Вы здесь

Достойный ответ современным вызовам и угрозам. Как сформировать историческую память у нового поколения?


«История Беларуси во многом военная. Особое место в ней занимают события Великой Отечественной войны, которая тем или иным образом затронула буквально каждую семью. Неслучайно память об этой трагической странице нашей истории является фактором консолидации белорусского общества. Это историческое событие присутствует в коллективной памяти белорусского народа, является фундаментом для национального самосознания». Такое мнение высказала старший научный сотрудник Центра истории науки и архивного дела Института истории НАН Беларуси, кандидат педагогических наук, доцент Марина Краснова во время презентации обновленного УМК «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» для учреждений общего среднего образования.


Почти два десятилетия назад — с 2004/2005 учебного года — по поручению президента во всех типах учебных заведений начал преподаваться факультатив по изучению истории Великой Отечественной войны. Тогда же коллективом белорусских ученых, преподавателей вузов и педагогами школ был подготовлен соответствующий учебное пособие (он дважды переиздавался), хрестоматия, пособие для учителя, справочник, рабочая тетрадь и атлас.

В этих изданиях — результат многолетней работы авторского коллектива под руководством академика Национальной академии наук Беларуси, доктора исторических наук, профессора Александра Ковалени.

Не дать переписать историю

— Символично, что компоненты УМК были обновлены в 2022 году, который объявлен в Беларуси Годом исторической памяти и проходит под знаком сохранения правды обо всех периодах существования белорусского народа, — отметил на презентации начальник Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Эдуард Томильчик. — Благодаря работе авторов и рецензентов наши учащиеся и педагоги получили учебно-методический комплекс, не имеющий аналогов на постсоветском пространстве. Он был высоко оценен профессиональным историческим сообществом государств — участников СНГ как образец объективного представления истории Великой Отечественной войны и средство эффективного воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свой народ.

«Великая Отечественная война и спустя многие десятилетия продолжает жить в сердцах белорусских людей как символ трагедии и героизма советского народа, воинской славы, единства и взаимопомощи. Сегодня очень важно донести до подрастающего поколения эту историческую правду, объективно показать роль наших дедов и прадедов в разгроме фашистского нашествия, — подчеркнул Эдуард Томильчик. — Значимость сохранения исторической памяти нашла свое отражение в обновленной Конституции Республики Беларусь. Мы впервые на постсоветском пространстве закрепили в Основном Законе страны важность сохранения исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне, массовом героизме нашего народа. Размах фашистского террора был таков, что мы до сих пор не знаем точного количества потерь.

Современные события со всей очевидностью показывают, что только вместе, сохраняя память о героических и трагических днях Великой Отечественной войны, осмысливая важность ее уроков, можно дать достойный ответ современным вызовам и угрозам. Важную роль в объективном показе исторической правды для подрастающего поколения будет играть обновленный учебно-методический комплекс. В нем — объективная оценка событий, а значит, достойный ответ всем попыткам забыть о зверствах, которые фашисты совершали на нашей земле, переписать историю войны и забыть о великом подвиге советского солдата, который кровью заплатил за нашу с вами свободу и независимость. Уверен, что обновленный учебно-методический комплекс станет важным средством сохранения правдивой истории Великой Отечественной войны, передачи будущим поколениям понимания того, что единство и истинная любовь к Родине — надежная защита от любой угрозы. Задача учреждений образования — эффективно использовать все компоненты этого комплекса для формирования исторической памяти у молодого поколения».

Почувствовать «живой нерв» войны

— Учебно-методическое пособие издано на двух языках: русском и белорусском. В него было внесено много изменений. Например, он был дополнен оценками событий войны, которые давали их современники: премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, президент Чехословакии Эдвард Бенеш, британский журналист Александр Верт, командующий 2-й танковой армии вермахта Гудериан. Это очень хороший момент для формирования критического мышления и умения работать с информацией, — подчеркнула Марина Краснова, один из авторов УМК. — У нас появилась рубрика «Война на экране»: здесь можно найти наиболее значимые и правдивые киноленты, снятые в Беларуси и в других странах, которые наиболее точно показывают, что происходило в годы войны. Мы выделили рубрику «Уроженцы Беларуси», чтобы школьники понимали, в каких событиях принимали участие уроженцы нашей земли, чтобы они видели, что белорусы были буквально везде: участвовали в сражениях на фронтах, были партизанами и подпольщиками. В учебном пособии приведено очень большое количество примеров героизма наших земляков. К сожалению, современные дети не знают имен героев, не знают, в честь кого названы улицы наших городов и как война отразилась на их семье и на населенном пункте, где они живут.

Также в учебное пособие мы включили изображения произведений живописи. К иллюстрациям поставлены вопросы, чтобы учителю было легче организовать работу в классе. Достаточно много введено новых документов, диаграмм, иллюстраций, картосхем. Впервые в учебной литературе (и советского, и постсоветского периодов) мы включили картосхему раздела Чехословакии, который состоялся после Мюнхенской конференции, для того, чтобы школьники видели, что произошло со страной и, самое главное, кто принял участие в разделе этого государства.

В обновленном пособии нашлось место и заданиям по краеведению. «Важную роль в патриотическом воспитании играет поисковая, краеведческая работа. И ее правильная организация позволит узнать учащимся о героях войны, о мотивах их подвигов. Существенную роль в активизации поисково-исследовательской деятельности играет введенная в учебное пособие рубрика «составляем летопись войны». К сожалению, ветеранов становится все меньше, поэтому задания рубрики были несколько изменены, она становится больше исследовательской, поисковой, мы стимулируем школьников сходить в местные архивы, в музеи, найти тех, кто еще может поделиться какими — то воспоминаниями о войне, — добавила старший научный сотрудник. — Помимо пособия, мы подготовили обновленный вариант хрестоматии. В 2008 году был издан первый вариант, а новый обновлен практически наполовину. В хрестоматию мы включаем не только текстовые документы, но и статистические данные, не только официальные документы, но и документы личного характера: отрывки из воспоминаний, из дневников, письма участников войны. Это также помогает почувствовать «Живой нерв» войны».

По мнению руководителя авторского коллектива, секретаря Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, академика Александра Ковалени, учебному пособию сложно успеть за постоянно обновляемой информацией, тем не менее к этому надо стремиться:

— Например, ранее считалось, что в Беларуси оккупантами и их прихвостнями было сожжено 9200 населенных пунктов, а по новым сведениям — их свыше 10 тысяч. Сегодня факты геноцида белорусского народа в годы войны исследует Генеральная прокуратура. И эта информация также должна глубоко освещаться...

Сохранить каждый факт и каждую деталь

Школьные педагоги поделились своим опытом использования УМК «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».

— Не все учителя владеют методикой работы с художественным образом, кому-то лучше удается работать с документами или статистическими данными, а учебно-методический комплекс позволяет каждому педагогу раскрыть свой педагогический и воспитательный потенциал, — рассуждает учитель истории и обществознания борисовской гимназии № 1 Ольга Маевская. — Каждый найдет в нем то, что близко. Это мощное средство для обучения детей, которые могут быть логиками, визуалами и так далее. Мы работаем с поколением Z. Это дети с лингвистическим, художественным, музыкальным интеллектом... И эмоции играют мощную роль на таких уроках. К тому же этот курс дает возможность ответить на вопрос, а кто такой настоящий мужчина и настоящая женщина. В современном мире, к сожалению, таких примеров мы встречаем недостаточно.

Учитель истории и обществознания минской гимназии № 31 Людмила Гуринович, один из авторов пособия для учителей обновленного УМК, отметила, что педагоги могут работать и с аудиоматериалами, и с иллюстрациями, и с исторической фотографией. В пособии есть QR-коды, которые направляют к нужным ресурсам. Можно прослушать речь о начале Великой Отечественной войны и сопоставить ее с фотографиями, сделанными 22 июня 1941 года. Происходит углубление детей в тот трагический день, что вызывает сильные эмоции. Можно дать задание найти в современном городе место на фотографии военных времен. Нынешним детям трудно представить, как в оккупированной Беларуси печатались газеты, на каких материалах и в каких условиях. Этот раздел курса их очень интересует.

По мнению педагога, нужно делать акценты на персонализацию истории: подростков интересуют судьбы конкретных людей. Учительница реализовала со своими учениками проект «Прадедушка». Они вместе через банк данных «Мемориал» искали сведения о родственниках, которые воевали на разных фронтах. «Это был очень эмоциональный проект, — отметила она. — А еще детей очень впечатлила информация о том, за сколько дней фашистская Германия завоевала страны Европы...»

Директор Национального института образования Валентина Гинчук рассказала участникам презентации о том, что на республиканском совете по исторической политике при Администрации Президента Беларуси была утверждена Концепция школьного исторического образования. Она касается не только школьных предметов — истории Беларуси или интегрированного курса истории Беларуси в контексте мировой истории, а затрагивает также вопросы межпредметных связей. Заложены взаимосвязи с белорусской литературой, обществоведением, географией, рядом других дисциплин. Еще один важнейший аспект в плане новизны концепции — вопрос внеурочной деятельности. Можно задействовать множество форм работы — экскурсии, краеведческую деятельность, поисково-исследовательскую работу, лектории, выездные мероприятия на месте боевой славы и другие объекты, имеющие важное значение для формирования исторической памяти...

Директор Института истории НАН Беларуси Вадим Лакиза сообщил, что к изданию готовится уже третья книга народной летописи Великой Отечественной войны. Акция «Народная летопись Великой Отечественной войны: Вспомним всех» инициирована НАН Беларуси в 2020 году. Благодаря ей у тех, кого затронула война и у кого сохранились материалы, документы и фотографии своих предков, сражавшихся в рядах Красной Армии, участвовавших в партизанском движении, подпольном сопротивлении, появилась возможность присылать воспоминания в Институт истории. В центре военной истории эти материалы систематизируются, анализируются, обрабатываются и готовятся к публикации. Уже изданы две книги «Народная летопись Великой Отечественной войны: Вспомним всех». Собраны материалы и для третьей книги.

На сайте Института истории можно увидеть те статьи, которые опубликованы в первой и второй книге. Кроме того, ведется работа по созданию специального научно-информационного портала под условным названием «Летопись. Память белорусского народа». Над этим работают ученые Института истории совместно с сотрудниками Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси. Сайт будет общедоступен с возможностью поиска. Это позволит разместить всю информацию, поступающую в Институт истории.

В современных геополитических условиях, когда не прекращаются попытки фальсификации и искажения истории Второй мировой и Великой Отечественной войн, остается все меньше и меньше непосредственных свидетелей и участников военных событий, жизненно важно сохранить для потомков каждый факт и каждую деталь — все, что стало олицетворением духовной силы белорусского народа в тяжелые военные годы.

Вадим Лакиза обратился к педагогам с просьбой активизировать работу по сбору воспоминаний и фотографий участников событий Великой Отечественной войны, заглянуть в семейные архивы. Материалы нужно направлять в Институт истории Национальной академии наук Беларуси, где будет осуществляться сбор информации, научная обработка полученных сведений, подготовка на их основе соответствующих изданий, а также создание электронной базы данных.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Бутилированная, колодезная, из-под крана... как в стране решают проблему чистой питьевой воды

Сегодня в Беларуси чуть более 800 населенных пунктов еще не имеют качественной воды.

Экономика

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Разумные деньги. Кредиты стали доступнее, а ставки по депозитам — ниже

Как известно, с 23 января у нас изменилась ставка рефинансирования.

Общество

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

Ярослав Иванов: Во время «Студента года» я прошел колоссальный путь

О том, какие эмоции почувствовал, когда понял, что победил.