Вы здесь

Дети «Партизанфильма»


Некоторые белорусские фильмы о Великой Отечественной независимо от даты производства, что называется, у всех на слуху - «Альпийская баллада», «Иди и смотри», «В августе 44-го», «Брестская крепость»... Но в преддверии Дня Победы «Звязда» вспомнила шесть других кинолент производства киностудии «Беларусьфильм». Среди них есть и шедевры, и творческие неудачи, и незаслуженно забытые современниками картины, - но все они без исключения отмечают в этом году круглые даты.


10 лет

«Враги»

Дебютная лента выпускницы Белорусского государственного университета культуры и искусств Марии Можар, снятая под руководством известного режиссера и продюсера Алексея Учителя, с одной стороны, получила немало критики за отсутствие историко-военного консультанта и - как результат - сюжетную неряшливость, фактические ошибки и неточности, а с другой, на «Лістападзе-2007» все же была отмечена специальным дипломом жюри «за верность традициям и новый взгляд на войну» и призом «Вместе» за лучший совместный белорусско-российский проект. А еще - Гран-при Х Открытого Бердянского фестиваля «Бригантина», приз «Золотого Витязя» за сценарий, диплом за лучший дебют в кино на 6-м Республиканском фестивале белорусских фильмов и диплом на 5-м кинофестивале «Славься, Отечество». И хотя к драматургии и моральному посылу фильма, как отмечала в том числе и «Звязда», есть вопросы, положительных отзывов зрителей лента собрала тоже немало.

В центре сюжета, напомним, - жители белорусского села на оккупированной немцами территории, которые вынуждены сосуществовать с врагами в прямом смысле под одной крышей. 10-летнего сына крестьянки Натальи фашисты арестовывают якобы за попытку взорвать железную дорогу и связь с партизанами. Мать в отчаянии уговаривает коменданта деревни Отто, который живет в ее доме, отпустить мальчика, однако тот предлагает другой выход - привести на замену другого ребенка. Но даже ради спасения единственного сына Наталья не смогла совершить такой поступок...

Еще две премьеры 2007 года - фильмы «Родина или смерть» Аллы Криницыной (история о подростках-диверсантах, завербованных фашистами из числа детей «врагов народа») и "Чаклун и Румба" Андрея Голубева (очередное противопоставление «героев» и настоящих героев, оформленное как история любви в условиях войны). Обе картины критики признали очень слабыми даже для дебютных работ - что, впрочем, не мешает телеканалам периодически показывать их, а аудитории, которой фильмы пришлись по вкусу, - смотреть. Кстати, у желающих такая возможность будет и на следующей неделе: «Родина или смерть» покажет 8 мая «Беларусь 3».

25 лет

«Пойти и не вернуться»

Режиссер Николай Князев делал этот фильм по одноименной повести Василя Быкова специально для телевидения, при поддержке «Беларусьфильма» и «Останкино», в 1992 году. Юную партизанку Зосю здесь играет актриса-телеведущая-кулинарка Юлия Высоцкая, а Антона Голубина, готового выдать фашистам и понравившуюся девушку, и вообще весь партизанский отряд, чтобы только жить в относительном спокойствии и безопасности, - российский актер Игорь Шуть. Убедительно показать страшную усталость от военных невзгод и моральные страдания, борьбу между совестью и близкой к телу собственной рубашкой фильм не сумел, а потому прошел зрителями и критикой почти совершенно не замеченным.

Отметим, справедливости ради, что это попытка экранизации произведения Быкова была не первой и не последней. Так, в 1987 году Ленинградское телевидение представило зрителям двухсерийный телефильм «Пойти и не вернуться», а в 2004-м на «Беларусьфильме» молодой выпускник мастерской Михаила Пташука режиссер Евгений Сетько снял дипломную короткометражную ленту с исключительно белорусскими актерами - Юлией Кадушкевич, Кириллом Захаровым, Сергеем Журавлем, Александром Кашперовым, Георгием Малявским.

30 лет

«Переправа»

Военная драма совместного производства СССР и Польши, снятая режиссером Виктором Туровым, переносит зрителей в весну 1944 года, когда на оккупированной территории Польши против немецко-фашистских захватчиков действовали одновременно группировки бойцов польского Сопротивления и советские партизанские отряды. Когда немецкое командование решило покончить с партизанами и приказало блокировать Яновские леса, советские партизаны отбили первую атаку и предложили главе Армии Крайовой Бжезине план общего выхода из окружения. Однако польские военные не согласились на предложение союзников и погибли в неравном бою, пытаясь прорвать блокаду...

Фильм, в котором был занят интернациональный актерский ансамбль - Ингеборга Дапкунайте, Александра Яковлева, Петр Юрченков-старший, Борис Невзоров, Павел Кормунин и другие, кстати, существовал в двух версиях: четырехсерийной - для телевидения (в СССР шел под названием «Красный цвет папоротника »), и двухсерийной - для кино. Интересная деталь: в свое время за эту картину Виктор Туров получил медаль дружбы и премию от Министерства обороны Польши.

40 лет

«Черная береза»

...Лейтенант Андрей Хмара после контузии в танковом бою под Минском попадает в партизанский лагерь, где врач Антонина Ивановна спасает его, делая операцию. А уже в августе 1941-го ее расстреливают фашисты, и о том, что ее маленький сын остался сиротой, Андрей узнает уже в конце войны. Вернувшись домой, он участвует в восстановлении мирной жизни: занят с бывшими сослуживцами на стройке завода, женится, усыновляет осиротевших детей и начинает поиски Василька - сына своей спасительницы.

Примечательно, что сюжет фильма частично основан на реальных событиях: в июле 1941 года в уже захваченный Минск ворвался «бешеный» советский танк Т-28, который промчался через город, ровняя с землей немецких солдат, тягачи и грузовики, и был подбит только на восточной окраине столицы. Двоим членам экипажа удалось покинуть горящую машину; позднее за героический поступок механик-водитель танка, старший сержант Дмитрий Малько, получил орден Отечественной войны I степени.

Двухсерийная картина начинателя режиссерской династии Виталия Четверикова вошла в список лидеров кинопроката 1978 года - в СССР ее посмотрели свыше 33 миллионов зрителей, хваля режиссера как за зрелищные баталии и реализм партизанского быта, так и за искусную передачу глубины человеческих чувств. Между прочим, строгая цензура не вырезала из фильма эротическую сцену с Ириной Алферовой - посчитав, что снималась она не ради эротики самой по себе, а ради противопоставления женской красоты зверствам фашизма.

45 лет

«Зимородок»

Отмечен в 1973 году призом ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» за лучший фильм для детей, режиссер Вячеслав Никифоров снял очень своевременную ленту о связи поколений, такую ​​важную для внуков и правнуков героев. Одноименной повестью Юрия Яковлева, напечатанной в журнале «Пионер», недаром зачитывались сотни тысяч советских детей. По словам режиссера, писателю удалось главное - «не описать события, а сохранить романтичность, ощущение чудесности бытия, свойственного этому возрасту».

Так, воспоминания бывшего фронтовика-летчика о подвиге молодого партизана по кличке Зимородок, который ценой своей жизни взорвал мост на занятой врагом территории, подтолкнули школьников узнать больше о судьбе героя. А непростые и интересные, почти детективные поиски привели подростков... к их любимому учителю биологии, способному и в зрелом возрасте скатиться по перилам и получить за это выговор от директора школы...

Кстати, актер Владимир Самойлов рассказывал, что именно из-за этого эпизода он, уже известный по «Свадьбе в Малиновке», и согласился на роль скромного учителя. Но наряду с маститыми актерами - Самойловым, Глебом Стриженовым, Августином Миловановым - в кадре органично выглядели и дети, набранные в кино чуть ли не с улицы, и животные-обитатели кабинета биологии: говорящий попугай, обезьяна Яша и удав, задачей которого было просто ползать везде. Еще одна составляющая - трогательная до дрожи песня «Зимородок - это вовсе не птица, это сердце мальчишки, взлетевшее ввысь», что мгновенно стала популярной и долгое время исполнялась детскими коллективами.

50 лет

«Война под крышами»

Первый фильм дилогии, снятой Виктором Туровым по роману Алеся Адамовича «Партизаны» (вторая часть «Сыновья уходят в бой» вышла на два года позже).

...В оккупированном немецко-фашистскими захватчиками приграничном белорусском городке продолжается свою жизнь - и своя борьба. Заведующая аптекой Анна Корзун, ежедневно рискуя жизнью, выходит на связь с партизанами и передает им свежую информацию и медикаменты. Когда же дело оказывается под угрозой срыва, женщина вместе с сыновьями идет в лес, в партизанский отряд...

Черно-белый, пронзительный, строгий фильм. Именно таким его увидели зрители - в том числе и будущий знаменитый режиссер Стивен Спилберг, которого работа советских кинематографистов вдохновила на съемки «Списка Шиндлера».

Многие помнят, что в картине звучат песни Владимира Высоцкого. В начальном варианте их было три: «Аисты», «Песня о новом времени» и «У нас вчера с позавчера», но до выхода на широкий экран в 1971-м остались только две первые. Высоцкий есть и в кадре «Войны под крышами» - в одном из эпизодов длительностью секунд на 30 актер в форме полицая едва узнаваем в массовке. По некоторым сведениям, роль была больше, однако цензура постаралась - не зря же с производства к зрителю картина шла долгих четыре года...

Виктория ЗАХАРОВА

Фото belarusfilm.by и из открытых источников

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.