Вы здесь

Как правильно критиковать подчинённых и детей, чтобы не испортить отношения?


Никому из нас не нравится, когда его критикуют. Дело в том, что грань между конструктивной и токсичной критикой очень тонка, перейти её довольно легко. Часто виной тому служат чрезмерные эмоции, а порой и личная неприязнь. Тем важнее для нас научиться преодолевать страх критики в свой адрес и научиться грамотно критиковать самим. Если вы сегодня услышали сто слов похвал и одно едкое критическое замечание, что вы запомните?


Критика — это прямое или косвенное указание на недостатки или ошибки другого человека. Критикуя, мы даём субъективную оценку чужой работе, поступкам, личности, жизни.

Как называется человек, который всех всегда критикует? Абьюзер!

Как критика влияет на человека? Постоянное подвергание критике может привести к развитию тревожных состояний, депрессии, низкой самооценки и даже к развитию психосоматических заболеваний. Критика может стать причиной социальной изоляции, конфликтов в отношениях и проблем в работе или учебе.

Почему люди критикуют? Это бессознательный процесс. Можно сказать, что так психика нас защищает от самих себя. Критикуя других, мы избегаем встреч с самим собой, когда психологически не готовы признать в себе определённые недостатки. То есть человек боится вновь почувствовать себя отвергнутым и нелюбимым. Таким образом, желание критиковать всё и всех возникает, когда мы не удовлетворены собой и своей жизнью. И эти упреки больше характеризуют нас самих.

Как понять, что нас критикуют? Критика может проявляться разными способами. 

  • Она может быть явной, когда кто-то сознательно высказывает негативное мнение о нас или нашей деятельности. 
  • Она может быть и скрытой, когда человек делает неприятные замечания, используя намеки и недовольство.

Что такое здоровая критика? 

  • Здоровая критика очень конкретна, учитывает детали и нюансы произошедшего. 
  • Человек оценивает не просто конкретный поступок, но и сообщает, что именно в этом поступке было плохо. 
  • Конструктивная критика отличается от деструктивной, тем что она не оскорбительна и не унижает человека. А — в идеале, конечно — улучшает наши качества и навыки. 
  • Конструктивная критика помогает узнавать о своих слабостях, понимать, что мы делаем неправильно, помогает нам улучшать себя. 

Как правильно критиковать? 

  • Критика должна быть нейтральной или положительно заряженной. 
  • Саркастичный или ироничный тон, в который часто высказываем замечания, контрпродуктивен — потому что он нужен для самоутверждения говорящего, но никак не решает проблему.

Как правильно критиковать подчинённых?

  • Узнайте позицию подчинённого.
  • Критикуйте оперативно, не тяните время.
  • Говоря о «минусах», не забывайте про «плюсы».
  • Учитывайте индивидуальные особенности сотрудников.
  • Чётко излагайте свои замечания.
  • Не разбирайте ошибки сотрудника публично.
  • Контролируйте свои эмоции, не переходите на личности.
  • Используйте метод похвалы и критики.
  • Дайте рекомендации по улучшению.
  • Учитывайте мнение критикуемого.
  • Используйте дружелюбный тон и жесты.
  • Будьте доброжелательны!

Как реагировать на публичную критику? Люди часто воспринимают публичную критику как суд присяжных. Именно чувство стыда перед окружающими вызывает защитную реакцию, поэтому критика будет воспринята негативно. И прийти к компромиссу не получится, так как критикуемый будет чувствовать себя обиженным.

Токсичная критика, как правило, склонна к сверхобобщениям вроде «всегда», «никогда», «только» и все в этом духе. Деструктивная критика разрушает личность. Она обвиняет человека, нападает на него, уничижая его достоинства и успехи. Более того: зачастую обидные комментарии, которые мы слышим в свой адрес, никак не помогают исправить конкретную ошибку.

Как люди становятся критиками? Внутренний критик формируется в детстве. Мы впитали все высказывания важных для нас взрослых: родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, учителей. Их негативные слова, оценки отпечатались на формировании нашей личности, так сформировался «внутренний критик».

Как критиковать, не обижая? Чтобы критика не обижала, она должна быть не язвительным замечанием, а иметь форму искреннего совета. Правило первое — уметь рефлексировать. Важнейшее правило эффективной критики — оценить ситуацию с позиции партнёра и понять причины собственного поведения.

Как спокойно относиться к критике?

  • Вы не обязаны принимать любую критику.
  • Спокойно выслушайте человека.
  • Не формируйте мнение о себе на основе критики.
  • Задавайте вопросы.
  • Обдумайте услышанное
  • Выслушайте всё, что вам скажут. Отделите факты от мнений
  • Сосредоточьтесь на том, что именно от вас хотят и что следует предпринять
  • Находите в критике пользу.
  • Определите, что это — конструктивная критика или провокация
  • Не старайтесь защищаться в ответ на критику.
  • Поблагодарите собеседника за откровенность.

Как делать замечания ребёнку, чтобы не обидеть и не сформировать у него комплексы?

Если вы хотите высказать свое мнение, то начинайте свое сообщение со слов:

  • «Мне кажется», «я считаю», «по-моему». 
  • Не бойтесь показать в суждении свою позицию и назвать эмоцию, которая вами управляет в этот момент: радует, задевает, огорчает.
  • Замечание акцентируйте на поступке ребёнка, а не на его личности:
  • Неправильно: «Ты глупый, ничего не понимаешь».
  • Правильно: «Мне кажется, ты сейчас поступил плохо».
  • В речи родителей не должно оскорблений (неуклюжий, растяпа, зевака), ни преувеличений («всегда», «вечно ты у тебя», «ну вот опять», «как обычно»). Если ребенок постоянно слышит такие фразы, он начинает верить в это и неосознанно будет себя ассоциировать с навязанным ему образом. Он станет тем, кем вы его называете.

Не используйте частицу «НЕ», так как психикой она не воспринимается!
Примеры правильно сформулированных замечаний:

  • «Говори тихо» (вместо «Не кричи»)
  • «Сложи свои игрушки в коробку» (вместо «Не разбрасывай игрушки»)
  • «Помой ручки с мылом (вместо «Не ходи с грязными руками»)
  • «Давай подумаем, что тут можно сделать (вместо «Не ной!»)
  • «Расскажи мне, как было на самом деле (вместо «Не ври»)
  • «Пожалуйста, ходи по дому медленно и спокойно (вместо «Не бегай по дому»)
  • Держи рот закрытым, когда жуёшь (вместо «Не жуй с открытым ртом»)

Конечно, вам потребуется терпение и придётся контролировать свои слова. Но зато результаты не заставят себя ждать. Вы увидите, насколько вашему ребёнку легче будет понимать и выполнять ваши просьбы.

Психолог Елена ШЕВЧЕНКО 

Фото: pexels.com

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.