Вы здесь

Как в Академии музыки готовят дипломный спектакль


Волшебная Белка в школьной форме — ведь только с занятий — скачет через импровизированные ворота замка, сделанные из деревянных палок, к царю Салтану в джинсах, усевшемуся на еще не до конца позолоченный трон. «Орешки» из мятой бумаги из корзины Белки летят в царя и его придворных дам, накинувших длинные юбки поверх джинсов. Звучит известная мелодия «Во саду ли, в огороде», а перед нами на перилах ложи пушатся лебединые крылья — их сделала из подручных материалов сама Царевна-Лебедь, которую за кулисами зовут Алёна... Всё весело, озорно, душевно... Идет репетиция дипломного спектакля студентов Академии музыки — оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова под руководством заведующей кафедрой оперной подготовки и хореографии, известной певицы Ирины Крикуновой.​


Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся звезды оперной сцены, которых мы видим в лучах софитов и в изысканных сценических костюмах? Как они начинали, сколько труда стоит за каждым виртуозным исполнением, в том числе — вот такие студенческие репетиции, когда и костюмы, и декорации приходится делать самим? 

Есть возможность понаблюдать... 

Вот та самая Алёна, Царевна-Лебедь, приделывает Шмелю проволочные усики. Ну, помните знаменитую музыку «Полет шмеля», которая сопровождает превращенного в яркое насекомое короля Гвидона? Шмель яркий, пушистый, и сделан из мочалок...

Тем не менее, никакой самодеятельности здесь нет — наоборот. Профессиональные замечательные голоса, профессиональная режиссура, а уж какая творческая отдача — студенты, а точнее, уже готовые артисты оперы — выкладываются по полной... И, конечно, креативят при поддержке своего режиссера, которая и с Белкой проскачет, и покажет, как копье держать, и сама подпоет. Без Ирины Геннадьевны, конечно, не было бы такой возвышенной творческой атмосферы и всяких необычных задумок. Вот Баба Бабариха, главная злодейка сюжета, наблюдает, как царица Милитриса качает на руках новорожденного ребенка, и этак же качает... стилизованную куклу вуду, потом кладет ее на землю, вынимает из волос шпильку, и... А вот царицу Милитрису с маленьким королевичем садят в бочку. Бочка пока что условная, только контур из деревянных реек. Но маленький Гвидон — настоящий, очаровательный кудрявый семилетний мальчуган, а в реальной жизни — сын Бабы Бабарихи, харизматичной и веселой Ксении Малахвейчук. К последним курсам многие студенты создают семьи, поэтому не возникает проблем, где найти детей для представления. Мне объяснили, что в спектакле будет еще один Гвидон, вернее, Гвидончик — еще меньший малыш, тоже сын одного из студентов: надо же показать, как царевич растет в бочке! 

Как рассказывает нам Царевна-Лебедь Алёна Яковук, возрастных ограничений для вокалистов нет... Оперный голос — дар редкий, он может раскрыться в любом возрасте, у человека может не быть музыкального образования — но его возьмут учиться. Именно потому среди известных певцов так много разных интересных судеб. Кстати, я читала, что Ирина Крикунова, сегодняшняя прима оперной сцены, в свое время окончила технический университет...

Пока в одной части сцены идет репетиция, в другой, у кулис, студенты продолжают работать над декорациями. Говорят, работают и по ночам. Что ж, такой спектакль раз в жизни, не просто премьера, а госэкзамен! А для зрителей возможность увидеть будущее белорусской музыки — ведь среди сегодняшних выпускников Академии точно есть новые звезды, и меломан однажды с гордостью скажет: «А я его (или ее) видел еще в студенческом спектакле!» Мы, конечно, всех их называем студентами, но, например, Ксения Малахвейчук также и актриса, игравшая в кино и мюзиклах, и не зря за ней хочется следить взглядом на сцене. Василий Липский, исполнитель партии Гвидона, участвует в концертах Белорусской государственной филармонии, Антон Карчевский — солист Национального академического оркестра имени М.Финберга, Алёна Яковук известна по камерному хору «Концертино», каждый имеет множество побед на вокальных конкурсах. 

— Куда, Царь, идешь? Подожди, пока трон не вынесут! — тем временем комментирует режиссер вход делегации царя Салтана в город Леденец. 

— Вначале — объект власти, потом — субъект власти!

Под дружный смех Царь Салтан в джинсах поспешно отходит за обозначенные деревянными рейками ворота, за ним следуют стражники с копьями... А на галёрке второй Царь Салтан — в пьесе два состава — внимательно наблюдает за своим двойником и подпевает... 

Три часа дня. Пользуясь паузой, беседуем с Ириной Крикуновой. Оказывается, в спектакле участвуют не только пятикурсники, в нем заняты студенты всех курсов, кроме первого. 

— Но это именно госэкзамен за пятый курс. Каждый год у нас такой выпускной спектакль. В этом году их два: «Сказка о царе Салтане», которую я ставлю, и «Иоланта», которую ставит доцент нашей кафедры Анна Моторная, главный режиссер Большого театра. 

—А почему именно эти оперы? 

—Каждый год собираемся всем факультетом, и в зависимости от контингента студентов, наличия голосов, выбираем спектакли. У нас в этом году большой курс, восемнадцать человек. Так что очевидно, что спектакли должны быть с большим количеством персонажей. Например, в «Сказке о царе Салтане» есть возможность подключить сразу три сопрано. Два состава — уже шесть певиц. А также три корабельщика, шесть дьяков... Четвертый и пятый курсы работают с оркестром. На четвертом курсе достаточно спеть на репетицию, чтобы получить аттестацию за год. А пятому нужно участвовать в спектакле для зрителя.

—Когда и где можно будет увидеть готовую оперу, на репетиции которой мы присутствовали? 

—Прежде всего на этой сцене в главном корпусе Академии (ул. Интернациональная, 30). Наш «Салтан» рождается 29-го марта в 15:00. Второй спектакль — 1-го апреля. С приходом на нашу кафедру главного дирижёра симфонического оркестра филармонии Александра Михайловіча Анисимова мы получили уникальную возможность сотрудничать с этим выдающимся мастером и выступать на сцене большого зала филармонии. Там были показаны наши студенческие работы: «Безумный денёк» по опере Моцарта «Свадьба Фигаро», сцены из оперы Прокофьева «Война и мир». А наш «Салтан» будет представлен филармонической публике 30-го мая. Спектакли «Салтана» и в Академии, и в филармонии посвящены двум юбилеям: Римского-Корсакова — 180 лет , и Пушкина —225 лет.

—Уже сейчас замечено много интересных деталей. Например, кто придумал эпизод с куклой вуду? 

— Это была моя идея, а принесла саму куклу, этакое маленькое чудовище, Ксюша, исполнительница партии Бабарихи, Ксения Малахвейчук, конечно, одна из лидеров спектакля. Лидеры в любом спектакле есть. У нас это также Василий Липский, который поет партию Гвидона, Антон Карчевский, Алёна Яковук. Это всё, как говорят в опере, люди-«первачи». Правда, Алёне ещё лучше пелось бы, если бы она спала по ночам, а не занималась бы изготовлением декораций и костюмов...

— Так, может, стоит привлечь к оформлению таких спектаклей студентов других творческих учебных заведений?

— Мысль правильная. Знаете, я привлекала... Но иногда студентам интересно сделать все своими руками. Мне нравится, что у них такая совместная работа — они за это время просто становятся одной семьей. Бывает, приходит курс — все по отдельности, в глаза друг другу не смотрят. А здесь — они все делают вместе, придумывают идеи, они воодушевлены, гордятся тем, что сделали, и готовы работать до изнеможения. Когда в прошлом году мы ставили оперу Пуччини «Богема», тоже все делали сами — сбивали коробки, ошкуривали дерево, у нас был современный крафтовый стиль.

— Разрешаете ли ученикам что-то придумать самим?

— Да. Они вдохновляются, начинают жить на сцене. В чем профессионализм режиссера? Чтобы спектакль жил без его присутствия.

 

— А когда делите роли, возникают обиды? 

— Бывает всякое, но моя задача — показать всех студентов с самой выгодной стороны. Они должны получить хорошие оценки на государственном экзамене. Приглашаем всех желающих на наши выступления в Академию музыки, вход на которые бесплатный. На такие просмотры к нам приходит все больше и больше зрителей. 

— Значит, скоро мы увидим ваших выпускников на больших сценах?

—У нас с Александром Михайловичем давно живет идея создания молодежного музыкального театра. Это дало бы возможность нашим выпускникам работать, потому что Большой театр, конечно, не резиновый, не может принять всех талантливых выпускников Академии. Молодежный оперный театр — очень интересный проект. Труппа может обновляться каждые два года, и будет существовать всегда за счет притока из консерватории. Сейчас певцы распределяются в колледжи преподавателями, в города, где нет ни оперных сцен, ни оркестров. А ведь они должны петь на профессиональной сцене. Прежде чем преподавать, им надо реализоваться как певцам, иначе это будут люди, не удовлетворенные жизнью. Так что молодёжный музыкальный театр, хотя бы камерный, нужен. Я уверена, что у него будет свой зритель.

Ирина Геннадьевна вернулась, чтобы продолжать репетицию. Где-то ждали своего часа, чтобы расправиться, крылья Царевны-Лебедя. Распевались два Салтана и два Гвидона. Белка сложила орешки в корзину, чтобы снова отправить их в полет... А мы будем ждать появления нового интересного спектакля и сияния новых белорусских звезд.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Фото Екатерины УРБАН

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.