Вы здесь

Финишировал Республиканский конкурс «Учитель года Республики Беларусь — 2023»


Воспитать человека — сложно, для этого нужно как минимум самому оставаться человеком. Эта мысль наиболее полно отражает содержание суперфинала республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года Республики Беларусь — 2023», который прошел в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи.


Сергей ШАМИНСКИЙ: «Мы можем разочаровать своих коллег, но мы не можем разочаровать своих учеников...»

Поставлена последняя точка в соревновательном марафоне, который длился почти год. Чего скрывать, каждый, кто дошел до республиканского финала и тем более суперфинала, хотел бы стать обладателем почетного звания, ведь очень много было вложено в конкурс времени, моральных ресурсов и сил! К тому же профессиональное признание важно для каждого педагога. Но конкуренция чрезвычайно серьезная... Если в финальную часть в каждой предметной номинации выходит по одному представителю от каждой области и столицы (всего 56 человек), то в суперфинал проходят только победители в восьми номинациях. А " Учителем года" может стать из них только один...

Восемь лучших

Приветствуя суперфиналистов, заместитель министра образования Александр Кадлубай пожелал им настойчивости на пути к победе и отметил, что они уже победители, их опыт и методические находки достойны тиражирования. Он отметил, что восьмерку суперфиналистов уже с нетерпением ждут в клубе «Хрустальный журавль», который был создан для профессионального сотрудничества педагогов (он объединяет организаторов и участников конкурса разных лет).

В общем, состав суперфиналистов на этот раз оказался очень интересен. Из восьми его участников трое были представителями Брестской области и двое из них преподают в одном учреждении образования (это уникальная ситуация): учитель биологии пинской гимназии № 2 Татьяна Пархомчук, учитель английского языка из той же гимназии Ольга Щербакова и учитель начальных классов Барановичской средней школы № 17 Екатерина Коваленко.

Двое представляли Гомельщину — воспитатель детского сада № 40 Мозыря Любовь Полынь и учитель изобразительного искусства Довской средней школы Рогачевского района Сергей Шаминский. Еще двое конкурсантов были из столицы: учитель истории и обществознания минской гимназии № 31 Людмила Гуринович и учитель русского языка и литературы средней школы № 4 Александра Сокулевич. Также за звание лучшей в профессии боролась учитель физики и астрономии из Бобруйской средней школы № 34 Светлана Здаренко (Могилевская область).

Наибольший педагогический стаж у Сергея Шаминского — 33 года, наименьший — у Александры Сокулевич (всего 6 лет). Именно благодаря Сергею Шоминскому суперфинал не получился исключительно женский. Все-таки феминизация педагогической профессии ощущается все сильнее. Сергей Шаминский после трех туров отставал от конкурентов, но затем выдал невероятную серию из Лучшего урока по предложенной жюри теме в незнакомом классе, лучшего выступления перед общественностью и лучшего мастер-класса для будущих педагогов и вырвал итоговую победу на последнем испытании.

Надо заметить, что впервые в программу финала было включено проектирование урока: два часа конкурсанты работали в аудитории один на один с учебником, календарно-тематическим планированием и учебной программой. Опыт получился интересный: испытание открыло участников с новой стороны. Также конкурсантам стали начислять баллы за публичное выступление. Как видно, испытания в финале требуют от конкурсантов разносторонней педагогической и методической подготовки и, конечно же, психологической устойчивости. Поэтому победить в своей номинации — дорогого стоит! Как определяется победитель в суперфинале и как из представителей разных дисциплин — от физики до рисования — выбирается наилучший, для обычных зрителей, скорее, загадка. Но жюри утверждает, что они вооружены всеми необходимыми для этого критериями. На подготовку к Суперфиналу педагогам дается всего одна ночь. Последний отрезок профессионального марафона больше напоминает педагогический праздник для сидящих в зрительном зале. Но не для суперфиналистов, которые фактически становятся его сценаристами и исполнителями главных ролей...

Без права на пылесос?

В суперфинале всех ждали три испытания: решение педагогических ситуаций, двадцатиминутный мини-урок на сцене и публичное выступление.

Традиционную пресс-конференцию заменили разбором педагогических ситуаций, чтобы посмотреть, как поведет себя учитель в сложных, конфликтных условиях. На раздумье участникам давалась всего минута, хотя на самом деле это роскошь. Реакция часто требуется мгновенная, ведь нестандартные педагогические ситуации — отнюдь не редкость. И предложенные ситуации были довольно узнаваемы. Например, учитель начинает урок, объясняет новую тему, и вдруг один из учеников спрашивает: «А зачем нам вообще ее изучать? Как она поможет мне в жизни?» Или учитель объясняет новую тему урока, и одна из озвученных им фраз вдруг вызывает у учащихся нездоровый смех. Далее вести объяснение материала сложно из-за бурной реакции участников на новую терминологию. Какое решение можно предложить?

А вот какая задачка досталась Сергею Шаминскому. «Учитель выполняет на доске определенные действия (записывает алгоритм, решает уравнение, пишет формулу). В его записях есть ошибка. Кто-то из учащихся заметил это и сказал вслух. Все засмеялись. Как вести себя педагогу?»

— Я бы предложил классу вместе найти ошибку. Сказал бы: «Молодцы, дети, что заметили. Я проверял вашу память, внимательность и аналитическое мышление. И смоделировал ситуацию, в которой вы должны были не допустить ошибку», — ответил суперфиналист.

Физика воспитания

Общеизвестно, что педагогическая профессия — профессия публичная, и в этом смысле она похожа на актерскую. Умение установить контакт с аудиторией и держать ее внимание — очень важно для каждого педагога. И мини-урок на сцене это ярко продемонстрировал. Всем участникам накануне была предложена одна и та же тема — «Дети — это наше все. Их только нужно почувствовать и воспитать...» Раскрыть ее необходимо было средствами своего предмета. В частности, в роли «учеников» выступали коллеги-финалисты, которые, хоть и выбыли из борьбы, но с большой охотой и юмором подыгрывали своим более удачливым конкурентам.

«На прошлом уроке мы рассматривали тему «состав крови человека», а сегодня будем исследовать состав крови белоруса, — заинтриговала всех учительница биологии Татьяна Пархомчук. — Состав крови у человека не всегда одинаковый. Он меняется, когда человек волнуется, радуется, когда нам холодно или жарко. А слышали ли вы выражение «Это у человека в крови» «Как вы думаете, что он означает? Давайте порассуждаем. У меня в крови есть особое качество — это мой оптимизм...»

Под руководством учительницы ученики добавляли в свою формулу крови качества, свойственные именно им: целеустремленность, упорство, эмоциональность, креативность, доброту, жизнерадостность, любопытство и другие. Следующим «ингредиентом» стали качества, которые воспитывать в учениках учителя: человечность, ответственность, трудолюбие, любовь к Родине, честность, порядочность...

Затем все качества были объединены в общем сосуде. «Посмотрите, какой стала наша кровь... Это и есть кровь нашей нации. Каждый из нас привносит что-то, что делает нас всех сильнее. Единство белорусов — в крови. Когда мы едины, мы непобедимы. Воспитывая детей, учитель воспитывает будущее нации. Это моя цель не на один урок, а на всю жизнь», — подытожила итоги занятия Татьяна Пархомчук.

Татьяна ПАРХАМЧУК: «Сегодня мы будет исследовать состав крови белоруса...»

Под руководством учительницы физики Светланы Здаренковой ученики определили свою цель на урок — сделать вывод, как можно воспитывать детей с помощью чувств, и углубились в... физику воспитания. Особенно порадовала всех физкультминутка, когда учащиеся выстроились на сцене в цепочку, представляя собой модель твердого тела. Каждый ученик — частичка твердого тела, которая шатается около положения равновесия, находясь в узлах кристаллической решетки. Учительница — тоже одна из таких частичек, которая оказывается в зоне подогрева. Процесс передачи тепла происходит от более нагретой части тела до менее нагретой, но в результате тепло через какое-то время чувствует и самый дальний в цепочке ученик. «Когда тело нагрето, оно может не только отдавать тепло, но и светить, — говорит учительница. — А чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя...»

Затем, вооружившись фонариками, путем физических опытов все искали ответ на вопрос, что происходит, когда мы находимся ближе к объекту воспитания....

А творческое домашнее задание превратилось в зажигательный рэп на сцене. Задачей учеников было дописать стихотворение, которое начала писать учительница: «В природе нет волшебства, в природе есть наука. Физика воспитания — необычная штука. Дай почувствовать удивление от научной феерии, и воспитаешь стремление к достижению цели. Ты в школу верь всей душой. И познай вдохновение. Детей почувствуй сначала, пойми, а воспитаешь мгновениями...»

Оставаться людьми...

«Воспитать человека» — так организаторы конкурса сформулировали тему публичного выступления всех суперфиналистов.

— Великая Отечественная война — время небывалого мужества, героизма, самоотверженности. А параллельно — квалифицированные инженеры проектировали газовые камеры, квалифицированные врачи ставили опыты на беспомощных узниках, квалифицированные медицинские сестры убивали младенцев. Они умели учиться, но они не умели быть людьми, — рассуждает учительница истории Людмила Гуринович. — Я уверена, что главная задача педагога — воспитать человека. А что для этого нужно? Помнить о вчерашнем дне, действовать сегодня и думать о завтра. Мы сохраняем историческую память, вместе с учениками много лет собираем воспоминания очевидцев прошлого, свидетелей Великой Отечественной войны. И хочу заметить, что большое влияние на детей оказывает не только рассказ о тех событиях, но и сами отношения с людьми, которые много пережили. А те очень радуются, что к ним приходят представители молодого поколения, они их уважают и хотят слушать. Таким образом связь между поколениями не прерывается...

Гениальное произведение каждого народа — его язык. Я учу язык своих предков всю жизнь, ловлю каждый звук и слова, которые вплетаются в историю моей страны. Это то, что должно быть с нами и у нас, — поделилась своим рецептом воспитания Светлана Здаренко. — По моему мнению, воспитывать человека можно только собственным примером, действиями и поступками. При этом нужно быть рядом со своим учеником. Каждого из них поднимаешь на крыло, учишь смотреть ветра в лицо, планировать в пространстве возможностей. И пусть будет сто тысяч проектов, миллион диктовок, но мы знаем свою цель и уверенно идем к ней.

Светлана ЗДАРЕНКО: «Если тело — нагретое, оно может не только отдавать тепло, но и светить...»

— Воспитать человека сложно, для этого нужно как минимум самому оставаться человеком, — считает Сергей Шаминский. — Все мы были когда-то детьми, и нас кто-то воспитывал, затем мы выросли, закончили институты и разъехались в разные уголки нашей Родины. Воспитывая детей, мы порой и не подозревали, что на самом деле они воспитывают нас. Ведь это именно они воспитали у нас чувство ответственности перед ними, это они сформировали у нас чувство уважения к ним, они способствовали развитию у нас знаний, умений, навыков, понимая, что потом мы все это дадим им. Они всю жизнь заставляют нас шлифовать наше педагогическое мастерство и как результат — мы стоим сейчас на этой сцене. Это именно они воспитывали у нас человека. Они научили нас быть добрыми, любить и понимать их. Они могут поделиться с нами тем, чем не всегда поделятся с родителями. Они верят нам, они нам доверяют. Мы можем разочароваться в своих коллегах, мы можем разочаровать своих коллег, но мы не можем разочаровать своих учеников. Мы не имеем на это права, потому что они поверили нам, они доверили нам свои маленькие сердца и большие души. Они — чистый лист бумаги, прикоснувшись к которому кистью, мы вместе с ними яркими красками начинаем писать историю их жизни. Если у вас самих сохранилась детская чистота, берегите ее, ведь это большая ценность. Ведь это и есть ключ к пониманию детской души. Очень важно в нашей профессии услышать слова благодарности, и если вы хоть раз услышали эти слова от своих воспитанников, поверьте, значит, вы выбрали профессию правильно...

Вчера вечером на торжественном мероприятии во Дворце Республики назвали победителя конкурса «Учитель года Республики Беларусь — 2023». Им стал учитель изобразительного искусства из Довской средней школы Рогачевского района Сергей Шаминский.


Председатель жюри конкурса, заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Ирина Рынейская: «Конкурс завершил очередной учительский год. Какой он был? Непростой, сложный, легкий, добрый? Но он был наш — педагогический. Он дал нам достижения, принес результаты, яркие новые имена. Выражаю огромную признательность за каждый день вашей учительской работы, за ваше педагогическое братство, за чувство локтя, за вашу силу духа, за ответственность, за силу мысли и силу слова. Глубоко убеждена, что педагогическая история страны будет дополнена новыми результатами и достижениями. Для этого у нас с вами есть все: счастливая, мирная страна, выдающиеся, способные и талантливые дети, в которых хочется вложить свою душу, свое сердце, свою мудрость. И у нас есть вера в профессию, в большую профессию учителя».

Надежда НИКОЛАЕВА 

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.