Вы здесь

Как английская королева и Коко Шанель повлияли на моду брестских невест


Выставку свадебных нарядов прошлого века устроил Брестский областной краеведческий музей. Здесь можно увидеть платья и мужские костюмы, туфли, другие брачные аксессуары прошлого века, народные костюмы, а также венчальные короны и множество снимков свадебных нарядов нашего края. Что интересно, экспонаты взяты из фондов музея, а также из частных коллекций горожан и Музея Белорусского Полесья в Пинске.


Венцы бывали бумажными

Основу экспозиции образовали свадебные платья второй половины ХХ века. Представлены снимки и альбомы, приглашения, открытки, свидетельства о заключении брака разных лет. Интерес посетителей вызвал не совсем обычный для нашего времени документ 1930-х годов, который можно назвать предбрачным исследованием жениха. Мужчина, намеревавшийся вступить в брак, должен был ответить на вопросы развернутой анкеты: какого он года рождения, был ли женат раньше, откуда родом и так далее, включая имущественное положение.

Венцы второй половины ХІХ века, несомненно, знакомы современному человеку по фильмам и книгам, а вот бумажные венцы начала 1930-х годов из Пинского уезда выглядят довольно неожиданно. Это поистине уникальные экспонаты вернисажа. Посетители единодушно ошиблись в определении мужской и женской венчальных корон. Все подумали, что больший венец держали над женихом. Оказалось — наоборот. Экскурсовод пояснила, что голова невесты была покрыта вуалью, нередко великолепно украшенной, поэтому ей требовался больший объем венца. Приходилось удивляться тому, какая все же богатая и разнообразная свадебная культура нашего края!

— У каждого народа есть свои базисные ценности, на которых строится общество, — сказал на открытии выставки директор областного краеведческого музея Алексей Митюков. — Но есть ценности общечеловеческие. В их числе — брак, семья, воспитание детей. Эти ценности проходят через всю историю и культуру нашего народа. Свадебные ритуалы пришли к нам с древности. Каждое поколение их развивает, совершенствует, передает своим детям и внукам. Об этом наша выставка. Выставка светлая, добрая, жизнеутверждающая.

Королевы или модельеры?

Куратор выставки, заместитель директора музея по научной работе Ольга Новикова рассказала, как на моду, в том числе свадебную, влияют экономические, политические, культурные процессы, и мода таким образом становится отражением исторических событий.

Очевидно, что не все посетители выставки знали об истории Белого брачного наряда. Обычай выходить замуж в Белом появился относительно недавно, каких-либо 150 лет назад. А раньше платье невесты было цветным. Наши прапрабабушки выходили замуж в вышиванках. Дамы из богатого рода могли надеть платья любых цветов — красного, серебряного, золотого — лишь бы выглядела роскошно и подчеркивала красоту. Настоящий переворот в свадебной моде совершила английская королева Виктория, когда в 1840 году пошла под венец в кремовом атласном платье со шлейфом длиной более 5 метров. Все венценосные лица восприняли это как сигнал к действию и начали шить светлые и даже белые наряды. Королева, кстати, появлялась в этом платье еще не раз, чем, несомненно, подавала пример. Ведь такой наряд стоил очень дорого. А в массовую моду белые платья ввела Како Шанель, она же упростила модели, чтобы сделать их доступнее.

И практично, и модно

На рубеже веков и в начале ХХ века брачные наряды были длинными. А вот 1920-е годы — Время перемен и ломки стереотипов — тогда в моду входит короткое платье, правда, с длинной вуалью. И не только в США и Европе. На выставке есть снимок, на котором красуется модница из Бреста над Бугом именно в таком свадебном наряде.

В 1950-е годы формируется новый виток свадебной культуры. В это время модницы млеют от стиля Кристиана Диора — пышная юбка, тонкая талия. В такие одеваются и невесты из Брестчины. На выставке — платье из деревни Огдемер Дрогичинского района. Откуда у деревенской девушки такая роскошь? Оказалось, строй ей прислали родственники из Канады. Это фабричное элегантное платье до пола, в ней после хозяйки ходили до брака многие девушки из Огдемера.

Рядом — короткое веселое платьице 1970-х годов. Кто-то из посетителей резонно заметил, что наряд чем-то напоминает платье Зиночки из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Могло быть и так, тогда модницы нередко прорисовывали модели из журналов, а то и телеэкрана. Эта мода пришла во многом благодаря образу легендарной Одри Хепберн. Платья у нас часто шили из гипюра, который не так просто было купить, а на короткую модель нужно меньше ткани — и практично, и модно.

Но авангардное мини продержалось недолго. Летом 1981 года пошла под венец принцесса Диана. Ее платье произвело настоящий фурор в мире моды: объемная, с широкими рукавами, множеством оборок и россыпью жемчужин в складках. Тенденция быстро пошла в народ. И ее можно проследить по фотографиям той поры. Одним словом, в особый день все невесты хотели быть красивыми — и были такими.

С традициями нынешней свадебной моды посетителей познакомила хозяйка Брестского свадебного салона Edelweіs Майя Кантаускене. Модели салона продемонстрировали простые на первый взгляд и вместе с тем стильные наряды, отражающие мировосприятие современного человека.

Украсила и оживила открытие выставки выступление фольклорной группы музея «Бездежский фартушок». Научные сотрудники и участники самодеятельного коллектива показали интересный обряд из их местности — фрагмент одевания невесты. Молодую садили на хлебную кадку и надевали на голову свадебный венок — паву. Пава — довольно сложная конструкция, ее образуют разноцветные цветы, их делали своими руками. Надевали же невесту обязательно под обрядовые песни.

Народные костюмы, которые надевали под венец, также присутствуют на выставке. Есть здесь и знаменитый костюм леликовской свахи из Кобринского района, который внесен в список нематериального наследия Беларуси. Выставка будет открыта до середины декабря.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото Александра ШУЛЬГАЧА

Выбор редакции

Общество

Внимательность и правила безопасности — главный фактор снижения производственного травматизма

Внимательность и правила безопасности — главный фактор снижения производственного травматизма

В прошлом году зафиксировано снижение количества случаев гибели на производстве.

Общество

От чего зависит безопасность аттракционов?

От чего зависит безопасность аттракционов?

С начала года аттракционы проверили 43 раза.