Вы здесь

Рассказываем, как кадровый военный, планируя поработать в школе год, задержался здесь более 30


Почему кадровый военный, планируя поработать в школе год-два, задержался здесь более 30 лет? Какие ценности нужно прививать современным детям? На что следует опираться в периоды кризисов и «черных полос»? Об этом я попросила высказаться преподавателя истории и обществознания минского лицея № 2 Федора Васильевича Родионова.


Источник чистой воды

— Я не выбирал профессию педагога. Получил военное образование. Но в дипломе записана и гражданская специальность — «учитель истории и обществознания». И вот после развала Советского Союза временно решил устроиться в гимназию № 1 Минска, чтобы заочно закончить юрфак БГУ, планируя связать жизнь с юриспруденцией. Но «человек предполагает, а Бог распоряжается». Дети меня буквально «примагнитили» к себе своей наивностью, открытостью, непосредственностью, юношеским максимализмом, отсутствием лицемерия. Я уже многое в жизни видел, через многое прошел и «припал» к ученикам, как путешественник в пустыне приходится к источнику чистой воды. Возвращаться в мир исключительно взрослых отношений не захотелось. Просто не смог отказаться от роскоши общения с детьми. Безусловно, с ними бывает сложно, до них порой трудно достучаться, много чего меня в них тревожит, и все же утром спешу на встречу с ними.

Два года назад мне пришло в голову брать интервью у своих учеников и сохранять эти записи. Думаю, через определенное время им будет очень интересно сравнить себя, взрослых, с 17-летними подростками. Юноши и девушки охотно соглашаются отвечать на мои вопросы. И иногда такие аналитические заключения, такие глубокие мысли от них слышу, что стоило бы многим взрослым поучиться.

Поднять авторитет педагога

— Современная школа находится не в лучшей форме. И по кадрам и по мотивации — главной составляющей учебно-воспитательного процесса. К сожалению, в систему среднего школьного образования не хотят идти молодые специалисты, здесь очень мало мужчин. А для воспитания полноценных лиц мужчин и женщин в школьных коллективах в идеале должно быть поровну. Чтобы поднять авторитет учителя, нужно многое менять, и я говорю не только о повышении зарплат, но и об отношении общества. Общение родителей и преподавателей, к сожалению, сегодня строятся на взаимных претензиях. Эти разборки сказываются на детях: они учатся манипулировать взрослыми. Многие подростки и молодые люди с презрением относятся к профессии педагога, и это грозит серьезными неприятностями в будущем. Профессии педагога, врача, культурного работника держатся на пришедших туда по призванию, кто вкладывает душу в свой труд. Дети очаровываются не предметом, а педагогом, который его преподает. И когда уйдут лучшие носители традиций наставничества, кто придет им на смену?

Учит думать

— Считается, что в школу приходят в первую очередь за знаниями. Но сегодня гораздо важнее сформировать навыки, как и где самостоятельно брать знания, фильтровать их, учить детей критически мыслить и подсказывать ориентиры, на которые можно опираться, чтобы жить в этом сложном мире и не терять себя. Постараюсь не перегружать информацией, а дать метод самообразования и самообучения. Чем больше человек развивает критическое мышление, учится слышать другого собеседника, тем терпимее и великодушнее он становится. Давно замечено: серые, недальновидные люди почти всегда агрессивны. Школа, безусловно, должна не только воспитывать, но и воспитывать. И здесь тоже всегда важно, кто вовлечен в этот процесс, доверяют ли дети своему учителю или считают его авторитетом. Наши потомки не вырастут патриотами только потому, что им все время будут говорить: так надо. Но когда они узнают о своих корнях, когда им рассказывают о предках, когда они встречают на своем пути людей, которые протянут руку помощи в трудную минуту, они обязательно полюбят землю, на которой родились.

Тревожные тенденции​

— Вопрос ментального выбора человека вечный. Мои ученики из поколения 2000-х годов часто говорили о любви, дружбе, преданности как о важных и дорогих для них ценностях. Сейчас многие старшеклассники этого стесняются. Большинство убеждено в том, что главное условие достижения счастья и главный критерий истинной личности — карьера и деньги, ведь они приносят независимость и уважение. По «эфемерным вещам», к которым относят дружбу и любовь, говоря языком современных тинейджеров, они «не заморачиваются». И меня это чрезвычайно беспокоит. Человек — существо биосоциальное. В его программе заложено рожать тех, кто продолжит жизнь, включая и жизнь духовную. Без духовной составляющей люди превращаются в белок, бегущих в кругу, забыв, куда и зачем. К сожалению, в нашем обществе наметилась тревожная тенденция — к самоизоляции, обособлению. Мы видим в других людях не объект для интереса и любви, а потенциального соперника, конкурента. На мой взгляд, маскируясь стремлением к личному пространству и свободе, теряем очень ценное в жизни — отношение человека к человеку.

Вечным ценностям не страшно инфляция

— Человек становится личностью в результате сложного процесса, по законам, до конца нами не исследованным. Иногда способные ученики теряются в жизни, не находят себя, а посредственности становятся социально успешными. Но как бы то ни было, я считаю: детям нужно прививать вечные ценности, которые никогда не устареют, которым не страшно инфляция. Среди них — доброта, честность, надежность, порядочность, жертвенность, верность, трудолюбие. Это фундамент личности и отношений между людьми. И все это закладывается прежде всего в семье. Роль родителей в становлении человека важнее, чем учителей и среды. Конечно, дети самых прекрасных родителей также проходят через болезни роста и допускают ошибки. Они не застрахованы от жизненных драм, трагедий, у них бывают сложные судьбы. И все же за них крайне редко стыдно: они не совершают подлостей, не предают, сознательно не причиняют другим боли. Они придерживаются тех же ценностей, что и отец и мать, которые остаются для них ориентиром. Лично я всегда рад, когда родители приходят ко мне просто поговорить о своем ребенке: это помогает лучше понять ученика, найти ключ к нему, не допускать промахов в отношениях. Нередко ко мне заглядывают выпускники, чтобы просто пообщаться — о жизни, о том, с чем сталкиваются, что им трудно понять и принять. Им нужны уши и глаза неравнодушного взрослого. Каждая семья — это микромир со своими законами и правилами. Но всем без исключения родителям можно дать один общий совет: как бы вы не были заняты, ежедневно старайтесь находить время пообщаться с сыновьями и дочерьми, причем на равных, искренне интересуясь их мыслями и чувствами.

Не удовольствие, а крест

— Я глубоко опечален тем, что ценность семьи теряется в современном мире. Настораживает страшный эгоцентризм в отношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Многие молодые люди связывают понятие семьи в первую очередь с удовольствием, живут так, что «друг другу не надоедает», заключают друг с другом коммерческие сделки. Все это, на мой взгляд, плохо сочетается с семьей. На мой взгляд, семья — это не удовольствие, а крест, причем один на двоих. Недавно меня потрясла история, которую я услышал от выпускника. Мать, обидевшись на краткосрочный контракт на работе, собрала вещи и уехала в другую страну, оставив мужа и двоих детей. Собственные профессиональные амбиции оказались для нее важнее семьи. И все же я верю: в человечестве сработает инстинкт самосохранения, институт семьи сохранится. Ведь каким бы успешным ни был человек, без семьи и близких ему не выжить. Тем более, по моему мужскому мнению, изменение мира к лучшему, возрождение семейных ценностей должно начинаться с женщин. Они дают жизнь, формируют и вдохновляют мужчин. Если женщина перестает жить сердцем, душой, становится такой же разумной, как мужчина, мир обречен.

Что помогает пережить «черные полосы»

— Универсального рецепта, как пережить кризисы — и личные, и общественные — я не знаю. Каждый ищет свой спасательный круг, свою опору в периоды «черных полос». Кто-то находит их в искусстве и творчестве, кто-то в людях. Сегодня вера в Бога считается убежищем слабаков и неудачников. Но лично мне, бывшему Советскому политработнику, преодолеть жизненные испытания, подняться буквально из «руин», в свое время, помимо семьи, помогла именно Вера. Это меня и сегодня спасает. Времена не выбирают. История развивается по спирали. «Трудные времена» наступают, на мой взгляд, когда люди отказываются от Бога, от моральных ценностей, которые веками формировали наши предки. Трудные времена, безусловно, приносят много боли, слез, оставляют раны — и на теле, и в душах. Но они и срывают маски с людей: становится очевидным, кто есть кто. Именно в такие эпохи появляются сильные, пассионарные личности. Наше время, как мне кажется, побуждает глубже заглянуть в себя, свои души, почистить их от мусора, грязи и наметить программу личного спасения и возрождения...

Ольга ПОКЛОНСКАЯ 

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.