Вы здесь

Искусственный интеллект — не киборг, а набор технологий, способных улучшить нашу жизнь


Искусственный интеллект стал новым фактором, определяющим векторы общественного развития. Его применение расширяется во всех сферах жизнедеятельности. Какие этические дилеммы несет развитие искусственного интеллекта? Будут ли данные технологии способствовать общественному прогрессу? С какими проблемами и препятствиями сопряжено распространение искусственного интеллекта? Ответы на эти вопросы ищут сегодня во всем мире. Во время выставки-форума ИТ-Академграда «искусственный интеллект в Беларуси», который прошел в Национальной академии наук, состоялся круглый стол, где также поднимались эти вопросы.


От пылесосов — до космических станций

Изначально участники попытались определиться с термином «искусственный интеллект». Что под ним понимать? Выяснилось, что у инженеров, программистов, медиков, юристов может быть свое видение искусственного интернета. Кто-то считает, что это область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем — систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом (это понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т.д.). Для кого-то искусственный интеллект — научное направление, охватывающее много отраслей знаний, поэтому ставить знак равенства между искусственным интеллектом и информатикой они считают абсолютно неправильным. А есть мнение, что это набор технологий, объединенных общим названием, которые могут улучшить нашу жизнь. Например, те же чат-боты используют искусственный интеллект, чтобы быстрее анализировать обращения заказчиков и давать соответствующие ответы. «Умные помощники» — чтобы извлекать информацию из больших баз данных и оптимизировать планирование.

Сферы применения искусственного интеллекта достаточно широки и охватывают как привычные слуху технологии, так и новые направления, которые только появляются и еще далеки от массового применения, иначе говоря, это весь спектр решений: от пылесосов до космических станций.

Ключевые направления развития искусственного интеллекта — компьютерное зрение, распознавание речи, понимание смысла текстов, аналитика и поддержка принятия решений, безлюдные и оцифрованные предприятия.

По мнению экспертного сообщества, мы находимся сейчас в самой активной фазе трансформации общества, которое стремительно информатизируется.

А судьи кто?

В начале октября стало известно о том, что с помощью искусственного интеллекта физики смогли радикально оптимизировать известную квантовую проблему, которая до недавнего времени подразумевала решение 100 тысяч различных уравнений. Теперь достаточно решить четыре уравнения, и это без каких-либо жертв в плане точности результатов.

Обучение нейросети потребовало больших вычислительных ресурсов: программа проработала несколько недель непрерывно. Однако теперь эта нейросеть может быть использована для производства вычислений в связи с другими крупными физико-математическими проблемами, без необходимости начинать ее обучение с нуля.

В Китае искусственный интеллект начал помогать судьям выносить приговор. В середине июля текущего года искусственный интеллект впервые стал составителем текста обвинительного заключения. Система машинного обучения может автоматически сканировать судебные дела на предмет ссылок, рекомендовать судье законы и правила, составлять юридические документы и исправлять то, что она считает человеческими ошибками в приговоре.

В частности, в 2014 году интеллектуальная судебная система под названием System of Systems (SoS) начинала свою деятельность как база данных. А в июле 2022 года с ней консультировался каждый судья по каждому делу, как это предписано Верховным судом. Если судьи не согласны с рекомендациями машины, они должны представить письменное объяснение для учета и проверки.

Искусственный интеллект получил прокурорские навыки после изучения более 17 тысяч дел, рассмотренных в судах Шанхая с 2015 по 2020 год. Обвинения SoS выносит с точностью в 97 %, основываясь на одной тысяче характерных черт, которые он выявляет в судебных документах по определенным уголовным делам. Внедрение искусственного интеллекта в судебную систему позволило сократить среднюю нагрузку на судью более чем на треть и сэкономить 1,7 млрд рабочих часов для граждан Китая в период с 2019 по 2021 год.

По информации разработчиков, SoS способен предъявлять обвинения по восьми наиболее распространенным в Китае преступлениям, таким как мошенничество с кредитными картами, организация азартных игр, опасное управление, умышленное нанесение травм, создание препятствий представителям властей в исполнении служебных обязанностей, Кража и мошенничество. Создатели уверены, что в будущем искусственный интеллект сможет выносить обвинения и по более резонансным и сложным с юридической точки зрения преступлениям.

Использование искусственного интеллекта в судебной системе многие считают «логичным шагом» по развитию Законодательного равенства и справедливости. Машинный разум не склонен к коррупции и эмоциям, может четко придерживаться законодательных рамок и выносить решения с учетом многих факторов, включая данные, характеризующие участников спора. По аналогии с медицинской сферой, роботы-судьи могут оперировать большими данными из хранилищ государственных служб. Можно предположить, что машинный интеллект сможет быстро обрабатывать данные и учитывать гораздо больше факторов, чем судья-человек.

Но эксперты-психологи считают, что отсутствие эмоциональной составляющей при рассмотрении судебных дел негативно скажется на качестве решения. Вердикт машинного суда может оказаться слишком прямолинейным, который не учитывает важность чувств и настроения людей.

Врач или компьютерная программа?

Внедрение систем искусственного интеллекта в медицине — один из важнейших современных трендов. Технологии искусственного интеллекта кардинально меняют мировую систему здравоохранения, медицинскую диагностику, позволяют приблизиться к медицине 4п, повысить качество услуг здравоохранения при одновременном снижении расходов для клиник. По мнению аналитиков, у искусственного интеллекта есть большой потенциал в проектах ухода за пожилыми людьми, исследовании генома, открытии новых лекарств, медицинской визуализации и диагностике различных заболеваний.

В 2021 году инвестиции в проекты искусственного интеллекта в области здравоохранения по всему миру достигли 11,2 млрд долларов против 8 млрд долларов годом ранее. Такие данные в марте 2022 года опубликовал Стэндфордский институт искусственного интеллекта.

Для примера: врачи начали использовать искусственный интеллект, который диагностирует глаукому на ранних стадиях с точностью 97 %. Исследователи из Университета RMІT в Мельбурне (Австралия) создали систему, которая сможет выявлять рак простаты во время стандартной компьютерной томографии. Обычно на КТ-рисунках трудно выявить эту патологию.

В конце мая 2021 года стало известно о создании нейросети, которая вычисляет риск злокачественных новообразований по съемкам компьютерной томографии и флюорографии. Исследователи из Нидерландов разработали алгоритм, оценивающий злокачественность легочных узелков, обнаруженных при скрининговом кт. Созданная ими нейросеть может различать разновидности легочных узелков и оценивать вероятность развития рака с точностью в 82-93 %, не уступая 11 признанным экспертам в этой области. Таким образом, у пульмонологов, онкологов и радиологов появляется отличный электронный помощник.

— Лично я очень скептически отношусь к высказываниям разработчиков вроде «наша программа работает как человеческий мозг», — констатирует кандидат технических наук, заведующий лабораторией анализа биомедицинских изображений Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, доцент кафедры биомедицинской информатики ФПМИ БГУ Василий КОВАЛЕВ. — После своей работы в Институте мозга должен констатировать, что даже люди, которые много лет посвятили изучению когнитивной неврологии, говорят, что они хотели бы знать, как устроен мозг человека, но на самом деле мы знаем о нем еще совсем мало. Медицинская отрасль — очень чувствительная к современным инженерным решениям в области искусственного интеллекта. Их предлагается достаточно, так как много специалистов работают в этой сфере, в общем во всех странах мира айтишная поддержка медицины очень сильна. Но нам нужно понимать, что точность решений в медицине чрезвычайно важна, ведь ошибки будут стоить пациенту очень дорого. Все программы нужно разрабатывать при непосредственном участии врачей, которые будут их применять, так как именно врач, а не нейронная сеть, определяет по кардиограмме вероятность инфаркта.

Считаю, что никакая нейронная сеть, никакие компьютерные программы не смогут полностью заменить врача. В общем, междисциплинарность в сфере искусственного интеллекта чрезвычайно важна. Невозможно создавать интеллектуальные системы прикладного характера без соответствующих экспертов в области медицины, нейромотематики, обработки изображений, юриспруденции... Например, любой снимок — это персональные данные человека, что существенно усложняет задачу информационной безопасности.

В частности, Всемирная организация здравоохранения указала на негативные последствия применения искусственного интеллекта в медицине, если в основе его разработки и использования не будут лежать этические принципы и защита прав человека, и опубликовала рекомендации, в которых изложены принципы ограничения рисков и максимального использования возможностей искусственного интеллекта для здравоохранения.

 

Кодекс этики

Во время круглого стола прозвучала мысль, что белорусские юристы в своих исследованиях и публикациях обходят стороной острые этические проблемы внедрения искусственного интеллекта.

— Для того, чтобы новые технологии внедрялись и использовались, нужно повышать цифровое доверие к ним граждан. Закон «О защите персональных данных» вызвал определенный коллапс, потому что информатизация процессов опередила правовое регулирование. Вопросов очень много. Что должно быть раньше: технология или право? Я считаю, что право не должно тормозить развитие технологий. Законодательство должно соответствовать уровню развития общества, а не тормозить его развитие. Самое главное — сделать так, чтобы эти технологии могли сосуществовать с людьми, чтобы искусственный интеллект управлялся человеком, а не возник над ним, — поделилась своим мнением кандидат юридических наук, доцент Мария АБЛАМЕЙКО.

Многие страны мира уже имеют концептуальные документы, контролирующие искусственный интеллект.

7 октября 2022 года Управление по научно-технической политике (OSTP) Белого дома выпустило пять положений, которыми следует руководствоваться при разработке, использовании и внедрении автоматизированных систем. Документ был подготовлен на фоне того, как по мере развития искусственного интеллекта все больше голосов присоединяется к призыву принять меры по защите людей от этой технологии. Опасность, по мнению экспертов, заключается в том, что нейросети легко становятся предвзятыми, неэтичными и опасными. Одно из положений касается защиты от алгоритмической дискриминации. В зависимости от конкретных обстоятельств она может нарушать правовую защиту. Поэтому автоматизированные системы должны проектироваться на основе равноправия.

Очень важный аспект — конфиденциальность данных. Пользователь должен быть защищен от неправомерного использования данных с помощью встроенных средств защиты, и он должен иметь право распоряжаться тем, как будут использоваться данные о нем.

Пользователь должен иметь возможность отказаться от услуг автоматизированной системы, где это необходимо, и иметь доступ к специалисту, который может быстро рассмотреть и предотвратить возникшие проблемы. Иметь возможность отказаться от автоматизированных систем в пользу человеческой альтернативы.

Кодекс этики искусственного интеллекта был разработан также российским альянсом в сфере искусственного интеллекта совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ и Министерстве экономического развития. Основные принципы его внедрения — прозрачность, правдивость, ответственность, надежность, инклюзивность, непредвзятость, безопасность и конфиденциальность.

Стоит ли нам разрабатывать свой кодекс или можно изучить российский и европейский опыт? Сегодня в мире предлагается разработать единые подходы для всех стран, ведь проблемы стоят перед всеми одинаковые. Есть мнение, что человечество еще не на все грабли наступило, чтобы управлять искусственным интеллектом как данностью.

А вот разработать стратегию развития искусственного интеллекта в Беларуси необходимо. В этом сошлись все участники круглого стола. Возможно, нужно сосредоточить внимание на определенных направлениях, а не пытаться охватить все, учитывая размеры нашей страны и ее интеллектуальные ресурсы. Наибольшую прибыль внедрение искусственного интеллекта может принести в промышленности и в той же медицине. Одним словом, есть над чем подумать.

Надежда НИКОЛАЕВА​

Фото pexels.com

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.