Вы здесь

Как феникс из пепла...


Слонимский костел святого Андрея... Наше первое свидание с ним состоялось в далеких уже 1980-х, в мои студенческие годы, когда попал в Слоним на военные сборы.


Костел святого Андрея располагается довольно далеко от центра города, и поэтому, изучая окрестности, добрался до него я довольно поздно. Вот где по-настоящему защемило сердце...

Еще и в конце 1980-х годов без сожаления смотреть на него было невозможно. Пообдираемые каменные стены, проем без дверей, слабый рассеянный свет, попадающий внутрь не столько через забитые досками окна, сколько сквозь дыры в крыше. Точнее, в ее остатках. Кучи мусора, обломки кирпича и много чего-то грязно-белого (размокшего от дождей и влаги калийной соли). А над головою лопатанье крыльев и гурканье голубей, заселивших руины.

Но несмотря на это, сооружение не казалось истлевшим. Оно поражало своей возвышенной красотой, величием, могуществом. Походило на израненного в сражениях престарелого воина, который настойчиво борется за жизнь, медленно, понемногу уступая неизбежности...

Дети из ближайшей школы на переменах бегали к руинам играть в прятки и казаков-разбойников. Более романтичные натуры, как моя Ирина, искали сокровища и подземные ходы, рассказывали друг другу таинственные истории о гробах, которые летают, мол, по костелу ночью; о таинственных голосах давно ушедших в небытие священников, монахов и мирян. А водители общественного транспорта использовали руины в качестве туалета, так как костел находился как раз на конечной остановке.

Говорили, что храм восстановить уже невозможно, что он быстро рухнет, и ради того, чтобы избежать случайных жертв, следует снести его вообще. Но сделать это мешала скромная табличка: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». 

Не в то ли время я дал сам себе слово: сделать все возможное, чтобы спасти святыню от окончательного разрушения — я же учился на историческом факультете. И был активным максималистом повсюду, где речь заходила о сохранении белорусского наследия и возрождении его объектов. Я честно выполнил обет: более двух десятков статей о Слонимском «Андрее» за моей подписью появилось в разное время в республиканских изданиях. Рассказывая богатую историю святыни, я настоятельно призвал общественность обратить внимание на ее состояние и начать возрождение. Капли точат камни, и каждый такой призыв, я верю, помалу меняет отношение людей к собственной истории. И, наверное, мое участие в том, что костел Святого Андрея в конце концов возродился, тоже есть. Во всяком случае, мне хочется так думать.

Храм возник из руин только в 1990-х годах. Сейчас это — чуть ли не главный объект паломничества туристов, приезжающих в Слоним.

Действительно, у храма богатейшая история. Впервые на том месте костел был возведен в 1490 году сыном польского короля Ягайло, Казимиром. Это была деревянная постройка. Неоднократно храм горел. Разрушался, однако верующие каждый раз снова возводили его. Средневековый Слоним был важным политическим и духовным центром Великого Княжества Литовского. Неудивительно, что сюда в разное время заглядывали многие авторитетные католические проповедники. И даже прославленный Петр Скарга, великий ревнитель христианства, миротворец в делах государственной политики, признанный ученый-теолог и духовник королевской семьи. Они вели богослужения и проповедовали в стенах костела Святого Андрея.

После очередного разрушения в XVIII веке владелец Слонима граф Михал Казимир Огинский в 1775 году финансировал строительство нового каменного костела. И мастера-строители постарались. Возвели храм, который сразу же стал лучшим украшением и гордостью города. Двадцать пять лет спустя, согласно последней воле Огинского, сердце его было замуровано в одну из стен храма. Не это ли спасло стены святыни от окончательного разрушения?

В ХІХ и ХХ веках вокруг храма полыхали восстания и войны. Менялась власть в городе и государстве. А костел каждый день из года в год собирал в своих стенах прихожан, созывая их своим звоном, направляя мысли к возвышенному органной музыкой. Словами священников, служивших здесь, призывал людей любить близких своих, беречь друг друга, содержать совесть свою в чистоте.

Церковь была закрыта во времена воинственного атеизма уже после Второй мировой войны. Некоторое время здание простояло без применения и без присмотра. Потом кому-то из «рачительных» руководителей пришло в голову превратить «никому не нужное сооружение» в склад калийной соли…

С какой стороны на это ни глянуть, идея была плохой. Под крышей, уподобившейся решету, соль быстро окаменела и превратилась в сплошной монолит. Повозились с ним немного, покорпали с краешка, да и списали на «стихийное бедствие». С тех пор городские власти костелом перестали интересоваться. Злосчастного «Андрея» разрушали дожди и солевые испарения.

Правда, надо быть честными, время от времени вопрос о возможности реставрации поднимался, в основном «неформалами-патриотами». Это именно они добились «в верхах», чтобы костел был включен в «Свод памятников истории и культуры» как памятник архитектуры. А сотрудники Гродненского музея истории религии и атеизма даже собирались на свои средства отреставрировать храм и создать в нем свой филиал. Великолепная идея! Но в то время руководство города наотрез отказало музейщикам.

А потом стала настоящая криминальная история. Средь бела дня с фасадов Святого Андрея неизвестные сняли метровые деревянные статуи Апостолов и вывезли их из Слонима. И эта кража обнаружилась не сразу. Свидетели событий, простые горожане, думали, что все делается с ведома и одобрения «больших начальников». А «большие начальники» с удивлением заметили, что костел стоит без статуй уже только тогда, когда шум подняли заезжие туристы. Милиция завела уголовное дело, но совершенно безнадежно: как и где искать похитителей, приехавших на машине с литовскими номерами, никто не знал.

Однако воровство ясно показало — костел и сам по себе, и в деталях является ценностью. Наверное, именно наглое и дерзкое это воровство и подтолкнуло дальнейшие, очень благоприятные для храма события. Местный ксендз Витольд Жельветро организовал верующих, и они в свое свободное время стали приходить к костелу и работать. Выгребли полутораметровый слой соли, кирпичной крошки, птичьих экскрементов и мусора. Вскоре и городские власти пошли навстречу верующим. Костел было решено в конце концов вернуть общине.

Теперь нужно было определиться насчет собственно реставрации и выбрать специалистов. Ксендз настаивал на том, что храм должен приобрести тот же самый вид, который имел до закрытия. В одном из польских архивов священник обрел даже довоенный снимок алтаря, на котором было видно, где и какие иконы располагались. Теперь можно было заказать копии современным художникам. К сожалению, пришлось отказаться от идеи восстановить своды храма такими, какие они были. Ведь мастеров, которые могли бы выполнить такую кирпичную укладку, уже нет.

Отдельных забот требовали поиски пропавших деревянных апостолов. С большим трудом удалось узнать о музее, в котором они в конце концов оказались. Музей был за пределами страны. Вернуть их тоже оказалось делом не одного дня. И, безусловно, без соответствующих органов, без предъявления документации и вмешательства руководителей разных уровней здесь не обошлось.

Верующих ждал еще один удар. Специалисты «Белреставрации», которые по заказу горисполкома провели обследование костела, дали заключение, что для восстановления «Андрея» нужно полностью разобрать его, а потом строить заново (как Троицкое предместье в Минске). Мол, соль и влага свое дело сделали. Структура камней разрушена.

Узнав о таком приговоре и о примерной стоимости будущих работ, все учреждения и организации, которые заявляли о своей готовности взяться за реставрационные работы, отказались от идеи. Пришлось приглашать другого специалиста, который исследовал костел и установил, что разрушать его нет нужды. Немного позже он прислал свое заключение и рекомендации.

Отечественным реставраторам пришлось согласиться с этим заключением. Они поставили (да и то только с помощью верующих) леса вокруг храма и… исчезли. Над костелом повисла угроза превратиться в очередной реставрационный долгострой. Однако людей это не устраивало. Они настаивали на проведении работ.

В конце концов в апреле 1991 года было принято решение о передаче застройки католической общине. И сразу же все изменилось. Появились и деньги, и стройматериалы. Правда, настораживали планы реставраторов. Они рассчитывали, что работы растянутся лет на 10–15.

Однако ксендз ввел своеобразный аккордно-премиальный подряд. Ставил перед рабочими задачу, назначал срок выполнения. И предупреждал, что если она по любым причинам будет выполнена позже хотя бы на день-два, то и зарплата станет в два-три раза меньше. И что вы думали? Дело пошло. Помогали реставрировать костел и сами слонимчане. Каждый день на стройку приходило человек с десять. А на субботники — по сорок-пятьдесят. Потом была совершена роспись купола, стен. Фрески восстанавливались благодаря фотографиям, сохранившимся в архивах. Только в двух местах кисть художника не коснулась поверхности — там, где чудом сохранились небольшие фрагменты старой росписи.

И храм возник, как феникс из пепла. Сегодня слонимчане и посетители Слонима могут увидеть костел Святого Андрея именно таким, каким видели его люди в 40-х годах ХХ века. И апостолы вернулись в свои ниши на фасаде, разысканные неравнодушными людьми и отобранные у похитителей. История спасения храма, который стал частью моего личного духовного пространства, оказалась со счастливым концом. Чтобы же так повезло всем нашим храмам, дворцам и барским усадьбам, которые сегодня еще ставят в руинах и ждут своего часа!

Николай БОГОДЯЖ


От редакции

Автор этой статьи — историк, писатель, журналист Николай Богодяж, с которым вы неоднократно встречались на страницах нашей газеты, чьи книги выходили в издательском доме «Звязда». Николай готовил материал специально для этой рубрики, но, к сожалению, не успел его закончить… Тем не менее написано было достаточно, чтобы получилось целостное и очень интересное произведение — его подготовила к печати соавтор Николая, его жена, также историк и писательница Ирина Масленицына. Итак, предлагаем вашему вниманию последнюю статью Николая Богадяжа, которая звучит как завет известного историка. А также советуем обратить внимание на книгу Николая Богодяжа и Ирины Масленицыной «Легендарные герои белорусской истории Хl — ХlХ вв.», которую еще можно приобрести.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.