Вы здесь

Бывший учитель организовал у себя на кухне гончарную мастерскую


Евгению Леонтьевич Полиновскому 65 лет. Но застать его дома не так просто. Когда договаривалась о встрече, попросил заехать во второй половине дня. Мол, до обеда у него много дел в городе.


О настоящем борще, романе с глиной и обереге от старости

— Какое интервью на голодный желудок?! — сказал с порога Евгений Полиновский, увидев, что я достала из кармана диктофон. — Аня (обращается к своей жене), налей, пожалуйста, журналистке настоящего украинского борща.

Как выяснилось, Евгений Леонтьевич родом из Украины. В Борисов попал по службе более 30 лет назад. Так здесь и пустил корни. Именно в Беларуси и завязался его роман с глиной.

— В середине 90-х устроился на фирму, которая занималась изготовлением и росписью керамических изделий. Там впервые взял в руки глину. С тех пор с ней не расстаюсь. Ну как ее можно не любить?! Она же такая приятная на ощупь (протягивает мне кусочек), податливая, из нее можно сделать все, что душа пожелает. А давайте я вас научу свистульку лепить?

И в считанные минуты бесформенный кусок глины в руках мастера превратился в голосистую птичку.

— На ярмарках молодые родители часто приобретают у меня свистульки для своих детей: экологично и недорого. Делаю также и другие утилитарные вещи: аромалампы, сахарницы, копилки... Но больше всего мне нравится лепить статуэтки, так как они позволяют задействовать фантазию по полной.

В зале на журнальном столике — несколько десятков изделий Евгения Леонтьевича. Больше всего мне понравился домовенок с рогаткой, соской и мячом.

— Это оберег от старости, — смеется мастер. — Но наибольшей популярностью пользуется моя «пьяная» тематика. Причем и среди известных людей. Семен Альтов каждый раз, когда приезжал на «Славянский базар», приобретал моих глиняных пьяниц в свою коллекцию. Впервые, когда увидел их, сказал: «У нас в Питере такого нет». Приятно, что юморист оценил мой юмор. Приобретали у меня статуэтки и такие актеры, как Евгений Сидихин, Анатолий Котенев... А один дедушка вообще коллекционировал мои работы. С каждой пенсии приходил и покупал по несколько штук. Последние годы я его не видел, даже волноваться начал. После случайно узнал, что он ушел в лучший мир. Вообще дома у меня, как видите, мало работ. Все, что леплю, продаю на ярмарках, дарю знакомым. (После этих слов Евгений Леонтьевич протянул меня глиняную подкову с колокольчиком. — Авт.) Это вам, на счастье. Будет память об этой встрече. 

Во время фестивалей Евгений Леонтьевич с удовольствием проводит мастер-классы.

О музее ведьм, самом большом заработке и бакенбардах

Фантазии Евгения Полиновского можно увидеть также в местном краеведческом музее. А одна работа находится даже в Америке...

— Председатель Минской ассоциации свободных художников посещал по работе музей ведьм под Бостоном. Так попросил меня сделать какой-нибудь сувенир. Я слепил белорусскую Бабу-Ягу в платочке за одним столом с американской ведьмой в шляпе. Американцам так понравилась работа, что передали мне в знак признательности бессрочный билет в этот музей и фирменную футболку.

— Женя, расскажи, как ты лепил статуэтки для бельгийского ресторана, — напоминает Анна Ивановна.

— В Бельгии открывался ресторан. И мне предложили поучаствовать в его оформлении. Сто работ нужно было сделать за три недели. Но одно условие: чтобы ни одна не повторялась. Помню, сидел на кухне крюком. Надо было делать в день по 11—12 композиций. Все сказки, анекдоты и литературные произведения, которые знал, пришлось вспомнить. А глина, вы же знаете, сушит кожу, у меня пальцы трескались... Одним словом трудно было, но заказ я выполнил. Правда, и заплатили мне тогда хорошо. Менее чем за месяц получил свой годовой учительский заработок.

Значительную часть своей жизни Евгений Полиновский посвятил школьникам: учил их рисовать и лепить из глины. В этом году его, как пенсионера, сократили. Признается, что сначала огорчился, потому что всю душу вложил в школьную студию керамики. Но понял, что переживаниями горю не поможешь, и тут же начал искать себе новое место работы. Теперь он учит лепить из глины малышей в детском саду, что напротив его дома.

— Работать надо. Даже не потому, что деньги нужны (хотя и маленький кусочек масла на пенсионном кусочке хлеба лишним не будет). Пока человек движется — он живет. Я сотрудничаю с нашим центром народного творчества. Постоянно езжу с ними на различные мероприятия, фестивали, провожу мастер-классы. Раньше люди часто приносили фотографии своих любимых или коллег, просили сделать шаржи из глины. Мне это тоже нравилось. Правда, почему-то женщины хуже получались. С мужскими образами работать проще. У одного — лысина, у другого — усы или бакенбарды. Мужские лица легче обрабатывать. У женщин же более тонкая натура. Но ни разу за столько лет никто не отказался от работы.

— О чем мечтаете?  

— Учеников хочется снова. Было время, когда ко мне дети ходили рисовать даже домой. Помнишь, Аня?

— Да, ты тогда ушел с 20-й школы, где преподавал изобразительное искусство. Так они приходили домой заниматься. Просто так, бесплатно.

— Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Работаешь с детьми и сам в душе молодеешь. Они не дают скучать. Я для них был как дедушка. Иду по школьному коридору, мальчики и девочки бегут руки расставив, обвешивают меня со всех сторон. У нас училось много детей из неполных семей, они ко мне тянулись. Мои же уроки были не обязательны для посещения, тем не менее, многие приходили и лепили по 2—3 часа. 

Дома у мастера работ немного. Все, что лепит, продает или дарит.

О болезни Альцгеймера, самодельной колбасе и тушенке из кроликов

— После того, как ушли из школьной студии керамики, где вы сейчас лепите из глины?

— Вот здесь, в квартире. Жена обед приготовила — и к вечеру кухня в моем распоряжении. Слепил и сушу на шкафу, что рядом с газовой плитой. Потом обжигаю в самодельной печке. Она у меня маленькая, много места не занимает.

— А не думали набрать группу пенсионеров и учить их лепке из глины?

— Да, я уже думал об этом. Лепка же считается прекрасной гимнастикой для мозга, предупреждает болезнь Альцгеймера.

— Что посоветуете пенсионерам, которым, как и вам, не повезло, и их сократили на работе?

— Не опускать руки. Все равно надо что-то делать. Часто вижу пенсионеров, которые собираются кучками на лавочках у подъездов. Им скучно, на их лицах редко увидишь улыбку. А почему бы не занять себя каким-то делом? Для этого ведь не обязательно иметь много денег. Можно под окном многоквартирного дома цветы разводить или разбить огород на подоконнике. В этом году я впервые на балконе огурцы посадил. Сортов пять разных. И что вы думаете, выросли. И такие вкусные, не то что из магазина. Срываешь, та-а-а-кой аромат на всю квартиру!

— Женя — холерик по темпераменту, — говорит Анна Ивановна. — Постоянно что-то новое осваивает, экспериментирует. Кем он только не работал: и керамистом, и садовником, и пекарем. Было время, когда рисовал афиши с анонсами фильмов для кинотеатра «Октябрь». Несколько лет работал в женском монастыре. Он осваивает новое дело до тех пор, пока у него не получится. Когда получилось, переключается на что-то другое. В конце 90-х мы купили дом в деревне. Он сразу же грядки вскопал, теплицы поставил. Навыписывал разных семян. Помню, мы с детьми поехали на море. Пока вернулись, он уже полный погреб закруток наделал. Сельчане удивлялись, как городской житель может быть таким хозяйственным (смеется). Пытался разводить поросят, цыплят-бройлеров, кроликов. От трех самок 300 крольчат было. Тушенки наделал так много, что три года ели и знакомых угощали.

— Я готовить люблю не меньше, чем лепить из глины.

— Он вообще из кухни не вылезал бы, если бы не выгоняла (смеется). Сейчас в интернете много рецептов, постоянно экспериментирует.

— Может, есть фирменное блюдо?

— Конечно! Мая «коронка» — это самодельная колбаса. Курятину режу на кусочки. Желательно, чтобы была и грудинка, и бедро — это мясо разное по цвету. Затем добавляю немного (процентов 15—20 от общего объема курятины) свиного сала, лучше, чтобы оно было с прожилками. Обращаю внимание, что оно режется мельче, чем курятина. Добавляю специи, пару ложек майонеза, много чеснока. Перемешиваю и запихиваю в кишку. Кладу колбасу на сковородку, обтягиваю ее фольгой для выпечки — и в духовку минут на 30. Такая вкусная получается — за уши не оттащишь!

— А наша гродненская невестка очень любит Женины куличи.

— Пеку их не только на Пасху. А каждый раз, когда едем туда в гости. Их фишка в том, что долго не черствеют. С тестом вообще в нашей семье работаю в основном я. Пеку пирожки, блины, оладьи... Недавно научился делать хлеб и даже багеты. Не надо бояться пробовать что-то новое. В любом возрасте.

Надежда ДРИНДРОЖИК

nаdzіеjа@zvіаzdа.bу

г. Борисов

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.