Вы здесь

Как читать? Что читать? Зачем читать?


Пленум по вопросам современной детской литературы Союз писателей Беларуси проведет 20 декабря текущего года в Доме литератора в Минске.


Чем вызвана забота творческого союза о развитии этого направления литературной деятельности? Как книга влияет на становление личности? Кто он — человек будущего? Как чтение связано с развитием страны?

Вопросов более чем достаточно, чтобы проводить мероприятие республиканского масштаба, приобщать к нему не только самих литераторов, но и специалистов различных сфер, так называемых «книжников».

Для тех, кто пытается оглянуться вглубь веков, очевидно, как со времен первопечатника Франциска Скорины книга изменила человека, и как накопленная в книгах мудрость помогла человеку удивить мир новыми достижениями и открытиями. О современном уровне развития цивилизации мы говорим как о цифровом обществе. И понимаем, что это книги научили человека думать, анализировать, позволили расширить и углубить знания о Вселенной, сделать жизнь более содержательной, комфортной. Так будет и впредь — книги не теряют своей ценности, наоборот, человек, читая, становится умнее, интеллигентнее, опытнее.

Вместе с тем двигаясь вперед, человечество столкнулось с глобальной проблемой: повсеместная доступность электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитие экранной культуры, социальных сетей, индустрии развлечений — эти факторы стали вытеснять чтение как незаменим ранее источник социально значимой информации, влиять на снижение его культурного престижа. К этой проблеме среди первых обратились сами литераторы.

Как известно, писателей, которые любят заглянуть в будущее, принято называть фантастами. Но жизнь уже не раз доказывала истинность их самых невероятных гипотез. Рэй Брэдбери считается мэтром фантастики. Его роман — утопия «451 градус по Фарингейту» настораживает последствиями для мира, лишенного литературных произведений. Уничтожив книги, человечество утратило свою историческую память, разучилось думать, постигать суть вещей. Замену литературным произведениям нашли в телепередачах, посвященных выяснению отношений между родственниками. Люди и сами не поняли, как превратились в «безмозглых» существ, ведь их разум привык к легкой информации. Потеряв книги, человечество позволило управлять собой.

Будем надеяться, что такая перспектива дальнейшего существования останется лишь художественным воплощением автора. Во многих странах мира сейчас самым серьезным образом относятся к поддержке детской литературы. Развитие детского и подросткового чтения рассматривается как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны.

Определенный опыт в решении этого вопроса есть и в Беларуси. Поэтому способствуют, безусловно, сами детские писатели, которых гораздо больше на отечественном литературном поле. В частности, членами Союза писателей Беларуси являются более 100 авторов, чье творчество направлено на детскую аудиторию. 35 из них живут и работают в столице.

Новые творческие силы дали толчок издательствам активнее выпускать книги для детей, библиотекарям — разнообразить палитру достопримечательностей приобщения к чтению своих посетителей.

И вместе с тем эта проблема требует более основательного осмысления ее значимости как фактора социально-экономического развития страны с учетом силы воздействия литературы и чтения на образование, мировоззрение и образ жизни подрастающего поколения. А это означает, что и документы, принимаемые на уровне государства в области стратегического планирования и инновационного развития страны, должны учитывать такую актуальную потребность, что тесно связано с культурой, образованием, воспитанием, семейной политикой, информационной безопасностью.

Поэтому и на пленуме СПБ пойдет разносторонний разговор о сущности проблемы и поисках путей ее решения. Для обсуждения выбраны темы «Детская литература как культурное явление общества. Приобретения и проблемы», «Тенденции развития современной детской белорусской литературы», «Осмысленное чтение как основа читательской образованности учащихся», «Принципы и критерии отбора произведений для включения в учебную программу по литературе», «Библиотека как развивающая среда детского чтения», «Книжные магазины как фактор развития инфраструктуры чтения», «Дизайн детской книги», «Креативные идеи по распространению книги и чтения», «Семейное чтение: ценности, интересы, перспективы», «Новые модели книгоиздания для детей». Речь поведут как сами писатели, так и представители министерств, Национального института образования, детских библиотек, системы ОАО «Белкнига», другие специалисты.

Пленум станет своеобразным смотром творческих сил и определением моментов общего взаимодействия различных структур в пользу приобщения как детей, так и их родителей к чтению, укрепления за нашей страной имиджа читающей страны. Это становится обязательным условием формирования нового поколения белорусов, способных на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности.

Кроме того, 20 декабря по всей стране пройдет республиканская акция «Вместе с книгой мы растем!». Детские писатели встретятся с читателями в разных городах Беларуси, а некоторые из них проведут мастер-классы в детских библиотеках г. Минска. 

Елена СТЕЛЬМАХ, председатель секции детской литературы СПБ

Выбор редакции

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до старости и чем помочь больному

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до старости и чем помочь больному

Болезнь вызывает пристальное внимание со стороны врачей и ученых.

Общество

Последняя сигарета. Неосторожное обращение с огнем грозит серьезными последствиями

Последняя сигарета. Неосторожное обращение с огнем грозит серьезными последствиями

В прошлом году в стране произошло 5958 пожаров, на которых погибли 627 человек.

Здароўе

Мороз и сердце: что такое холодовой инфаркт, кому он грозит и как его избежать?

Мороз и сердце: что такое холодовой инфаркт, кому он грозит и как его избежать?

Рассказала врач-терапевт, заведующий отделением профилактики 11-й городской поликлиники Минска Светлана Янушко.