Вы здесь

В Чериковском районе качественно навели порядок на кладбище


Скоро Радуница и народ снова поедет к местам захоронений своих предков. Даже там, где деревни стер с лица земли коварный Чернобыль, кладбища продолжают жить. И остаются единственным местом, где встречаются бывшие соседи, их дети и внуки. В Чериковском районе таких кладбищ 13 из 81. И как отметили в Могилевском облсовете депутатов, тамошние народные избранники очень далеко продвинулись в наведении порядка на них. Едем перенимать опыт.


Кто здесь главный?

— Те захоронения, которые находятся в городе и агрогородках, всегда выглядят более ухоженными — там чаще бывают жители, старосты, актив. Власти также принимают участие, но минимальное — в основном когда нужно ограждение поправить, мусор вывезти, аварийное дерево снести. Другое дело, если населенный пункт мал или его совсем нет, — говорит Анжела Новикова, председатель Чериковского райсовета депутатов.

Анжела Новикова: «И каждый двор как на ладони».

Обычно в таких случаях за кладбищем закрепляется ответственный за порядок — предприятие или какая-то организация. К сожалению, это еще не гарантия того, что там будет чистота. В Черикове решили немного изменить подход. Предложили руководителям взять под опеку именно те кладбища, где похоронены их родные. И попали в десяточку. Ведь начальникам, если они не позаботятся о порядке, стыдно будет не только перед своими умершими предками, но и перед соседями.

— В результате мы чаще стали слышать от населения «спасибо», — говорит Анжела Михайловна. — Кроме этого, в каждом населенном пункте свои традиции, и мы нашли людей, с которыми чаще всего контактируют земляки о состоянии кладбища. Они стали нашими помощниками и консультантами.

Больная тема сельских кладбищ — это стихийные свалки. Но и здесь найден выход.

— Мы создали специальные зоны складирования мусора, но некоторые люди продолжают выбрасывать там, где им удобно, — делится наработками председатель райсовета. — Поскольку наши кладбища чаще всего в лесу, мы обратились к лесхозу, чтобы они усилили работу по охране территории от мусора. У них есть фотоловушки, другие современные средства наблюдения, с помощью которых можно установить виновных. Должна быть культура поведения на гражданских кладбищах. Понятно, что на это потребуется время, ведь ничего просто так не происходит.

Где взять деньги на ограждение

В прошлом году расходы на содержание кладбищ составили в Чериковском районе 20-25 тысяч рублей. И это с учетом ограждения, окраски, вывоза мусора, сноса аварийных деревьев и всего остального.

— Для того чтобы снизить затраты, сельские исполкомы ограничились только приобретением пиломатериалов, — говорит Анжела Новикова. — Все остальные работы по ограждениям выполнялись на безвозмездной основе. Оградить одно кладбище стоит сегодня 200-300 рублей. Это — мизер. И нет оправданий тем, кто жалуется на нехватку средств на эти цели. Никто не требует, чтобы в лесном массиве была ограда из железобетона, достаточно обнести по периметру горизонтальными пиломатериалами. Там, где жители против, предлагаем сделать что-то более совершенное, но с их участием. Например, материал наш, а окраска и наведение порядка за ними. И они соглашаются.

Недешево стоит снос аварийных деревьев, так как здесь приходится пользоваться услугами альпинистов. А таких деревьев очень много, так как по-серьезному ими начали заниматься в районе только в прошлом году.

— Пятнадцать прицепов дров вывезли тракторами только с одного кладбища, — демонстрирует фото на мобильнике депутат. — Видите, как деревья сгнили изнутри. За март — апрель отработали уже 30 могильников. В прошлом году сделали столько же.

И для асоциалов нашлась работа

В Черикове власть, в том числе и депутаты, активно работает с базой данных по декрету № 3, направленному на содействие занятости населения.

— Каждый день мы составляем вот такие сводки, где по каждому населенному пункту расписываем, кто из местных нам помогал, — демонстрирует отчеты Анжела Новикова. — Наведение порядка на земле — это именно то, где можно человека занять. У нас при каждом сельском комитете созданы бригады из числа безработных для уборки территорий.

Она снова достает мобильный и показывает, как трудятся, казалось бы, уже ни на что не годные работники.

— Вот видите, трое таких безработных занимаются благоустройством гражданских кладбищ, — комментирует она фото. — Было бы бесчеловечно вовсе отказаться от них. Мы же не знаем, что привело их к такому образу жизни. Вместо того чтобы упрекать, приглашаем убирать несанкционированные свалки, заросли, мусор вынести или пересортировать.

Квадрокоптер в помощники

Выявлять проблемные участки на территории района помогает Чериковским депутатам передовая техника. Вместе с председателем смотрим в компьютере на деревни с высоты полета квадрокоптера.

— С его помощью определяем, где колодец разрушился, где заросли образовались, где несанкционированная свалка скрылась, — поясняет она. — Объехать одним махом все населенные пункты, которых у нас много, сложно. Так проще и менее затратно. Квадрокоптер — имущество лесхоза, но они нам помогли. И мы теперь знаем, с чего начинать. Вот смотрите: деревня Селище — картинка чудесная — контуры выровнены, свалок нет. Но, к сожалению, так не везде. У нас много такого видеоматериала, мы очень плодотворно поработали. Вот посмотрите на Езеры. Деревня большая. После обследования увидели, кто как земельными участками пользуется. Кто ухаживает, но кто-то — то пользуется, то нет. Когда они увидели, что приехала техника запахать, сразу же начали писать заявления на сенокошение и на пастбище. По кладбищам, особенно отдаленным, также вопросы решились. Главное — вникнуть в проблему, тогда и бороться с ней будет несложно.

Деревень нет, а кладбища — живут

Вместе с Ольгой Власенко, председателем Вепринского сельского Совета, едем убедиться, действительно ли кладбище уже готово к приему посетителей на Радуницу. Любопытное обстоятельство: сельсовет существует, а населенного пункта с названием Веприн нет уже 20 лет. Загрязненность его территории цезием-137 и сегодня составляет от 15 до 40 кюри.

Деревень у нее немного, всего девять, но все они разбросаны по территории. До крайней от сельсовета — 55 километров. Самые большие населенные пункты — агрогородок Майский, где находится сельсовет, и Гронов — там живет около 300 человек. И что интересно, аж семь гроновских семей — многодетные! Деревня относится к поселеням с периодическим радиационным контролем — загрязненность ее цезием-137 составляет от пяти до 15 кюри на квадратный километр. Но здесь очень красиво и уютно. Много деревьев, а огороды выходят прямо к реке Сож.

Гроновские кладбища скрываются в лесу. Аккуратный штакетник окрашен в приятный глазу зеленый цвет. И калитки надежные — с ручкой и запором. На входе встречаем Тамару Сергеевну. У нее здесь похоронена мать.

— На кладбище у нас всегда порядок, как и должно быть, — говорит пенсионерка. — Об этом и люди, и сельсовет заботятся. Раньше мы жили в другом населенном пункте района, потом купили здесь дом и переехали. В наших Гривках сегодня совсем мало людей. Туда мы сейчас ездим только на кладбище. Там такая же чистота. Вообще в районе эти места очень хорошо досматриваются.

Еще несколько километров на депутатских «Жигулях» — и мы в Веприн. Вдоль дороги растут высоченные сосны и березы. И среди них сиротливо скрываются яблоньки и кусты сирени.

— Только по ним сегодня можно догадаться, что здесь раньше стояли дома, — говорит Ольга Власенко. — Деревня была очень большая, здесь жило около тысячи человек. И кладбище также велико. Если кто-то из бывших жителей умирает, его везут сюда. Даже из Минска.

Рядом с кладбищем знак, который предупреждает, что зона — опасная и здесь не нужно долго задерживаться. Но людей, чьи родные здесь лежат, это не пугает. Когда заходишь в ограду, первое, что видишь, это свежее захоронение. С портрета грустно смотрит на нас совсем не старый мужчина.

— За прошлый год на кладбище сельсовета, которые находятся в зоне отчуждения, появилось около 30 новых захоронений, — говорит депутат. — Запомнился один случай. Муж привез хоронить жену и очень горевал, что не сможет жить без нее. На вид был достаточно сильный, не такой и старый. А в скором времени приехал его сын и сообщил: отец умер...

Нелли ЗИГУЛЯ

В тему

Дмитрий Харитончик, председатель Могилевского облсовета депутатов:

— Места захоронения у нас на особом контроле, сельские исполнительные комитеты при необходимости привлекают заинтересованные организации, чтобы те оказали содействие в наведении порядка и подготовке кладбищ к религиозным праздникам. Потому что в эти дни здесь будет особенно многолюдно. Возможно, где-то еще возникают вопросы с вывозом мусора, так как население сейчас также наводит порядок на местах захоронений своих близких и контейнеры заполняются очень быстро. Но даны поручения, чтобы графики вывоза отходов с кладбища были пересмотрены. Одновременно ведется работа по сносу аварийных деревьев. Народные избранники должны отслеживать, как все эти действия выполняются на местах.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.