Вы здесь

Ветеран уголовного розыска — о резонансных преступлениях и нюансах оперативной работы


Несмотря на то, что Андрей Микулич уже как два года находится на заслуженном отдыхе, о своей профессиональной деятельности вспоминает с особой теплотой и некоторым сожалением, что уже не в милицейском строю. Однако сам хорошо понимает, что бывших милиционеров, тем более сыщиков, не бывает. Накануне 105-летия уголовного розыска ветеран органов внутренних дел вспоминает милицейские будни, за которыми — десятки раскрытых преступлений и сотни благодарных граждан.


Гены сыщика

Носить погоны он мечтал с детства. И не сказать, чтобы фанател от героев фильмов «Место встречи изменить нельзя» или «Петровка, 38». Конечно, с интересом смотрел, но перед глазами был реальный сыщик — родной дядя Михаил Владимирович, который расследовал такие дела, что хоть сам кино снимай (кстати, за личный подвиг он имел государственную награду). Однако к киноиндустрии у Андрея Микулича душа не лежала: хотелось бороться с преступниками в реальной жизни.

Путь к мечте был непростой. Как он сам признается, с самого детства его воспитывали в железной дисциплине: командир «Зарницы», «Орленка», первые места в спортивных соревнованиях, отличные результаты в учебе... Характер и серьезные планы на жизнь привели обычного деревенского юношу из Логойщины в военное училище. Однако долго учиться в Вильнюсе, где осуществлялась подготовка специалистов для радиотехнических войск, не пришлось. «Уже тогда там чувствовалась ненависть к русскоязычному населению, учиться в такой обстановке было сложно», — объясняет Андрей Микулич причину своего преждевременного возвращения на родину.

В доме не сидел. Поступил в училище при Минском тракторном заводе, работал на Минском моторном. Затем была армия. Во время прохождения воинской службы Андрей Микулич все чаще начал задумываться об органах внутренних дел. Однако в начале 1990-х поступить в Академию МВД без опыта милицейской службы было невозможно. Два года работал в охране: сторожил государственные объекты. Получив долгожданное направление в Академию МВД, Андрей Микулич понес туда свои документы и сразу с головой окунулся в профессию. Учился на заочной форме, параллельно служил в РУВД Советского района столицы — в должности оперуполномоченного уголовного розыска.

Розыскной деятельности отдал 27 лет! Менялись только должности и места службы. После районного управления Андрей Микулич перешел в Главное управление внутренних дел Мингорисполкома, а затем — в центральный аппарат милицейского ведомства — МВД. На всех этапах служебной деятельности занимался раскрытием имущественных преступлений. В запас полковник милиции уходил с должности начальника отдела — заместителя управления по раскрытию краж Министерства внутренних дел.

По следам преступников

Конечно, не все раскрытия преступлений остались в памяти. Однако есть то, что, как говорят, не забывается. Самым интересным периодом профессиональной деятельности Андрей Микулич считает начало 2000-х, когда он являлся начальником отдела по раскрытию краж транспорта ГУВД Мингорисполкома. Под его руководством было задержано большое количество высокопрофессиональных групп автозлодеев из России, которые «охотились» на дорогие машины. Задержания преступников иногда напоминали эпизоды из кино — белорусская милиция действовала оперативно и профессионально. Неслучайно среди автозлодеев ходило высказывание: хочешь сесть в тюрьму — приезжай в Беларусь, особенно в Минск.

«Тогда был пик преступности в этой сфере, — вспоминает ветеран органов внутренних дел. — За день в Минске могло угоняться до 10 автомобилей, действовало столько преступных групп, в том числе из соседних государств, и перечислить сложно. Машины воровали по всей стране. Несмотря на то, что те годы были самые напряженные, как руководителю отдела служба приносила моральное удовлетворение».

Андрей Микулич убежден, что задел, который был положен в тот период, — высокая раскрываемость краж транспорта, привлечение преступников к ответственности — повлиял и на нынешнюю ситуацию в сфере уголовного автобизнеса. Злоумышленники знают, насколько оперативно и безошибочно работает белорусская милиция, поэтому в большинстве своем не претендуют на чужое транспортное средство. Хочется верить, что белорусские правоохранители раз и навсегда отбили охоту международным преступным группам посягать на имущество граждан.

С чем только не приходилось во время профессиональной деятельности встречаться ветерану органов внутренних дел. Как он говорит, без работы никогда не сидели. Особых усилий стоило выйти на след нарушителей закона, которые осуществляли серийные разбои на банки, обменные пункты валют, банкоматы. Андрей Микулич вспоминает, как удалось установить личности злоумышленников, которые в одном из столичном микрорайонов опустошили банкомат на свыше ста тысяч долларов.

Особого уважения среди коллег вместе со своим коллективом полковник милиции запаса был удостоен после раскрытия серии квартирных краж. В 2019 году правоохранителям удалось задержать международную преступную группу, которая имела отношение примерно к полусотне эпизодов квартирных краж. Преступники орудовали по всей стране. «Граждане России и Украины приезжали к нам на два-три дня, за которые успевали осуществить по пять-семь краж в определенном городе, — вспоминает Андрей Владимирович. — Месяц тишина — ни одной кражи. Через месяц — снова несколько случаев, но в другом населенном пункте. И так по всей стране. Везде — одинаковый почерк».

Выйти на след преступников позволила кропотливая работа, которую координировал Андрей Микулич. Задерживали мошенников по горячим следам. «Высший пилотаж в уголовном розыске — это когда задерживаешь вора с полочным, — делится ветеран милиции тонкостями оперативной работы. — Однако так бывает не всегда. Обычно, когда похищают деньги, доказать вину того или иного человека очень трудно, практически невозможно. В этом случае доказательную базу собирали по крупицам: показания свидетелей, следы обуви... Однако если на одной из квартир, кроме денег, украли личные вещи, доказать вину преступников было несложно. Все это мы изъяли у них при задержании. Дальше было дело техники». Квартирные воры понесли ответственность.

Подход к каждому

За почти три десятка лет службы в милиции Андрей Микулич прошел путь от рядового оперативника до руководителя отдела в Министерстве внутренних дел. Будучи, как говорят, «на земле», он в полной мере претерпел профессию сыщика. Поэтому, занимая высокую должность, хорошо понимал, как происходит раскрытие преступления, как порой непросто выйти на след вора.

«Нравилось, когда ты сам работаешь и отвечаешь за свою работу, — отмечает полковник милиции в отставке. — И тут вспоминается самая первая раскрытая кража — мешок картошки из погреба. Получаешь большое моральное удовлетворение от того, что ты отвечаешь за весь процесс: от момента принятия заявления от потерпевшего до задержания преступника, изъятия украденного и передачи дела в следствие. Во время службы в министерстве убедился, как слаженно и четко работает вся система».

Главный принцип, которого Андрей Микулич всегда придерживался в службе, — не мешать работать людям «на земле», а только помогать. «Никогда нельзя считать, что ты все можешь, — замечает ветеран органов внутренних дел. — Один человек хорошо пишет справки. Другой не умеет подобрать нужных слов, но он отличный опер — будет сутками работать, чтобы выйти на след преступника. Руководителю главное — найти к каждому подход и сделать так, чтобы каждый сотрудник приносил максимальную пользу на своем участке работы».

Несмотря на то, что служба в милиции, а тем более в уголовном розыске, постоянно сопряжена с риском для жизни, отсутствием нормированного рабочего графика и другими лишениями, Андрей Микулич никогда не видел себя в другой профессии. Как он скромно говорит: кроме того, как раскрывать преступления, больше ничего не умеет. Возможно, оно и так. Но сколько всего нужно уметь и знать, чтобы выйти на след преступника, задержать его, а потом еще и доказать его вину — высший пилотаж, не иначе.

Вероника КАНЮТА

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.