Вы здесь

Василиса Марзалюк: «Хочется дать драйва нашим юным спортсменам»


Сложные времена не только рожают, но и воспитывают сильных людей. Особенно это важно в спорте. Поэтому новый проект Белорусской федерации борьбы и Президентского спортивного клуба «Лига храбрых» стал важным шагом в развитии детско-юношеского спорта. С сентября по декабрь юные борцы со всей страны выясняли, кто из них сильнее. В каждую команду вошли 30 человек: десять девушек, десять парней-вольников и десять классиков. Сначала они соперничали на предварительной стадии, затем — в полуфиналах, сильнейшие дошли до финала. Главный трофей завоевали борцы из Москвы, на втором месте — команда Могилевской области, на третьем — борцы из Минской области. Пока юные спортсмены набирались соревновательной практики и демонтировали свои приемы, взрослые специалисты отмечали новые имена и делали анализ развития борьбы. В выигрыше остались все. Каковы основные результаты «Лиги храбрых» и как дальше будет развиваться уникальный проект, рассказала старший тренер национальной команды Василиса Марзалюк.


— Василиса, поделитесь, пожалуйста, результатом «Лиги храбрых». Удалось ли реализовать все задуманное?

— Когда у нас появилась идея этого проекта, сразу ей загорелись, хотя и не до конца понимали, что у нас получится. Но после первой предварительной встречи команд поняли, что мы запустили крутой проект. Он такой и получился. Конечно, как организаторы мы заметили много ошибок. Но самое главное, что дети, тренеры и гости остались довольными, атмосфера была отличная. А ошибки мы возьмем во внимание, на следующий год их исправим и проведем «Лигу храбрых» еще лучше.

— Почему возраст участников «Лиги храбрых» — 14-15 лет. Какое значение этот возраст имеет для становления борца?

— На это есть несколько причин. Первая — такой возраст участников был пожеланием нашего партнера — Президентского спортивного клуба, который делает акцент на развитие детско-юношеского спорта. А с другой стороны, для кого как не для детей проводить такие турниры? У нас есть определенные пробелы во взрослых командах, но ведь начинаются они с детского возраста, и наша задача — сделать так, чтобы в будущем их не было. Это вторая причина. И третье — сегодня очень важно увлечь детей спортом, необязательно борьбой, но обязательно, чтобы дети отвлеклись от телефонов и занялись спортом. «Лига храбрых» показала, что у нас это получается. Нельзя не обращать внимания на требования нашего времени, поэтому мы привлекаем детей теми средствами, которые интересны им: развиваем социальные сети, создаем молодым спортсменам современный яркий праздник.

— Предыдущие этапы «Лиги храбрых», полуфиналы проходили в один день. Для соревнований по борьбе — формат необычный. Как он показал себя на практике?

— Президентский спортивный клуб создал условия, о которых мы раньше даже не могли мечтать. За каждой командой в областной город приезжал автобус, забирал спортсменов и тренеров. В Минске их кормили, выдавали футболки, трико. От спортсменов требовалось только присутствие. Такие идеальные условия, разумеется, были им на пользу. Очень удобно проводить турниры в один день. Это не создает дополнительной нагрузки на спортсменов. Несмотря на то, что мы пока отстранены от международных стартов, соревнований проводится много: в календаре стало больше официальных республиканских стартов, проводится спартакиада училища олимпийского резерва. Поэтому один день, суббота — это оптимальный вариант, чтобы спортсмены и тренеры могли равномерно распределить нагрузку, а любители — прийти и посмотреть соревнования. Формат «Лиги храбрых» получился очень удачный. Выступая с сентября по декабрь, спортсмены получили колоссальный опыт: отборолись два отборочных, один полуфинальный и финальный поединки — четыре схватки. Я наблюдаю за организацией международных стартов по этому возрасту и хочу сказать, что наша «Лига храбрых» по уровню организации ничем им не уступает.

— Борьба — индивидуальный вид спорта. Насколько важно борцам выступать в команде?

— Выступление в команде — это, в первую очередь, поддержка, а потом ответственность. Мне понравился один пост нашего спортивного психолога Ирины Конан. Она писала о том, что на легких соревнованиях, где спортсмен ощущает себя лидером и не имеет конкуренции, ему комфортно и он получает удовольствие. Чем выше уровень турнира, чем более напряженная обстановка и чем серьезнее этап, например, финал, — тем большее напряжение спортсмена. Это вполне логично и понятно. Чувствуя большое напряжение, иногда спортсмен хочет сделать больше, чем он может, чем делает на тренировках. А как такое возможно, если он никогда этого не делал? Но они стараются, и то может помочь. А иногда случается, что от напряжения спортсмен не может сделать того, что делал на тренировках. Это уже опасно. Но в тех двух случаях спортсмену необходимо одно — поддержка. И ее дает команда. Выступая за команду, борец может поднять свой максимальный уровень. Ему помогут поддержка команды, эмоции, настроение, атмосфера. Иногда дети в командных соревнованиях делают такое, что тренеры даже не думали, что их ученики на это способны. Они раскрываются. Когда я сама боролась, на меня иногда «давила» ответственность, и я боялась сделать лишнее движение, где-то рискнуть. А в командной борьбе легче раскрыть свои наилучшие качества.

К тому же детско-юношеский спорт — не только о том, чтобы показать наилучший результат. Это все равно какой-то педагогический, воспитательный момент, объединение, дисциплинированность. Ощущение, что ты нужен команде, подбадривающей спортсмена. Мы сравнивали, как наши подопечные менялись за время «Лиги храбрых». Первый раз я увидела их весной, потом через полгода они уже были другие, до финала — еще больше изменились. Стали интереснее, начали серьезнее готовиться к турниру, им захотелось показать себя, продемонстрировать лидерские качества, стали увереннее. Плюс они стали понимать вклад тренера в работу, это очень важно. Дети выросли не только в спортивном плане, но и как личности. Лига классная тем, что дети могли рискнуть. Даже тренеру это полезно, он видит, что не получается у спортсмена и над чем нужно работать.

— Председатель Белорусской федерации борьбы Алим Селимов часто говорит, что из турниров нужно делать шоу, чтобы они были интересны аудитории. Из «Лиги храбрых» шоу, безусловно, получилось. А не мешает ли оно спортсменам?

— Шоу их восхищает. И это один из инструментов того, чтобы увлечь детей спортом. Юные спортсмены следят за нашими социальными сетями. Современные дети смотрят не телевизор, а ленту «Инстаграма» или ТікТок, поэтому мы развиваем аккаунты, правда, до ТікТок нам пока далеко, так как это большая работа. Статистика просмотров трансляций из «Лиги храбрых» на Youtube-канале Президентского спортивного клуба показывает хорошие цифры, и мы понимаем, что движемся в правильном направлении. У участников «Лиги храбрых» брали много интервью. И я замечала, что с каждым разом они чувствуют себя увереннее, высказывают умные мысли, начинают следить за тем, что говорят. Я на своем опыте знаю, как важно спортсменам уметь давать интервью. Помню, на Олимпиаде в Лондоне я проиграла схватку за третье место, вышла расстроенная. А ко мне журналисты подбегают... Ну какое там интервью?! И обратный случай: завоевала лицензию на Олимпийские игры, ко мне подходит немецкий журналист и на русском языке задает вопросы. И я, на то время уже опытная спортсменка, довольная выступлением, растерялась. Поэтому разговаривать с журналистами спортсмен должен уметь.

— Одной из целей «Лиги храбрых» был просмотр спортивного резерва. Какие тут результаты?

— В целом еще до этого проекта мы понимали, в какой области ситуация лучше, в какой — хуже. Однако мы были приятно впечатлены, когда узнали, что в некоторых регионах была приличная конкуренция для того, чтобы отобраться в команду. На следующий год будем просить, чтобы главные тренеры в регионах включили в свой календарь отбор к «Лиге храбрых». Благодаря этому проекту мы увидели, что в борьбе, как и в других видах спорта, есть проблема с тренерскими кадрами. И мы планируем решать эту проблему в рамках «Лиги храбрых», и проект станет еще большим.

— Каким образом?

— В рамках проекта будем проводить судейские курсы — с февраля. В марте планируем начать курсы для тренеров. Наша федерация сотрудничает с Белорусским государственным университетом физкультуры, поэтому спикеры у нас будут авторитетные: тренер-преподаватель, преподаватель по педагогике, преподаватель по методике вида спорта, психолог. Сейчас создаем большую насыщенную программу.

Я учусь в Высшей школе тренеров БГУФК и понимаю, какие знания нужны тренерам. К нам приезжал Сайпула Абсаидов, главный тренер женской сборной России, олимпийский чемпион 1980 года. Его ученики привозили с Олимпийских игр по четыре-пять медалей из шести возможных. Для наших тренеров послушать такого специалиста — очень полезно. Они хотят работать по научным методикам, но в море информации трудно выбрать то, что действительно нужно, и научная литература не самая легкая для восприятия. Сайпула Атавович рассказывал, как сам несколько раз начинал и бросал изучение научной литературы, как разбирался в терминах и наконец создал свою методику подготовки спортсменов. И мы на основе его методики планируем создать своеобразное научное пособие для тренеров. Они должны быть компетентными хотя бы в самых понятных аспектах, например в угонке веса. Если дети сгоняют вес — это страшное дело. Меня один тренер учил, что перед каждыми соревнованиями нужно бороться с весом, со своим волнением и с соперником. А это большая нагрузка на психику. Значит, нужно тренироваться так, чтобы хотя бы с весом не боротся. Общая тенденция борьбы — не гонять вес, максимально от этого отходить. С таким подходом спортсмены должны работать с самого юного возраста. А это ответственность тренера. С подростками нужно разговаривать на их языке, не недооценивать их, они достаточно сообразительны. Юные спортсмены должны научиться не бояться соревнований, показывать свои приемы. И это снова ответственность тренера. Самое приятное, что тренеры хотят развиваться. И, опираясь на них, мы сможем развивать любимую борьбу.

— Если вернуться к спортивному резерву, то какие регионы у нас лидеры по развитию борьбы? 

— В Могилевской области женская борьба на высоте. В Гродно работают два выдающихся тренера — Мария Кардаш и Анна Грабовик. В свои секции они детей не набирают, а отбирают. Гродненская область — одна из сильнейших. Активные тренеры работают в Орше, но в целом Витебская область пока проседает. Мы отмечаем и тренеров, и спортсменов, но, пока они еще дети, не хочется сильно делать какой-то акцент. Мы адекватно понимаем, что сейчас сложно оценить, потому что нет международных стартов. Хочется дать юным спортсменам драйва, чтобы они не погасли, увидели, что им есть куда стремиться. Планируя следующий год, хочу съездить в каждый регион, провести там какое-то время, проанализировать работу тренеров и уровень подготовки спортсменов. Мне повезло, что я нахожусь в таком возрастном промежутке, что я хорошо знаю опытных взрослых тренеров и спортсменов, которые переходят на тренерскую работу. У меня с ними хороший «конект», и это обязательно поможет.

— Василиса, по вашему мнению, как могла бы сложиться ваша карьера, если бы в ее начале были такие турниры, как «Лига храбрых»?

— Мы, взрослые спортсмены, честно говоря, немного завидуем современным юным борцам, что у них есть такой турнир. В наше время такого не было. Может быть, я бы по-другому раскрылась, не была бы такой скромной в попытке заработать очки и не боялась бы рисковать. В мое время после чемпионата страны проводились командные соревнования"стенка на стенку«. И командные соревнования придавали драйву. Поэтому мы хотим, чтобы наше изменение его почувствовало.

— Какие новые проекты планирует Белорусская федерация борьбы?

— Из ближайших — «Белнефтехим women’s cup» — командный турнир в феврале. Предыдущие этапы пройдут в «Стайках», а финал — во Дворце борьбы имени Александра Васильевича Медведя. Формат такой же, как и в «Лиге храбрых». Хотят поучаствовать и киргизские команды, и молдаване, и узбеки, и казахи. Они видят, что у нас старты проходят на высоком уровне. Мы слышим позитивную обратную связь об уровне наших спортсменов. Возможно, после этого турнира и количество команд в «Лиге храбрых» увеличится. Это, конечно, добавит трудностей нам как организаторам, но ничего, справимся.

— Василиса, а вас не тянет на ковер?

— Нет, не тянет. Несколько месяцев назад я вышла побороться на тренировке, и когда вырвала ноготь, поняла, что все. Я тренируюсь, чтобы поддерживать тело в нормальной форме. Мой максимум — быть спарринг-партнером, если кому-то из спортсменов понадобится моя помощь. Спорт — это отдельная жизнь, другая, чем у меня сейчас. Но я очень рада, что все равно спорт присутствует в моей жизни.

Возможно, на ковер не тянет, потому что я устаю, работы много, отдыха мало. Сначала я боялась, как выдержу такой ритм, но за год привыкла. На следующий год у нас еще больше планов, еще больше работы, и меня это уже не пугает, а вдохновляет. Самое главное — видеть счастливые глаза наших юных спортсменов, высокие оценки тренеров, интерес людей. У нас сложилась дружная команда, настоящая борцовская семья, которая дает стимул двигаться и работать. А мне как бонус еще и мой спортивный опыт помогает, я много где была, видела множество соревнований, понимаю, что нужно спортсменам. Разумеется, были и моменты шока. Когда я увидела некоторые залы, где занимаются дети, — хотелось плакать. Ну надо трезво смотреть на нашу действительность и стараться решать проблемные вопросы, не бояться работы. У нас вся команда работает по такому принципу. Иначе не может быть, ведь борьба — часть нашей жизни.

Валерия СТЕЦКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.