Вы здесь

Почему стоит сходить на «Пачупкі» в РТБД?


Ребенок приходит из рая. Там тепло и светло, сытно и спокойно — под охраной мамы. Улыбается... На УЗИ-снимках видно, как меленькая песчинка превращается в спящего ребеночка, поджав личико ручкой. И все было хорошо, но какая-то сила обеспокоила и заставила выйти в такой непонятный мир – из абсолютного света, поэтому по жизни человек идет, преодолевая тьму, словно отыскивает искорки потерянного рая. Рождение – шок для маленького человека. И если бы не мамин голос...


Голос, пение – фундамент спектакля «Пачупкі», представленного в Республиканском театре белорусской драматургии. Именно белорусский фольклор с родинными песнями и колыбельными задает и развитие деяния, и эмоциональную составляющую, и тон философских рассуждений о смысле прихода человека в жизнь. К ним располагает атмосфера спектакля, созданного режиссером Евгением Корнягой: без слов, через пластику актеров и внешний образ, благодаря минималистичному оформлению задается определенный уровень абстракции. Нет конкретного сюжета, нет драматургической основы в виде произносимого текста. Есть пение и движение, из них возникают отдельные микроистории, — как предложение от автора поразмышлять и выстроить сюжет и собственное восприятие увиденного.

Потому что у каждого своя история прихода в мир, своя связь с матерью и отношения с отцом или боль за собственных детей, однажды пришедших в мир, — ради чего? Какая тема может быть более трепетной, чем отношения с матерью? С той, которая любит, заранее готовит коляску для младенца, воспитывает на игрушках или хороших книжках, укачивает и обволакивает нежностью с мыслями о лучшей участи для ребенка. Или с той, которая старается лишить ребенка проблем, но мир непредсказуем и не сулит беззаботного существования: даже братья, рожденные в одной семье, разделить которых, кажется, невозможно, могут быть опасными друг для друга. А сколько детских ужасов нас могут сопровождать по жизни, создавая проблемы уже во взрослом возрасте! Да и матери бывают разные: одна панически боится потерять ребенка, а вторая в то время готова и от него избавиться или бросить, чтобы обустраивать свое существование. И даже если матери нет, если ее заменяет отец, — остается невидимая спаянность с личностью, образ которой так или иначе будет влиять на судьбу ребенка. Разные лики матери, разные значения этого слова от простого к высокому, соответственно, разные чувства. Каждый из нас – взрослых и самостоятельных — по сути продолжает оставаться ребенком со своим сокровищем детских воспоминаний и грез.

И они скажут свое слово, если не сразу, то после спектакля будут подсказывать смысл его частей. Зритель – соучастник деяния, хотя и остается на месте. Во время просмотра работают его интеллект, мысль, душа, воображение, фантазия. Вещи, детские игрушки, детали — как подсказки от создателей, в какую сторону двигаться и рассуждать. Ключики, благодаря которым можно преодолевать собственные временные границы. Каждый присутствующий выстраивает собственную историю – и каждая имеет право быть, каждая будет правильной, интересной, отличительной. «Пачупкі» - название символическое, это как те самые веревки, на которых качается колыбель, а в театральном варианте раскручивается и синтезируется мысль. Познавательный авторский почерк Корняги, известный знатокам и любителям театра, неоднократно отмечен на фестивалях и конкурсах профессиональными премиями, в том числе Национальной театральной, его спектакли отмечали как за режиссуру, так и за эксперимент.

До сих пор в том же театре идут его спектакли, один из них — «Шлюб з ветрам», премьера которого прогремела в конце 2019 года: семейно-обрядовые белорусские народные песни, любовь, свадьба, надежды на счастье в концептуальном выявлении через черное оформление, где в белом была только невеста — надежная и сильная, готовая вынести на себе всю эту непростую жизнь. «Пачупкі» - как бы отдельная история, хотя и связь проследить можно: в результате брака появляется ребенок. К тому же фольклор, стилистика, образное решение — кто видел предыдущий спектакль, теперь удивляться не будет. А кто пришел впервые на «Пачупкі», откроет для себя театр аллегорий, символов, метафор. Театр, говорящий об очень тонких интимных вещах и рождающий предположения и мысли, которые так же тихо и бережно сохранишь в себе — как огонек света, так нужный каждому из нас.

И здесь он есть. Парадокс: все черное, но темнота не кажется тотальной. На сцене самые яркие моменты, подсвеченные изнутри, более отчетливо предстают во мраке зрительного зала — великолепный эффект. Общее оформление и черный фон их только подчеркивают. Это моменты, связанные с самим человеком и развитием его души — сначала детской, после в острые моменты взрослых переживаний и споров с предопределенностью судьбы, ведь в условной бессюжетности на самом деле зафиксированы три этапа, которые проходит человек на земле: рождение, жизнь и смерть. «Черное на черном», как часто говорят об этом спектакле, — скорее намеренно упрощенное определение. Ведь о разных оттенках черного, о его безграничности и космичности, непознанности и концептуализме спорят со времен «Черного квадрата» Малевича. Спектакль «Пачупкі» расширяет наше восприятие черного, ведь за ним вечность, непрерывный круговорот рождения и существования человеческих душ, мелькающих как искорки-звездочки в непознанной Вселенной. Черное пространство «Пачупак» так же живо, как Вселенная с ее галактиками, созвездиями и отдельными планетами: она дышит, движется, полнится тенями-призраками, трансформируется и утопает в звуках — их ритмическое чередование кажется иногда ритмичным грохотом сердца. Актерский ансамбль из двенадцати исполнителей работает как единый организм: каждое движение отточено, каждый звук меткий. А стильный черный – изюминка, которая в сочетании с фольклором и ритмом, задающим музыкальное оформление (работа Екатерины Аверковой), сразу же синтезируют концентрированную эмоцию, способную шокировать и загипнотизировать зрителя. А под гипнозом включаются такие глубины подсознания, а в них столько оттенков...

И снова голос. Это меня зовут? Или я зову?.. Мамочки, ты? На расстоянии чувствуешь, как теперь нужно твое тепло? Знаю, ты можешь. Ты всегда могла утолить. Вытащить из темноты во времена испытаний, научить вере. Даже после болезни в своем бессильном состоянии продолжаешь любить. И жалеешь, чтобы лишний раз не напрягать. Горюешь-грустишь, если не видимся. Не можешь сказать, а я чувствую, как тебе больно, но хочется-хочется-хочется жить. Дышать. Бывать. Надеяться на продолжение. Ведь какая извилистая ни выпадала бы нам судьба, в ней есть моменты, наполненные светом. Они держат и не позволяют раствориться в бессмысленности. Моя любимая, все, что могу и делаю, — с мыслью о тебе. Мой свет...

А ў нядзелечку параненечку

На небе зазвінела.

Сам Гасподзь ідзець,

ключыкі нясець,

Неба адмыкае.

А кума стаіць, дзіцятка дзяржыць,

У Бога шчасця просіць:

«А дай жа. Божа, гэтаму дзіцяці

Тры шчаслівых долі:

І хлебавую, і грашовую,

А трэцюю вянчальную».

Ларыса ЦІМОШЫК

Выбор редакции

Общество

Приемная кампания: кто штурмовал вузы? Рекорды и антирекорды

Приемная кампания: кто штурмовал вузы? Рекорды и антирекорды

В БГУ 82% зачисленных на первый курс набрали 300 баллов и более.

Калейдоскоп

Состав для дачника. Советы от практиков, как лучше сохранить урожай на зиму

Состав для дачника. Советы от практиков, как лучше сохранить урожай на зиму

Советы от практиков, как лучше сохранить урожай на зиму.