Вы здесь

В этом году на улучшение местных дорог направят около 120 млн рублей


В этом году из республиканского фонда и местных бюджетов на улучшение местных дорог направят около 120 млн рублей

В первой декаде апреля глава государства поднял вопрос качества и ремонта магистралей районного масштаба и сельских дорог. Работы планируются основательные, ведь степень износа полотна велика.


Действительно наша страна имеет достаточно развитую сеть автомобильных дорог общего пользования. Их протяженность составляет 71 тысячу километров. Местные дороги в Беларуси связывают между собой 23 тысячи населенных пунктов, в том числе 199 городов и городских поселков, около 1,4 тысячи агрогородков, 21,8 тысячи деревень и сельских населенных пунктов. Нельзя не учитывать подъезды к промышленным, сельскохозяйственным объектам. Разумеется, все эти дороги время от времени требуют ремонта, от элементарного ямочного до капитального.

Кстати, плотность дорожной сети в Беларуси самая высокая среди стран СНГ. В мире пока по этому показателю лидируют Бельгия, Нидерланды и Германия. А у нас есть два трансъевропейских коридора, Запад - Восток и Север - Юг, которые связывают Россию и Евросоюз, Финляндию, Литву, Молдову, Румынию, Болгарию и др. Сегодня мы не просто транзитное государство, а с недавнего времени еще и важное звено проекта нового Шелкового пути.

Так произошло, что в последнее время уделяется большое внимание развитию сети республиканских автомагистралей страны, а вопросы местных дорог отошли на второй план. Это привело к появлению справедливых нареканий со стороны населения на состояние дорожной сети в регионах. По разным оценкам, от шести до десяти тысяч километров дорог требуют немедленного ремонта. Министерство транспорта подсчитало, что каждый 8-й километр местных дорог находится в плохом состоянии, а если покрытие не восстанавливать вовремя, то расходы на ремонт возрастут в 2,5-3 раза. Специалисты отмечают, что около 80% таких трасс используются с просроченными ремонтными сроками. Почти половина из них капитально не ремонтировалась в течение 20-30 лет. Именно таким проблемным местам дорожники уделят внимание в ближайшее время.

Во многих странах основной источник дорожных фондов — именно налог. А вот сама технология сбора может быть разной. К примеру, с продажи автомобильного топлива. В Беларуси с 2014 года взимается государственная пошлина на транспорт.

Сейчас распределение этой пошлины делается по такому сценарию: 61% направляется в республиканский бюджет, а 39% - в местные. Подобную формулу со следующего года собираются обновить и половину денег оставлять на развитие региональных дорог. Государственную программу планируют дополнить пунктами о местных дорогах. А в скором времени появится четкий перечень трасс, требующих ремонта. Типовые проекты уже разработаны, решение будет приниматься после технологической экспертизы, которая определит, где и какое покрытие целесообразно использовать.

В Министерстве финансов даже подсчитали, что на капитальный ремонт и приведение в порядок местных автомобильных дорог в период с 2017 по 2020 годы будет направлено около 900 млн рублей. Это будут средства республиканского дорожного фонда и местных бюджетов. Считается, что уже в этом году на улучшение местных дорог направят около 120 млн рублей за счет указанных источников. Финансисты уверены, что чуть меньше половины необходимой суммы - около 40% - составят средства от госпошлины.

И еще. Одно дело собрать деньги с автовладельцев и взять из бюджета, а другое - правильно их использовать. Поэтому Президент поручил просчитать объективную цену каждого квадратного метра. И на выделенные средства за счет бережного и хозяйственного подхода восстановить до 7 тысяч километров полотна. Глава нашего государства уверен, что технологий у нас для выполнения этой задачи достаточно. Специалистам дается три-четыре года, чтобы не просто отыскать какие-то средства, а точнее определиться и привести в нормальное состояние дороги за те деньги, которые будут потрачены. А железный контроль - за губернаторами.

В тему

Ольга Политико, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи:

- В последующие годы стране необходимо профинансировать восстановление тех дорог, которые сейчас находятся в наиболее критическом состоянии. Областные дорожные организации всю необходимую информацию по этой теме подготовили и направили Президенту страны. Поэтому сегодня существует перечень тех дорог, которые необходимо отремонтировать в первую очередь. Экспертами в настоящее время разрабатывается механизм финансирования такого решения.

Предусмотрено, что инвестиции в развитие местных дорог могут поступать и за счет средств от сбора государственной пошлины, взимаемой за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Также на эти цели будут направлены деньги от кредита банка "Развитие" и, возможно, средства, которые останутся в этом году в инвестиционном фонде. Четкий алгоритм финансирования будущих работ по местным дорогам сегодня разрабатывается в Минтрансе. Наша задача как депутатов скрупулезно прописать в проекте бюджета на следующий год механизм распределения средств дорожного фонда. Известно, что госпошлина сначала поступает в дорожный фонд, после чего распределяется по местным бюджетам областей и в республиканскую казну.

Я являюсь представителем Барановичского округа. Барановичи считаются городом областного подчинения, но у нас есть улицы, которые являются продолжением местных и республиканских дорог уже на территории населенного пункта. Мне кажется очень важным, чтобы, заострив внимание на состоянии местных дорог, мы не забыли о таких улицах. Эта проблема актуальна для всех городов областного подчинения.

А в этом году дороги Барановичей требуют серьезного ремонта, так как это связано с увеличением интенсивности автомобильного движения и роста количества машин у населения. Более того, вокруг Барановичей не существует кольцевой дороги, а большегрузные автомобили движутся частично и по городским улицам, что существенно портит дорожное покрытие.

Галина ФИЛИППОВИЧ, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту:

- Как депутат от Гомельской области замечу, что и в нашем регионе хватает не очень качественных местных дорог. После проведения соответствующего совещания у Президента этот вопрос был рассмотрен руководством области. Тогда губернатором региона было принято решение не хвататься за ремонт сразу всех "слабых" дорог, а заниматься решением этой проблемы по очереди. Планируется наводить порядок в сети местных дорог в 2-3 районах области ежегодно.

Местные власти районов Гомельщины такой подход поддержали и очень надеются на решение Президента страны о дополнительном финансировании структуры упомянутых дорог.

Никита Бычков, любитель путешествий:

- Мне, как туристу, который много путешествует по Беларуси, жаловаться особенно не на что. Дорожное покрытие в нашей стране, как правило, очень качественное. В частности, это касается тех трасс, которые ведут к самым интересным городам и главным достопримечательностям Беларуси. Доехать до любого областного города или, например, Нарочи, других наиболее популярных мест не является проблемой. Главное, на что я обратил бы внимание, - небольшое количество указателей на латинице. Думаю, самостоятельным туристам из Западной Европы будет очень трудно сориентироваться в нашей стране. Еще один момент касается придорожного сервиса: если на Западе найти место для перекуса или банальный туалет не проблема, то у нас, свернув с трассы М1, иногда можно проехать 40-50 километров и не встретить ни одной заправки.

Сергей КУРКАЧ

kurkасh@zvіаzdа.bу

Фото Анатолия Клещука

Название в газете: Артерии местного значения

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.