Одним из самых заметных событий сентября для Евразии стал саммит Шанхайской организации сотрудничества, который 12—13 сентября 2014 года прошел в Душанбе. Беспрецедентно широкий состав участников, высокий уровень представительства. Встречи в двусторонних и многосторонних форматах были полны громких заявлений и дали немало оснований для дискуссий в экспертном сообществе. И хотя все согласны, что ШОС в последнее время приобрела больше динамичности, качество происходящих изменений аналитики оценивают по-разному.
Марат Шибутов, казахстанский политолог, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Республике Казахстан
30-4
Ключевыми итогами саммита ШОС в Душанбе стало сближение ШОС и ООН. Как напрямую, так и через дочерние ее организации (ЭСКАТО ООН, УНП ООН). Одной из ключевых целей ШОС во взаимодействии с ООН может быть получение мандатов на миротворческие операции — только ООН дает на это легитимный для всего мира мандат.
Члены ШОС договорились голосовать в ООН по актуальным для них темам вместе — без всяких «не согласен», «воздержался» и «ой, во время голосования вышел из зала».
Страны ШОС обозначили свою поддержку мирного урегулирования в Сирии, переговоров по иранской проблеме, поддержали Минский протокол по ситуации в Украине.
ШОС в ООН будет продвигать документ «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Учитывая, что страны ШОС и являются объектами постоянных информационных атак со стороны СМИ стран Евросоюза и США, им этот документ жизненно нужен.
Регламентирован порядок вступления в ШОС и уточнены обязательства новых членов. В общем, участники готовятся к тому, что список пополнится новыми членами — возможно, Ираном, Пакистаном, Индией.
Члены ШОС будут развивать международные автомобильные перевозки между своими странами. В первую очередь, конечно, это выгодно Китаю, который продвигает свой проект «Великого Шелкового пути» и практически закончил казахстанский участок автодороги Западная Европа — Западный Китай.
Ну и самое важное — активизирована работа по созданию Фонда развития и Банка развития ШОС. Всем нужны китайские деньги, и России сейчас в особенности.
В целом, это заседание является самым важным за последние несколько лет по следующим причинам.
Во-первых, резко изменившаяся международная обстановка привела к тому, что Россия, которая долго игнорировала развитие ШОС и особенно ее Банка развития, теперь вынуждена просить Китай ускорить его создание и в целом развивать ШОС. Такая резкая смена позиции, конечно, не повышает вес России на этих переговорах. Под это заседание был сменен и национальный координатор России в ШОС — им стал директор департамента азиатского и тихоокеанского сотрудничества МИД Бахтиер Хакимов (повышение статуса нацкоординатора).
Во-вторых, если раньше Китай и сам особо не понимал, зачем ему ШОС, и держал организацию «в резерве», то сейчас в рамках продвигаемого проекта «Великого Шелкового пути» ШОС становится крайне нужной для них организацией с прикладным значением. Речь идет о формировании пояса лояльных к Китаю стран, учитывая возможные будущие конфликты в Азии.
В-третьих, движение ШОС идет в рамках регионализации и развития многополярного мира. Каждая страна в регионе обзаводится шлейфом союзников, и, разумеется, готовится к конфронтации с остальными.
Парвиз Муллоджанов, председатель Правления Отделения международной организации Института «Открытое общество» — Фонд содействия в Таджикистане
30-7
Саммит показал, что в организации и вокруг нее, а также в отношениях между ее членами скопилось немало проблем, требующих своего скорейшего разрешения. Можно сказать, что в целом постсоветское пространство приблизилось сегодня к некоему поворотному моменту в своем развитии.
Можно сделать вывод, что данный саммит во многом прошел под эгидой России, которая, судя по всему, фактически предложила и разработала повестку дня. Инициатива проведения многих двухсторонних встреч также в целом принадлежала российской стороне. Фактически проведение саммита в этом году, в этот непростой период растущей конфронтации между Западом и Российской Федерацией, также было в интересах Москвы. Это было видно также и по тому, как формировались вопросы для обсуждения и программа всех заседаний саммита. Основная часть выступлений и официальных заявлений также была посвящена вопросам и проблемам, которые, прежде всего, наиболее актуальны для российского руководства. В связи с этим можно сделать вывод, что саммит во многом прошел под влиянием событий в Украине. Тема Украины и геополитического противостояния на евразийском пространстве в той или иной мере проходила красной нитью через весь саммит.
Другое, что было примечательного на саммите, — так это возрастающие и все более явные признаки геополитического соперничества в рамках ШОС между Россией и Китаем.
Данное соперничество в латентной форме существовало всегда. Впервые, оно довольно сильно почувствовалось на прошлом саммите организации, а также в ряде встреч, которые проходили после начала событий на Украине. Таким образом, соперничество, изначально негласно существовавшее до этого в рамках ШОС, в последние полгода резко обострилось.
Судя по всему, Китай воспринимает конфликт между РФ и Западом как неожиданный дар судьбы, возможность извлечь для себя существенную геополитическую выгоду — в частности, резко увеличив свое влияние на постсоветском пространстве, в регионе Средней Азии. То, как активно прежде крайне острожное китайское руководство принялось увеличивать свое присутствие в регионе, удивляет многих иностранных и местных обозревателей.
При этом сами методы китайской внешней политики в регионе не изменились. Как и прежде, Китай старается увеличить свое экономическое присутствие, которое рано или поздно (при таких темпах) примет форму геополитического доминирования. В качестве примера можно назвать идею создания в рамках ШОС инвестиционного фонда. Поскольку Китай собирается стать основным донором и спонсором этого фонда, то именно эта страна и будет диктовать в нем свои условия.
Отсюда следует, что поскольку в рамках ШОС многие экономические проекты (если не большинство) будут через некоторое время проходить под эгидой и при финансовой поддержке Китая, то Россия как бы отступает на второй план.
Ричард Вайц, директор Центра военно-политического анализа Института Гудзона (США)
30-6
Саммит Шанхайской организации сотрудничества, прошедший в Душанбе, стал одним из самых важных в истории организации. После нескольких лет стагнации главы государств согласились рассмотреть вопрос расширения рядов участников — впервые с 2001 года. Они также приняли ряд важных мер, нацеленных на продвижение регионального развития, а также политическую декларацию, в которой выражалась поддержка позициям России и Китая по ряду конфликтных вопросов в их отношениях с США и Западом. Однако на пути роста роли ШОС в Евразии все еще стоит ряд препятствий.
Расширение организации может фактически ослабить ШОС, делая ее ряды менее сплоченными. Если Индия и Пакистан оба вступят в нее, то они могут привнести в работу организации свои противоречия. Кроме того, демократическому правительству (такому, как индийское) будет непросто наладить рабочие отношения с авторитарными режимами, которых в рядах ШОС большинство. У членов организации также различные стратегии взаимодействия с НАТО. Кроме того, ряд из них являются экспортерами, а ряд — импортерами энергоресурсов.
Еще одним ограничением является то, что ШОС работает в крайне насыщенной институциональной среде. Хотя вывод западных войск из Афганистана и Центральной Азии резко снизило роль НАТО как потенциального соперника в сфере безопасности в регионе, Китай одновременно придал новый импульс работе Конференции по взаимодействию и построению доверия в Азии — институту, который играет дополняющую роль, но способному выступить и альтернативой ШОС в продвижении региональных целей Китая. КНР стала председателем КВПДА в мае, когда Шанхай стал принимающим городом четвертого саммита организации. В своем выступлении на саммите Председатель Си Цзиньпинь предложил усилить КВПДА путем создания «консультационного механизма в сфере обороны» и «центра реагирования на угрозы в сфере безопасности».
Одновременно Россия наращивает усилия по продвижению ОДКБ и Евразийского союза, в которых Москва играет ведущую роль, а Китай не участвует. Путин заявлял, что он хочет усилить связи между этими институтами и ШОС. Если же Пекин в рамках ШОС станет препятствием для потенциального российского военного вмешательства в центр Евразии, Москва может легко переключиться к механизмам ОДКБ для того, чтобы преследовать свои цели в регионе.
Таким образом, ШОС сделала ряд важных шагов для того, чтобы усилить свое влияние в ближайшие годы. Среди них решение о расширении рядов членов организации имеет первостепенное значение. Но организации еще надо преодолеть целый ряд препятствий (таких, как внутренние противоречия, слабость институциональной структуры и конкуренция со стороны других организаций в регионе), прежде чем ШОС сможет стать первостепенной многосторонней организацией в Евразии.
Подготовил Юрий Царик.
Хорошо там, где молодежь есть!
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.