В этом году из республиканского фонда и местных бюджетов на улучшение местных дорог направят около 120 млн рублей
В первой декаде апреля глава государства поднял вопрос качества и ремонта магистралей районного масштаба и сельских дорог. Работы планируются основательные, ведь степень износа полотна велика.
Действительно наша страна имеет достаточно развитую сеть автомобильных дорог общего пользования. Их протяженность составляет 71 тысячу километров. Местные дороги в Беларуси связывают между собой 23 тысячи населенных пунктов, в том числе 199 городов и городских поселков, около 1,4 тысячи агрогородков, 21,8 тысячи деревень и сельских населенных пунктов. Нельзя не учитывать подъезды к промышленным, сельскохозяйственным объектам. Разумеется, все эти дороги время от времени требуют ремонта, от элементарного ямочного до капитального.
Кстати, плотность дорожной сети в Беларуси самая высокая среди стран СНГ. В мире пока по этому показателю лидируют Бельгия, Нидерланды и Германия. А у нас есть два трансъевропейских коридора, Запад - Восток и Север - Юг, которые связывают Россию и Евросоюз, Финляндию, Литву, Молдову, Румынию, Болгарию и др. Сегодня мы не просто транзитное государство, а с недавнего времени еще и важное звено проекта нового Шелкового пути.
Так произошло, что в последнее время уделяется большое внимание развитию сети республиканских автомагистралей страны, а вопросы местных дорог отошли на второй план. Это привело к появлению справедливых нареканий со стороны населения на состояние дорожной сети в регионах. По разным оценкам, от шести до десяти тысяч километров дорог требуют немедленного ремонта. Министерство транспорта подсчитало, что каждый 8-й километр местных дорог находится в плохом состоянии, а если покрытие не восстанавливать вовремя, то расходы на ремонт возрастут в 2,5-3 раза. Специалисты отмечают, что около 80% таких трасс используются с просроченными ремонтными сроками. Почти половина из них капитально не ремонтировалась в течение 20-30 лет. Именно таким проблемным местам дорожники уделят внимание в ближайшее время.
Во многих странах основной источник дорожных фондов — именно налог. А вот сама технология сбора может быть разной. К примеру, с продажи автомобильного топлива. В Беларуси с 2014 года взимается государственная пошлина на транспорт.
Сейчас распределение этой пошлины делается по такому сценарию: 61% направляется в республиканский бюджет, а 39% - в местные. Подобную формулу со следующего года собираются обновить и половину денег оставлять на развитие региональных дорог. Государственную программу планируют дополнить пунктами о местных дорогах. А в скором времени появится четкий перечень трасс, требующих ремонта. Типовые проекты уже разработаны, решение будет приниматься после технологической экспертизы, которая определит, где и какое покрытие целесообразно использовать.
В Министерстве финансов даже подсчитали, что на капитальный ремонт и приведение в порядок местных автомобильных дорог в период с 2017 по 2020 годы будет направлено около 900 млн рублей. Это будут средства республиканского дорожного фонда и местных бюджетов. Считается, что уже в этом году на улучшение местных дорог направят около 120 млн рублей за счет указанных источников. Финансисты уверены, что чуть меньше половины необходимой суммы - около 40% - составят средства от госпошлины.
И еще. Одно дело собрать деньги с автовладельцев и взять из бюджета, а другое - правильно их использовать. Поэтому Президент поручил просчитать объективную цену каждого квадратного метра. И на выделенные средства за счет бережного и хозяйственного подхода восстановить до 7 тысяч километров полотна. Глава нашего государства уверен, что технологий у нас для выполнения этой задачи достаточно. Специалистам дается три-четыре года, чтобы не просто отыскать какие-то средства, а точнее определиться и привести в нормальное состояние дороги за те деньги, которые будут потрачены. А железный контроль - за губернаторами.
В тему
Ольга Политико, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи:
- В последующие годы стране необходимо профинансировать восстановление тех дорог, которые сейчас находятся в наиболее критическом состоянии. Областные дорожные организации всю необходимую информацию по этой теме подготовили и направили Президенту страны. Поэтому сегодня существует перечень тех дорог, которые необходимо отремонтировать в первую очередь. Экспертами в настоящее время разрабатывается механизм финансирования такого решения.
Предусмотрено, что инвестиции в развитие местных дорог могут поступать и за счет средств от сбора государственной пошлины, взимаемой за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Также на эти цели будут направлены деньги от кредита банка "Развитие" и, возможно, средства, которые останутся в этом году в инвестиционном фонде. Четкий алгоритм финансирования будущих работ по местным дорогам сегодня разрабатывается в Минтрансе. Наша задача как депутатов скрупулезно прописать в проекте бюджета на следующий год механизм распределения средств дорожного фонда. Известно, что госпошлина сначала поступает в дорожный фонд, после чего распределяется по местным бюджетам областей и в республиканскую казну.
Я являюсь представителем Барановичского округа. Барановичи считаются городом областного подчинения, но у нас есть улицы, которые являются продолжением местных и республиканских дорог уже на территории населенного пункта. Мне кажется очень важным, чтобы, заострив внимание на состоянии местных дорог, мы не забыли о таких улицах. Эта проблема актуальна для всех городов областного подчинения.
А в этом году дороги Барановичей требуют серьезного ремонта, так как это связано с увеличением интенсивности автомобильного движения и роста количества машин у населения. Более того, вокруг Барановичей не существует кольцевой дороги, а большегрузные автомобили движутся частично и по городским улицам, что существенно портит дорожное покрытие.
Галина ФИЛИППОВИЧ, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту:
- Как депутат от Гомельской области замечу, что и в нашем регионе хватает не очень качественных местных дорог. После проведения соответствующего совещания у Президента этот вопрос был рассмотрен руководством области. Тогда губернатором региона было принято решение не хвататься за ремонт сразу всех "слабых" дорог, а заниматься решением этой проблемы по очереди. Планируется наводить порядок в сети местных дорог в 2-3 районах области ежегодно.
Местные власти районов Гомельщины такой подход поддержали и очень надеются на решение Президента страны о дополнительном финансировании структуры упомянутых дорог.
Никита Бычков, любитель путешествий:
- Мне, как туристу, который много путешествует по Беларуси, жаловаться особенно не на что. Дорожное покрытие в нашей стране, как правило, очень качественное. В частности, это касается тех трасс, которые ведут к самым интересным городам и главным достопримечательностям Беларуси. Доехать до любого областного города или, например, Нарочи, других наиболее популярных мест не является проблемой. Главное, на что я обратил бы внимание, - небольшое количество указателей на латинице. Думаю, самостоятельным туристам из Западной Европы будет очень трудно сориентироваться в нашей стране. Еще один момент касается придорожного сервиса: если на Западе найти место для перекуса или банальный туалет не проблема, то у нас, свернув с трассы М1, иногда можно проехать 40-50 километров и не встретить ни одной заправки.
Сергей КУРКАЧ
Фото Анатолия Клещука
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.