Вы здесь

Татуировка: жест ради жеста? Украшение, самореализация или признак примитивной культуры


По статистике, 50 % людей, украсивших себя татуировкой, принимают меры по ее удалению в течение 10 лет. Сколько тех, кто жалеют о нанесенной татуировке, но не делают эти процедуры ввиду довольно высокой их стоимости, кстати, гораздо выше, чем нанесение тату даже в хорошем салоне, к сожалению, неизвестно.

Конечно, как и всякая мода, со временем татуировка может потерять свою популярность. На самом деле, можно ли ожидать, что любимые джинсы, рубашку, платье или ботинки мы будем носить до конца своих дней? Конечно же, стили, фасоны и цвета меняются. Но татуировку не изменишь, как одежду. К тому же то, что мы считаем классным в 18 лет, в 30 лет может таким уже не казаться.

О феномене и популярности татуировок в современном мире с психологической точки зрения мы пообщались с психологом высшей категории Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии Анной Соловей.


— Анна Игоревна, в последнее десятилетие татуировка стала очень массовым явлением...

— Мода на татуировки отнюдь не новая — это один из древних методов оформленія своего тела. Как и всякая мода, эта тоже склонна к приливам и отливам. Действительно, за последние десять лет она превратилась из табуированного элемента в часть культуры и получила массовое воплощение.

Одна из версий о происхождении этого термина говорит о том, что на таитянском языке (острова Полинезии) «тату» означает «обозначать, маркировать». Это слово привез в Европу мореплаватель Джеймс Кук. Надо отметить, что три мировые религии (христианство, мусульманство и иудаизм) негативно относятся к процессу татуирования. Поэтому долгое время данное явление не имело широкого распространения.

Однако современная татуировка может наноситься не только из этнически-религиозных или криминальных мотивов, но и отражать индивидуальность ее носителя, значимые события, личные предпочтения, принадлежность к спортивному клубу, музыкальному или политическому течению, приобщение к конкретной неформальной группе и прочее.

История татуировки началась более пяти тысяч лет назад. В первобытном обществе татуировки использовали как символ принадлежности к роду, племени или для обозначения социального статуса. По рисунку на коже можно было понять, кто перед тобой: воин или охотник, поводырь или изгой. Позже татуировки стали использовать как обереги или часть обряда, например при посвящении мальчика в мужчины.

Долгое время татуировками обладали только избранные, особенные люди. Но в 1891 году все изменилось. Самюэль О’Рейли создал первую машинку для татуировки, тогда же эта деятельность превратилась в бизнес и способ развлечения.

— Однако почему именно сегодня к ней обращаются все чаще?

— Татуировка в современном мире — это прежде всего высказывание. То, что люди используют для этого такой неординарный способ, означает, что высказывания, которые можно сделать другими способами, не кажутся им достаточными.

Очевидно, что возросла сама потребность в высказывании. Сейчас нас с детства учат, что мы являемся чем-то особенным и значимым. И сегодня многие не хотят быть частью однородной массы, а наоборот, желают выделиться, заявить о себе. Татуировка является очень удобной формой подобного заявления. Не нужно что-то доказывать или совершать, прилагать усилия для того, чтобы донести сделанное или информацию о том, что ты сделал. Наконец, не нужно беспокоиться о сохранности достигнутого результата. Татуировка всегда с тобой, она всегда доступна восприятию окружающими.

Татуировка — визуальный объект. И сегодня невольно идет перераспределение информации в пользу каналов коммуникации, ориентированных на зрение. Передачи подлежат изображения, а не слова. Изображения же рассчитаны на их эмоциональную обработку. Современный человек все больше движется в сторону эмоциональности, а рациональное теряет былое значение.

— Явное и значительное увеличение количества женских татуировок. С чем это связано?

— Некоторые мужчины, с которыми я обсуждала эту тему, считают, что татуировка является маркером возможных психологических проблем. И если какие-либо ласточка или бабочка могут восприниматься еще нейтрально, то детально проработанная инфернальная картина на предплечье, спине или бедре пугают. Кроме того, мужчины часто говорят, что женская татуировка воспринимается как «грязь».

Положение мужчины в современном мире, по сути, не изменилось. Он как выходил на борьбу со средой, так может это делать и сегодня. Изменилось то, что раньше за мужчиной, как правило, была семья, а теперь может не быть никого, и весь его конфликт со средой вызван реализацией только его собственных интересов. Но при этом способ его действий в целом сохраняется, ему все знакомо и он чувствует себя уверенно.

С женщиной все немного по-другому. Модель ее мироздания претерпела более существенные изменения. Красивые ярлыки, повешенные на этот процесс — эмансипация, борьба за права, — не могут скрыть несовершенства новой обстановки: она должна имитировать мужчину, физиологически и психологически не будучи им. Отсюда неуверенность и повышенное эмоциональное напряжение. Женщине приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы оставаться в рамках нового образа, не давая себе вернуться к прежней, традиционной модели.

В эти усилия входят и тату: ими женщина демонстрирует самодостаточность, утверждая, что она обладает необходимым уровнем свободы, чтобы распоряжаться собой по собственному желанию.

Если послушать самих девушек, можно выделить несколько основных мотивов нанесения татуировки. Некоторые делают это для самовыражения. Другие утверждают, что «имеют право» делать со своим телом что угодно. Конечно, влияет и мода на тату. Как существует и мотив оформления тела. Однако на эти вызовы можно было бы ответить и иначе. Почему же выбирается ответ именно в виде тату? Не потому ли, что другие ответы оказались менее доступны?

В общем, с культурологической точки зрения следует отметить, что татуировка присутствует в достаточно примитивных культурах. А количество людей, готовых довольствоваться примитивной культурой, к сожалению, растет.

Если человек сущностью пассивен, он действует с наименьшими затратами энергии. Самореализация в виде тату стала массовой именно потому, что этот способ требует малейших усилий при достижении очевидного для всех результата. Тем людям, которые готовы духовно работать, татуировка не нужна. Их реализация будет и без того полной, в ней просто не останется места для жестов ради жеста, к которым относится и тату.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Финансы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

За четыре месяца 2024 года раскрываемость тяжелых киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 19%.

Спорт

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Фехтовать наша героиня умеет тремя видами оружия: саблей, шпагой и рапирой.