Вы здесь

В Беларуси стремятся приобщить медиаторов к делам «трудных» несовершеннолетних


Мальчик-гимназист из хорошей семьи однажды украл из магазина конфеты и попался. У него спрашивают «Ты пошел купить лакомство, и у тебя не хватило денег?» — «Нет, у меня их и не было». Значит, шел воровать целенаправленно. «А который раз ты уже так делаешь?» — «Третий». Второму мальчику еще и десяти лет не было, а он уже несколько раз уходил из дома и жил в гаражах. После, лет в 11, воровал банки с закатками. Потом участвовал в растлении, а на суде говорил, что не понимал, что происходит, а просто помогал держать руки жертвы. Тогда все обошлось без наказания. Наконец, когда ему было 13, вместе со старшим братом шел по улице, и компания выпивох попросила у них деньги на пиво. Мальчик достал ножик и зарезал одного из тех, кто просил...


Рабочая встреча медиаторов со специалистами, заинтересованными в помощи «трудным» подросткам.

Эти маленькие истории детских судеб, кажется, разные, но похожи тем, что требовали своевременной и соответствующей помощи. Центр «Медиация и право» совместно с заинтересованными учреждениями страны начинает проект по применению медиации (досудебного мирного разрешения конфликта) в деятельности комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, чтобы помочь детям, попавшим в сложные ситуации конфликта с законом. Причем помочь вовремя, пока еще можно исправить и ребенка, и его путь.

Смотреть глазами помощи, а не наказания

Центр «Медиация и право» при Белорусском республиканском союзе юристов с 2015 года работает над реализацией различных социальных проектов, в частности над внедрением служб медиации в школах, а также над применением медиации для помощи подросткам, находящимся в конфликте с законом. Юристы планируют приобщить медиаторов к работе в комиссиях и инспекциях по делам несовершеннолетних. Единичные случаи такого участия медиаторов в решении проблем «трудных» подростков уже были, однако этого очень мало, считает Ирина Орловская, руководитель центра «Медиация и право», исполнительный директор объединения «Белорусский республиканский союз юристов»:

— Мы планируем обучить восстановительным медиативным практикам 20 человек из разных учреждений, которые тесно связаны с малолетними нарушителями закона, когда те попадают в сложные ситуации. Это учителя школ; участники комиссий по делам несовершеннолетних (КДН), в состав которых входят представители госорганов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; представители инспекций по делам несовершеннолетних (ИСП), состоящие из сотрудников Министерства внутренних дел. Даже если эти специалисты пройдут не полноценное обучение, а столь ускоренный курс, в ходе которого ознакомятся с основными принципами работы медиатора, они все равно уже смогут видеть и находить выход из ситуации мирным (медиационным) путем без уголовного наказания подростка.

«Юристы планируют приобщить медиаторов к работе в комиссиях и инспекциях по делам несовершеннолетних. Единичные случаи такого участия медиаторов в решении проблем «трудных» подростков уже были, однако этого очень мало».

Представители всех этих организаций вместе с медиаторами центра присутствовали на рабочей встрече, где вместе пытались придумать, как и из кого создать ту самую группу специалистов-спасателей, которые смогут смотреть на ситуацию глазами медиатора, а не рубить из-за плеча. А еще — понять, насколько глубоко нужно изучить специфику медиации, чтобы с ее помощью спасать юные судьбы подростков, которые ошиблись.

— Мы можем дать сокращенный курс, в ходе которого участники узнают об основах медиативных практик, об особенностях проведения переговоров в уголовно-правовом конфликте, научатся правильно ставить вопросы, — пояснила Ирина Орловская. — А на площадке Союза юристов предполагаем создать рабочую группу и подготовить методические рекомендации для работы. И по каждому случаю написать восстановительную программу.

Нарушитель — начинающий и системный вор

Подростки, находящиеся в конфликте с законом, — далеко не всегда криминальные злодеи. Чаще всего это дети, которые просто ошиблись, уверены медиаторы (специалисты по досудебному разрешению конфликтов). Есть малыши, которые уходят из дома бродяжничать на неделю, на месяц, и часто не потому, что им это нравится, а потому, что дома невыносимые условия для жизни. Но их, как и тех, кто целенаправленно выпивает, ворует и ведет себя агрессивно, ставят на учет. Помочь им исправиться и измениться, наверное, можно, — и лучше делать это не через направление в специализированные учреждения, а с помощью медиации.

Подростковые дела для медиаторов очень тяжелые, намного более тяжелые, чем даже бизнес-разборки «на миллион», поэтому в таких делах медиаторы работают вдвоем, утверждают специалисты.

Учиться с помощью медиации разрешать конфликты лучше на практических случаях, поэтому специалисты хотят собрать разные истории и создать из них около 10 кейсов (случаев) из реальных ситуаций, в которые попадают подростки.

Причем полезными для разбирательства могут стать и те случаи, когда несовершеннолетний впервые столкнулся с нарушением закона, и те, где подросток уже считается «упорным вором», уверены специалисты, работающие с детьми, попавшими в поле зрения соответствующих органов:

Учиться с помощью медиации разрешать конфликты лучше на практических случаях, поэтому специалисты хотят собрать разные истории и создать из них около 10 кейсов (случаев) из реальных ситуаций, в которые попадают подростки.

— Если правонарушение совершено впервые, подростка еще можно остановить. Кто-то вообще «за компанию» просто решился на что-то. Да и по семье потом видно, случайно подросток во что-то ввязался или к этому понемногу все шло. Возможно, нужно этот процесс направить в сторону школы, чтобы медиаторы могли помогать подросткам еще до того, как их дело будет направлено в комиссию по делам несовершеннолетних.

Для большего понимания, как работает медиация, специалисты привели пример, где удалось исправить не только детскую судьбу, но и отношения целой семьи.

Мелодрама под названием жизнь

Жила-была 13-летняя девочка, которая билась со своими одноклассниками. Отчего? А просто из-за каких-то своих внутренних представлений справедливости. Перевели ее в другой класс, а она говорит: «Я всех тех запомнила и все равно буду бить, потому что они плохие». Что делать с ней, не знали, и директор школы в отчаянии написала на нее заявление в комиссию по делам несовершеннолетних. В это самое время о любительнице драк узнали медиаторы, которые решили попробовать помочь.

На первой встрече школьница напоминала ежика, который колется И... противно ругается. Медиатор подошел к ней и сказал:

— Хочу выразить тебе свое уважение. Ты очень настойчиво и целеустремленно идешь по своему пути. Дорога у тебя плохая, но идешь ты по ней красиво.

Надо сказать, что за год до этого ее уже чуть не отправили в специализированное учреждение в Могилеве (немного не хватило правонарушений). Девочка свая этих слов удивилась, а после начала рассказывать:

— Когда я бью одноклассников, я включаю режим неадекватности, и когда побеждаю — чувствую себя человеком. 

Я подкармливаю кота, но забрать его домой не могу, так как у мамы аллергия. А еще я обижаюсь на отца, потому что он не хвалит меня, не любит, а любит только своих новых детей.

К переговорам с медиаторами девочка была готова, но никаких результатов не ожидала, так как была уверена, что никому не нужна. И медиаторы начали готовить медиационную сессию между школой и семьей девочки. На первой же встрече выяснилось, что разговаривать между собой родные люди не умеют — срываются на крик. Мать возмущалась, в частности: "а почему отец к нам не присоединяется?«Поэтому пригласили на встречу и папу девочки. А тот говорит:

— Не знаю я, что делать. Может, пусть едет в Могилев? Возможно, там ее научат.

Таким образом, самые родные люди «сбросили» ее с учета. Тогда позвонили старшей сестре, которая уже жила отдельно, и та тоже начала кричать, что готова уже забрать сестру к себе, так как мать не справляется.

Тогда медиаторы собрали вместе всю эту семью и спросили у девочки, чего она хочет. И та обратилась к отцу:

— Папа, а кто я для тебя?

— Ты мой первенец, и я тобой очень горжусь. Помню, как ты в пятом классе делала чудесные вещи на уроках труда.

Девочка заплакала и бросилась к отцу обниматься со словами: «А я думала, ты меня не любишь!«И вот здесь присоединились медиаторы, которые, как говорит Михаил Мацкевич, начальник отдела практической медиации центра «Медиация и право», выступили переводчиками на понятный язык.

— Твой отец от отчаяния сказал, чтобы ты ехала в Могилев, он надеялся, что там тебе помогут, потому что сам он и твоя мама не знали, что делать.

И было видно, как у этих людей меняется восприятие друг друга. Уходили они, обнимаясь.

История закончилась хорошо. Наладились отношения с отцом и его новой семьей. Девочка взялась за учебу, дополнительно занималась с учителями на каникулах в рамках медиативного соглашения, которое подписали школа и родители подростка.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.