лиходедов последовательно, страница за страницей, прослеживает путь поэта. Всматриваясь в исторические ландшафты Вильно, Ковно, Санкт-Петербурга, Крыма, а затем Парижа, Лозанны, Стамбула, мы словно путешествуем вместе с самим Мицкевичем. И экскурсия эта вовсе не праздная, а скорее — с оттенком осмысления трагической судьбы настоящего художника. Поэт, равных которому не так и много в мировой литературе, большую часть жизни провел за пределами Беларуси, Польши, Отчизны, которую он в ранние годы отождествлял с Новогрудчиной, с исторической Литвой. И был, оставался не только художником слова, но и патриотом величайшего масштаба. Независимость Польши во многом сформировалась благодаря романтизму Мицкевича, осмыслению последующими поколениями поляков именно его романтизма и национального горения. Иметь в своем пантеоне личность такого масштаба — это гордость для любой нации.

Нас ждут и встречи с улицами, названными в честь Мицкевича, памятниками и бюстами поэта...Страницы уникального альбома — как будто соприкосновение с живым поэтом. А еще больше — осознание того, кем же был для разных поколений польский Поэт, ответ на вопрос, что значил он в разные времена для поляков, какой силы был и остается его, художника и гражданина, патриотизм...Красноречивость, которая магнитом притягивает, но и позволяет самому стать романтиком, — и на открытках, иллюстрирующих водопад Мицкевича в Татрах ( а таких в альбоме — не одна, а целых шесть, что свидетельствует о многогранном поиске коллекционера Владимира ЛИХОДЕДОВА). И реки, вечные путешественники по планете, в мышлении, сознании поляков, белорусов, всех, кому близок автор «Дзядов», должны быть персоналиями культуры. Согласитесь, яркий пример искреннего почитания и поклонения, которых, случается, другим народам и не всегда хватает.

Альбом Владимира Лиходедова значительно выделяется среди других его работ. Коллекционер, располагая, казалось бы, простым арсеналом для разговора с современником, предстает в роли сведущего и серьезного исторического исследователя. Причем, не только жизни и творчества Адама Мицкевича, но и многогранной польской и белорусской культуры в целом.

А нам остается ждать переиздания книги филокартических открытий, посвященных Адаму Мицкевичу. Возможно, в новом издании будут и репродукции новых поступлений в коллекцию лауреата Премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова, посвященные гению, родившемуся в Беларуси.

Сергей ШИЧКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.