Вы здесь

Почему, даже если человек не пьет, он остается алкоголиком


Боже, дай мне ум и душевное спокойствие принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость различить одно к другому. Такой молитвой начинается встреча анонимных алкоголиков — сообщества, объединяющего мужчин и женщин, делящихся между собой опытом, силами и надеждами, чтобы помочь друг другу избавиться от алкоголизма. Послушав их, становится понятным, что справиться с зависимостью они могут, только если честно признаются себе, что они — алкоголики и что действительно хотят вырваться из объятий зеленого змея. Причем сделать им это настолько трудно, что большинство посещает такие встречи десятилетиями, чтобы вновь не поддаться искушению. Ведь осознает: даже если ты не пьешь, это не значит, что ты спасся.


12 шагов спасения

Единственное условие для присоединения к Сообществу анонимных алкоголиков (АА) — желание бросить пить. Члены не платят никаких взносов — только добровольные пожертвования.

— У общества АА есть программа излечения от алкоголизма «12 шагов». Редко встречается такой человек, который бы двигался по нашему пути и потерпел неудачу, — зачитал ведущий встречи Роман (также алкоголик на пути выздоровления) выдержку из книги «Анонимные алкоголики» (ее здесь называют «Большая книга»). — Не излечиваются только те, кто не хочет или не может полностью подчинить свою жизнь нашей простой программе. Обычно это мужчины и женщины, которые органично не могут быть искренними сами с собой. Кажется, люди просто родились такими. Они по натуре не могут усвоить и поддерживать образ жизни, требующий неумолимой искренности.

В сообществе также есть 12 традиций, которые создают атмосферу открытости и дружелюбия в группе. В начале встречи все ее участники поочередно проговаривают и 12 шагов, и 12 традиций. Затем наступает время минуты молчания по тем, кто болен, кто умер от этого искушения, кто еще ищет дорогу к спасению. Потом все представляются, даже если уже знакомы, и рассказывают о пути своего выздоровления — это называется поделиться о радостном или больном, что произошло в последние дни.

После выбирается тема для разговора. На встрече, на которую попала я, темой обсуждения было выбрано сопротивление и обесценивание посещения группы алкоголиков.

Ольга, например, поделилась тем, что у нее два дня назад началось сопротивление группам и ей надоело ежедневно слушать об алкоголе. В одиночестве ей снова стало плохо, поэтому она возвращалась к группе.

Вадим решал с помощью алкоголя все свои проблемы. И уже посещая группу, он то и дело срывался и шел «решать проблемы алкоголем». Его эмоциональная воспламеняемость осталась с ним, и он до сих пор не контролирует свои эмоции, которые могут привести к злоупотреблению, поэтому продолжает ходить в группу, так как больше всего боится, что покончит жизнь под забором.

Виктория вспоминает, как она завидовала коллегам и злилась на них, даже когда уже начала ходить на встречи, и чувствовала, что зависть скоро ее просто раздавит. И так было, пока она не дошла до седьмого шага программы АА излечения от алкоголизма. И теперь приобретает опыт, как избавиться от этого дефекта своего характера, который со временем немного трансформировался в желание узнать больше и попробовать что-то другое, — то, что отличается от ее знакомой модели поведения, которая принесла боль и страдания.

— Обесценивание группы у меня случилось в первый же день. Однако когда я достигла дна, мне помогла именно группа.

Павел говорит, что никогда не жил своей жизнью, пока не осознал, что он алкоголик.

Николай поделился мнением, что встречи АА — пожизненное содержание, на которое он попал в 21 год, а всю жизнь — где-то за пределами группы. Он искал лазейку, чтобы вырваться отсюда и выпить:

— Но разово выпить и расслабиться не получается, поддерживать психоэмоциональное состояние трезвым в одиночестве очень трудно, и от разовых выпивок нужно отказаться наотрез, иначе никак.

Алексей ходил в группу 2,5 года, не пил, но за это время, как он говорит, мало что осознал. Было, отказался от встреч, полагая, что сейчас все знает, но ведь все время жил со страхом:

— Я боялся за кольцевую выехать, чтобы вдруг кто-то не задал неверный вопрос «пить будешь?», я только на работу и обратно выходил и всего боялся. Наконец снова прибежал в группу и понял, что я на своем месте и надо все же разобраться с этими шагами. Я знаю, что отсюда выхода нет, я рожден алкоголиком, я «кайфажер», поэтому я должен быть здесь.

Страдания не из-за пьянки

Подобных групп Республиканского общественного объединения «Центральная служба анонимных алкоголиков» в Минске примерно 25. Высшее звено организации — Совет поверенных (по одному от каждой области) — избирается (из алкоголиков) на конференции делегатами от разных групп сроком на два года. И есть поверенный класса А — который не является алкоголиком. Планируется, что со временем среди поверенных такого класса появятся люди от различных общественных и профессиональных организаций, деятельность которых близко сопряжена с оказанием помощи зависимым от алкоголя людям или выражающим искреннюю поддержку деятельности сообщества Анонимных Алкоголиков. Однако в общине АА перевернута система иерархии, и главнейшее место в ней занимают именно группы, для поддержки которых и создаются все эти структуры обслуживания сообщества Анонимных Алкоголиков.

Фото автора

Члены АА рассказывают о своем существовании в тюрьмах, в принудительных лечебных учреждениях, и непосредственно в этих местах возникают сообщества Анонимных Алкоголиков. Андрей, алкоголик, который не пьет уже 18 лет, говорит, что чаще всего побудить человека захотеть избавиться от зависимости удается именно в специальных учреждениях. Просто подойти на улице к человеку с бутылкой — почти нулевой вариант, но и он не исключается, спасать пытаются всех. Часто срабатывает расклейка объявлений, особенно в молодых районах, по крайней мере, в столичной Каменной Горке, где группы расположились и в костеле, и в православном храме.

Мой собеседник отдельно подчеркивает, что члены сообщества Анонимных Алкоголиков не связаны ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением, не вступают в полемику по каким бы то ни было вопросам, не поддерживают и не выступают против чьих бы то ни было интересов. Главная цель членов сообщества Анонимных Алкоголиков — оставаться трезвыми и помочь другим алкоголикам обрести здоровый, трезвый образ жизни. Группы и сборы членов сообщества Анонимных Алкоголиков проводятся в самых разных местах, а основным критерием для выбора места является доступность для действующих членов сообщества и тех, кто, возможно, примет решение принять предложенную ему помощь в отказе от алкоголизма.

— Мы страдаем не от того, что пьем, а от того, что духовно несовершенны и не знаем, как спокойно принимать жизнь вокруг нас, не используя алкоголь в качестве вещества, которое меняет наше восприятие, — продолжает Андрей. Мы выполняем определенные процедуры и изначально начинаем избавляться от отпечатков наших негативных действий: злости, обиды, зависти и прочего.

Нельзя заставить спастись

Андрей старается каждый день бывать в группе. Родился он в семье атеистов.

— Алкоголь впервые я попробовал лет в 11 — украл у мамочки 100 граммов спирта, развел его с калиновым соком, и вместе с другом выпили. Опьянели, испугались, что сейчас умрем, прилегли на диван. Видим, не умираем, настроение хорошее, встали, пошли играть в хоккей. Жидкость пришла к нам как к себе домой. Второй раз напился, когда пошел кататься на лыжах. В 16 уже выпивал раз в месяц, и каждый раз мне было приятно. В конце обучения в военном училище уже стабильно применял каждую неделю, и мои друзья были такими же. Уверен, многие позже столкнулись с проблемой алкоголизма. На первом месте работы я влился в компанию молодых людей, которые употребляли ежедневно... Разговоры за «рюмкой чая» стали разве что не рабочей необходимостью. Со временем мой эгоизм поднялся до небывалых высот, мне стало казаться, что позволено все. И однажды меня поставили на место, закрыв перед носом витрину ларька. Я рассердился, разбил стекло... Меня направили сначала на гауптвахту, а после — в психиатрическое отделение военного госпиталя. За неделю, что я там был, меня уволили со службы. После выписки ко мне пришел мой товарищ, который рассказал мне об АА. И я пошел.

Заставить человека освободиться от алкогольной зависимости невозможно — его недостатки, укоренившиеся в повседневную жизнь, не будут пускать его в сообщество АА для выздоровления. Значит, он еще не готов принять предложение на спасение, еще вынужден страдать, уверен мой собеседник:

— Когда у человека созревает мысль о выздоровлении по программе, он сам выбирает себе наставника из тех, кто уже готов помочь другим, опираясь на свой опыт в группе. Учителя можно в любой момент изменить. Переход человека от шага к шагу также проходит по-разному и в определенное время. В результате алкоголик на пути выздоровления получает соответствующие рассуждения по поводу жизни без алкоголя и самостоятельный духовный опыт.

Бывших алкоголиков не бывает. Любой врач скажет, что алкоголизм — хроническое, смертельное и прогрессивное заболевание. Именно поэтому на путь выздоровления может стать только тот, кто сам себе ставит диагноз «алкоголик». А алкоголик — это человек, потерявший контроль над фактом употребления алкоголя и над дозой напитка. При этом можно пить не каждый день, а быть месяц (и даже год!) трезвым, а после входить в запой. Человек, который определенное время не употребляет алкоголь и проходит шаги, уже не является активным алкоголиком. Он тот, кто выздоравливает. Однако если он возьмет в руки рюмку, то сорвется, так как такие люди не умеют употреблять умеренно. Это и есть отличительная черта алкоголика. Однако некоторые спиваются... чтобы стать лучше, искренне убежден Андрей. Он говорит, что на своем примере знает: если бы не стал алкоголиком, то так и остался бы «высокомерным подонком». Недаром в книге «Анонимные Алкоголики» написано: «Члены АА или должны держаться вместе, или они погибнут порознь».


Телефон доверия Анонимных Алкоголиков +375 (44) 555-99-40

Сайт.


Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.