Вы здесь

Как понять, что ребенок действительно психологически истощен, и правильно оказать ему помощь?


«Мне плохо, я устал, ни на что нет сил...» — эти слова мы все чаще слышим не только от взрослых, но и от детей. К сожалению, большинство родителей объясняет их как обычную лень или нежелание учиться. Как понять, что ребенок действительно психологически истощен, и правильно оказать ему помощь? Как распознать депрессию? И в каких случаях нужно немедленно обращаться к специалисту? Об этом беседуем с психологом Марией Гутько.


— Действительно ли подростки более склонны к депрессии?

— Такие черты характера, как чувствительность, эмоциональность, проявляются у нас в подростковом возрасте, и подростковые депрессии развиваются в 12-18 лет. Однако и дети с 5 до 11 лет тоже могут страдать депрессией. Это сниженное настроение, когда ничего не радует, ребенок постоянно угнетен.

Нужно обратить внимание, что депрессия — болезнь, которую следует лечить у специалиста. И надо к нему обращаться, даже если есть подозрение. Выявить склонность к депрессии очень сложно. Но можно ее заподозрить, если человек испытывал сложности, переживал сильный стресс, была депрессия у близких, ведь склонность к болезни может передаваться генетически.

Когда мы можем говорить о депрессии? Если видим, что у ребенка уже около трех недель сниженное настроение, повышенная плаксивость, возможно переедание или недоедание, отсутствует сон или, наоборот, постоянная сонливость.

— К ней более склонны мальчики или девочки?

— Девочки, ведь они более эмоциональные, у них больше размышлений о существовании, мировоззрение более широкое в этом смысле. Мальчики, наоборот, направлены делать что-то конкретное и менее склонны к повышенной тревожности. Но есть и мальчики с высокой тревожностью, у которых могут быть депрессивные эпизоды.

Здесь важно не путать депрессивное состояние и депрессию. Депрессия — это болезнь, которую следует лечить. И призываю, чтобы люди обращались к психологам, психотерапевтам, ведь в противном случае это может закончиться не очень хорошо.

— Зависит ли депрессия от черт характера?

— Многое зависит от нашего темперамента, он определяется нервной системой, мы с ним рождаемся, и изменить его невозможно. Сделать сангвиника холериком или холерика флегматиком нельзя. Здесь нужно принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть. Стремиться «вылепить» из него тот образ, который вы представляли, ни в коем случае нельзя.

А вот черты характера формируются у нас подобным образом. И отношения к людям — доверчивость, эмоциональность, близость — развиваются уже к году. Если мать в это время переживала послеродовую депрессию или родители, например, расторгали брак, у ребенка может быть склонность к психическим расстройствам. Очень важно к году сформировать эмоциональную привязанность, чтобы ребенок полностью получил эмоциональное подтверждение любви. А это означает взять на ручки и не слушать никого, кто советует: «Пусть оно поплачет — не приучай к рукам». Ребенок не просто так плачет, это его потребность в любви матери, то, что его сейчас развивает.

С трех до семи лет формируется отношение к труду — трудолюбие, ответственность, и здесь также закладываются определенные черты характера. С семи до одиннадцати также формируются черты характера по отношению к людям, ведь ребенок в это время идет в школу и по-новому смотрит на окружающих. Волевые черты характера развиваются в раннем подростковом возрасте, а с 15 до 17 формируются именно нравственные черты характера — патриотизм, самопожертвование, искренность, верность долгу и прочее.

— Что может приводить к депрессии? Всегда ли есть внешняя причина?

— Депрессия — это болезнь, и к ней могут приводить гормональные сбои, дисбаланс нейромедиаторов головного мозга, определенное потрясение в организме. По внешним причинам — ссоры, давление взрослых, завышенные требования. Как говорят сами дети, «Я постоянно чувствую себя обязанным». В школе что-то обязаны, и как бы ни сделал — плохо, дома — свои требования. И такой ребенок загнан в угол. Самооценка падает, отдаляются друзья, ведь ребенок начинает сравнивать себя с ними. К тому же, когда другие сверстники почувствовали это состояние подростка, они начинают его бояться и обходить, ведь он какой-то странный. Более того, отдаляются и родители, поскольку тоже пугаются этого состояния. (А вдруг это мы виноваты, а вдруг это наркотики?) Психоактивные вещества, кстати, тоже могут провоцировать депрессию.

Поэтому стоит наблюдать за ребенком, насколько он закрылся, насколько снижено настроение, но, чтобы это заметить, нужно контактировать. Нельзя избегать его проблем, которые нам кажутся несущественными — для него они огромны! В пять лет, когда поссорились с подругой или обидела воспитательница, это проблема. Поэтому каждый раз опускайтесь до уровня своего ребенка.

На практике каждый раз гадаешь: депрессия или нет? Иногда она прячется за натянутой улыбкой, приподнятым настроением, а потом подросток приходит домой и рыдает. Поэтому нужно общее наблюдение родителей, чтобы учителя подмечали, позвонить друзьям ребенка и спросить, не произошло ли что-то... И наблюдать за его общим состоянием: сон, питание.

— Приходилось слышать мнение, что депрессии не бывает у людей, выросших в деревне, условно говоря, с туалетом на улице...

— Я тоже не раз слышала: «Если у тебя депрессия — заведи корову, не проходит — заведи вторую, и не будет времени об этом думать». Однако это не так. Если исходить из того, что иногда к депрессии приводит наша биологическая предрасположенность — кому-то ее не избежать. Она случается и у людей, которые много работают в деревне, много учатся или живут в городе. И у тех, у кого все есть и не о чем заботиться. Но нельзя сказать, что депрессия от лени и безделья.

— Если заметить депрессию на ранней стадии, с ней легче справиться?

— Гораздо легче. Если сразу заметили, что с ребенком что-то не так, это быстрее и без тяжелых последствий лечится. А последствия могут быть разные, так как подключается психосоматика, появляются сопутствующие заболевания. К тому же человек привыкает так жить, меняется его менталитет. Моей пожилой мамочке недавно удалили катаракту. Конечно, я замечала в последний год ее депрессивные настроения. А когда после операции сняли повязку, она говорит: «У вас такая красивая и яркая картина на стене, и диван у вас новый». У человека была завеса на глазах, все краски тусклые, и такое настроение и жизненная философия преобладали, что все унылое, печальное. Приезжает к своим детям — у них старая картина, старый диван. В депрессии мы забываем, что когда-то были яркие краски. И, к сожалению, привыкаем к тому, что чего-то не видим, не слышим, и мир становится серым.

— Есть ли проявления, из-за которых родители должны сразу обращаться за помощью?

— Если ребенок говорит о суициде, о том, что ему надоело жить, не надо обесценивать такие высказывания. Если это было сказано во время конфликта, чтобы привлечь к себе внимание, это одна история. А если такие высказывания звучат часто, у подростка сниженное настроение, он перестал интересоваться жизнью, имеются все депрессивные проявления, нежелание работать, помогать, во всем отказ и упадок сил, не надо бояться клиник и постановки на учет, стоит скорее обратиться к специалистам. Да и не всегда это постановка на учет и лечение в стационаре. С другой стороны, я говорю родителям: «Что вы выбираете: тот учет или жизнь ребенка?» С учета снимают, в конце концов и с ним можно жить. А без помощи ребенка можно потерять.

— Всегда ли дети озвучивают свои суицидальные мысли?

— Чаще всего так. Но бывает, что и не озвучивают. И причина здесь — в неумении родителей контактировать с ребенком, если они давным-давно перестали это делать. Ребенок пошел в школу, мы его кормим — одеваем, что еще нужно? Когда пропадает навык общения, можно и не замечать ни сниженного настроения, ни других проявлений. Если появляются заболевания у подростка, это дополнительные сложности и еще больше вероятности того, что все закончится не очень хорошо.

Повторюсь, в хороших семьях тоже бывают депрессии. Не говоря о семьях, где есть алкоголики, депрессивные люди, практикуется девиантное поведение — у детей это может заканчиваться депрессией с суицидальными попытками. Поэтому профилактику суицида следует делать с нулевого возраста: ребенок родился — крутись как хочешь, но улыбайся, создавай настроение.

— Как должны себя вести родители, если у ребенка депрессия? Какая должна быть поддержка?

— Если для выздоровления плохие условия, оно затягивается. Плохие условия — это по-прежнему высокие требования, игнорирование, что ребенок болен: " Взбодрись и учись дальше«, непонимание того, что это болезнь и ребенок не может так сделать. Не исключено, что подростка придется выхаживать как цыпленка, несмотря на то, что ему 15 или 17 лет. Важно иметь уважение к его состоянию. И убрать собственные застенчивость, амбиции, эгоизм ввиду, что у тебя такой ребенок, а у других таких проблем нет.

— Сколько в среднем занимает терапия?

— Как минимум год. Случается, что взрослые люди выходят раньше и отказываются от препаратов. Желание жить без таблеток приводит к тому, что они придумывают способы, как справляться с тем или иным состоянием, как себя стимулировать.

Последствия и отголоски будут ощущаться около двух лет: появляется подобное состояние, страх от того, что все начинается снова. Поэтому наблюдение у психолога, психотерапевта, контроль за своим состоянием рекомендован как минимум два года.

— Если депрессия была в подростковом возрасте, означает ли это, что ее опасность сохраняется на всю жизнь? 

— Склонность будет. Знакомые ощущения будут появляться после сложностей в жизни, также их могут провоцировать физическое истощение, длительный стресс, инфекционные заболевания с высокой температурой, вызывающие гипоксию мозга.

— Можно ли во время психотерапии научиться контролировать свое состояние и в дальнейшем самостоятельно справляться с тревогой и депрессивным настроением?

— Безусловно, одно из условий лечения — психообразование семьи и самого пациента. Это обучение навыкам саморегуляции, умению чувствовать и осознавать свои эмоции, повышать свой эмоциональный интеллект, развивать осознанность. Однозначно только благодаря этому человек сможет достойно пройти депрессивные эпизоды.

— Существует ли профилактика депрессии?

— Поскольку мы ведем разговор о подростковой депрессии, а у них есть родители, то главные рекомендации касаются их. Прежде всего не забывать, что это все еще ваш ребенок, и выслушивать все его страдания. Не всегда нужно воспринимать их как призыв к действию, что вам обязательно нужно решить проблему. Очень часто достаточно выслушать, так как у него накипело и нужно выговориться. И после этого у ребенка все хорошо, утром он проснется и скажет, что нет никаких проблем.

Иногда мы сталкиваемся с тем, что родители не выдерживают таких разговоров, так как понимают, что сами не справляются. В таких случаях лучше обратиться к психологу. Когда все эмоции «выливаются», подросток выходит из кабинета с рядовой ситуацией, которую и самому можно решить. Поэтому важно выслушать детей и стараться самим не попасть в депрессию. Кстати, очень часто, когда депрессия случается у ребенка до 11 лет, в семье имеем или депрессивную мамочку, или папу, или бабушку, которые этим активно делятся. Дети же живут нашими эмоциями, смотрят на нас и забирают на себя определенную их часть.

Важна и тема СМИ, где не стоит пропагандировать суицидальное поведение. Много фильмов о таком состоянии. Не скажу, что их нельзя смотреть, но лучше делать это в возрасте, когда наступила эмоциональная спелость. Фильмы, где есть сцены насилия, суицидальные настроения, не просто так идут с пометкой 16+. Старайтесь с детьми не смотреть такие фильмы. Иногда от родителей слышишь: «Пусть знает, какая трудная жизнь, и привыкает». Он в 40 лет и сам поймет, что жизнь трудна, но справиться можно. А в 16 это может стать непосильным грузом: зачем тогда жить? Поэтому не старайтесь форсировать развитие ребенка и организовывать ему «закалку».

От пожилых людей в возрасте 65 + часто слышу: «У меня вся жизнь непростая, а какое у меня тяжелое было детство и юность!» И когда вместе анализируем, выясняется, что там не было эмоционального принятия родителями, и этот ребенок не получил тот панцирь, который на всю жизнь дает нам защиту и уверенность: я со всем справлюсь. Фактически все со всем справились, а эмоциональная, детская часть всю жизнь страдает от того, что мать не принимала тебя с твоими слезами, неуверенностью: «Решай проблемы сама, ты уже большая, слезь с колен». Поэтому не игнорируйте детские эмоции и проблемы, любите и принимайте вашего ребенка таким, какой он есть, — это намного упростит его жизнь.


Кстати, понятие «подросток» возникло на рубеже ХІХ—ХХ веков, когда Форд, а за ним и другие начали использовать промышленный конвейер. Освободилось много рабочих рук. До этого дети, которые уже могли себя обслуживать, работали вместе со взрослыми. С появлением конвейера и взрослым стало не хватать работы, а подростки вообще оказались невостребованы. И до сих пор мы видим, что применить себя молодым людям порой негде, при устройстве на работу существует ряд препятствий и ограничений. Нередко это дает основания подросткам чувствовать себя «недолюдьми», хотя у них сознание взрослого человека.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции