Вы здесь

30 лет назад НОК Беларуси получил признание МОК


Ровно 30 лет назад, 21 сентября 1993 года Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь был официально принят в олимпийскую семью. на 101-й сессии Международного олимпийского комитета в Монако НОК Беларуси был признан Международным олимпийским комитетом. В первую очередь признание означало, что теперь Беларусь может представлять свою команду на Олимпийских играх.


Глава МОК Хуан Антонио Самаранч передает сертификат о признании первому главе Национального олимпийского комитета Владимиру Рыженкову.

Получить признание Международного олимпийского комитета — это как преодолеть марафонскую дистанцию. Белорусы сделали это со спринтерской скоростью. 9 марта 1992 года Национальный олимпийский комитет был признан временным членом Международного олимпийского комитета. А с 6 по 7 апреля 1992 года в Минске с официальным визитом находился президент Международного олимпийского комитета, легенда олимпийского движения Хуан Антонио Самаранч. Глава всемирного олимпийского движения высоко оценил спортивные достижения белорусских спортсменов, отметив, что Беларусь входит в элиту мирового спорта. Президент МОК вручил президенту НОК Владимиру Рыженкову символический олимпийский флаг. «Беларусь — одно из самых спортивных государств бывшего СССР. И она еще не раскрыла всего своего спортивного потенциала», — отметил Хуан Антонио Самаранч на пресс-конференции.

Этот визит подтолкнул белорусов активно работать, чтобы завоевывать олимпийские медали под своим флагом. Для того, чтобы получить признание Международного олимпийского комитета, НОК Беларуси провел большую работу и заложил прочный фундамент для будущего развития. В начале 1993 года во всех областных центрах и в городе Минска созданы представительства Национального олимпийского комитета, которые занимались пропагандой и развитием олимпийского движения, популяризацией здорового образа жизни, развитием массового спорта. Был принят Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». В документе впервые в истории белорусского спорта говорилось об олимпийском движении в Беларуси как составляющей Международного олимпийского движения.

Активную работу Национального олимпийского комитета оценили по заслугам. В 1993 году Беларусь стала одной из первых постсоветских стран, чей НОК был признан Международным олимпийским комитетом.

После официального признания НОК республики Беларусь началась активная подготовка команд к XVII зимним Олимпийским играм 1994 года в Лиллехаммере. Это был первый олимпийский экзамен для суверенного государства. Беларусь представляли 33 спортсмена, но на пьедестал поднялись только двое. Звезда конькобежного спорта Игорь Железовский свою коронную дистанцию 1000 метров закончил с мировым рекордом, но через несколько заездов американец Дэн Дженсен превзошел этот результат, оставив белоруса со серебром. Из биатлонной команды успех сопутствовал только Светлане Парамыгиной, завоевавшей серебряную медаль в спринте на 7,5 километров. «Я никогда не забуду на те мгновения, когда стояла на постаменте чести и звучало имя нашей маленькой страны. Описать чувства, которые переполняли меня в тот момент невозможно. Это и радость, и гордость, и настоящее счастье!», — делилась спортсменка. Но у функционеров все было не так счастливо.

«В 1994 году у нас не было денег, чтобы отправить команду на Олимпийские игры в Лиллехаммер. Денег не было ни на что. Брать государственные средства НОК как общественная организация не мог, приходилось выкручиваться. Экипировка и инвентарь были для нас большой головной болью. У нас ничего не было. Поэтому я вместе с коллегами отправились в турне по Европе — объезжали европейских производителей «Фишер», «Атомик». Просили экипировать наших спортсменов, обещали, что как только у нас появятся деньги, будем покупать инвентарь только у них. А другого выхода у нас не было, ничего, кроме белорусских сувениров, мы европейцам предложить не могли. Договорились с фирмами «Альпина» и «Адидас», они экипировали всю белорусскую сборную. Пришлось объехать пол-Европы, чтобы белорусские спортсмены отправились в Лиллехаммер с качественным инвентарем и хорошей экипировкой. Даже для того чтобы они туда доехали, пришлось проявить смекалку. Денег на дорогу тоже не было. Владелец одной из частных авиакомпаний дал нам самолет до Норвегии при условии, что мы сами его заправим. Попросили Министерство финансов, наших спонсоров, чтобы помогли со средствами на топливо. Зарубежные коллеги были в шоке потому, что руководство делегации на Олимпийских играх решает вопросы с заправкой самолета. А что нам еще оставалось? Никто кроме нас эти проблемы не решил бы», — вспоминает заслуженный тренер БССР Леонид Хроменков, который тогда работал в НОК Беларуси.

А через два года состоялись первые летние Олимпийские игры, на которых Беларусь была представлена самостоятельной командой. В Атланте под белорусским флагом выступали 144 спортсмена. Первую и единственную золотую медаль тех Игр завоевала Екатерина Ходотович в академической гребле. «Готовиться к Олимпийским играм 1996 года было легче. У нас уже был опыт подготовки делегации на Олимпиаду, деньги появились. Да и к белорусам было уже совсем другое отношение. После развала СССР многие скептики считали, что спорта в бывших союзных республиках не будет. А мы выстояли, адаптировались к новым реалиям, быстро создали свой НОК. Беларусь заявила о себе как о сильной спортивной стране», — отмечает Леонид Хроменков.

Валерия СТЕЦКО

Фото НОК Беларуси

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.