Такой инструмент дает возможность представителям любого бизнеса высказаться о проблемах в продвижении их товаров на рынки государств — членов ЕАЭС. Как использовать эту возможность, рассказали на заседании Комитета Белорусской торгово-промышленной палаты по промышленной политике и предпринимательской деятельности. В нем приняла участие и член коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Карине МИНАСЯН. Вместе с ней представители белорусских предприятий обсудили ограничения, с которыми сталкивается бизнес.
Говорим напрямую
На сайте «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» есть специальная кнопка «Сообщите о препятствии». После нажатия на нее необходимо выбрать сферу, оставить контактную информацию и рассказать, в чем причина обращения. Затем заявление поступает в работу. Кроме этого, на сайте размещены новости, календарь ближайших мероприятий и блок «Урегулирование споров», где находятся обращения государств-членов, связанные с барьерами на внутренних рынках союза.
На сегодня все главные препятствия изложены в «Белой книге». Их сейчас около 60. «Когда мы говорим о барьерах, необходимо понимать, что со вступлением в силу Договора о создании ЕАЭС очень большое количество препятствий было в принципе снято, — поясняет Карине Минасян. — Свобода движения товаров у нас обеспечена. Есть условия, которые связаны с кризисной ситуацией и со взаимоотношениями между Российской Федерацией и третьими странами, что вынуждает вводить некоторые дополнительные системы контроля за ввозом. Для бизнеса это вопрос, связанный с Беларусью, транзитной страной между Российской Федерацией и Европой».
Министр ЕЭК отметила, что во всех государствах есть определенные национальные правила, которые направлены на защиту внутреннего рынка, но они мешают движению товаров в ЕАЭС. И эти препятствия постепенно снимаются. Однако процесс должен идти постепенно, чтобы участники рынка адаптировались к новым условиям. «Единственное, что мы считаем недопустимым, — это несоответствие норм законодательству Евразийского экономического союза».
Дорожная карта для бизнеса
При этом есть и положительные примеры по устранению подобных препятствий. Один из последних — предоставление с начала этого года Российской Федерацией полисов обязательного медицинского страхования временно проживающим трудящимся на территории России. Теперь медицинскую помощь работники могут получить бесплатно. Еще пример — устранение барьера на казахско-кыргызской границе.
Раньше перевозчики были обязаны заполнять определенные документы, мини-декларации. «Много у нас барьеров сейчас находится в разработке, — поясняет Карине Минасян. — Страны идут на диалог, договариваются между собой и готовы снимать барьеры. Есть некий набор препятствий, которые не нарушают закон ЕАЭС, а являются результатом недоинтеграции. По вопросам, по которым мы уже договорились между пятью странами, сейчас разрабатывается дорожная карта, в ближайшее время мы ее вынесем на межправсовет. Там будут определены конкретные сроки, и бизнес уже сможет выстраивать свою стратегию, понимая, в какие сроки эти препятствия будут устранены».
Министр отметила, что барьеры встречаются в таможенном и техническом регулировании, применении фитосанитарных норм, в сфере финансов, госзакупок и конкуренции. Для стран, торгующих в рамках ЕАЭС, снятие препятствий значительно облегчает доступ их продукции на внутренний рынок. Так, товарооборот Беларуси со странами Евразийского экономического союза составляет более $26 млрд — это более 50% внешней торговли.
Меньше бумаг
В заседании приняли участие и представители белорусского бизнеса, которые рассказали, с какими проблемами сталкиваются их предприятия при торговле внутри ЕАЭС. Заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Наталия ВЫСОЦКАЯ обратила внимание на каботажные перевозки грузов, когда перевозчик одной страны выполняет заказ между пунктами на территории другого государства. Существует программа по либерализации этой сферы. Первый этап должен был начаться в 2016 году. «К сожалению, практическая реализация отстает в связи с тем, что ряд государств-членов не привел в соответствие с договором свое национальное законодательство. И Республика Беларусь — единственная страна, которая заявила, что готова разрешать каботажные перевозки на своей территории всем перевозчикам данных государств, и также попросила другие страны позволить это делать на их территории». Эта программа рассчитана до 2025 года, но уже сейчас страны отстают от графика.
Второй вопрос, поднятый Наталией Высоцкой, — гармонизация допустимых масс, нагрузок, габаритов транспортных средств, которые выполняют перевозки по основным коридорам в рамках ЕАЭС. В СНГ действует соглашение, которым определены предельные параметры, но они ниже, чем применяются в национальных законодательствах. Белорусская сторона предлагает в рамках ЕАЭС создать межгосударственное соглашение, устанавливающее единый подход.
Международных перевозчиков волнует и транспортный контроль на внешней границе. Сейчас часть документации, например учетный талон, выдается на бумаге, при том что есть технологии электронного обмена данными. «Мы столкнулись с тем, что не всегда водитель имеет возможность получить этот учетный талон, по непонятным причинам не во всех случаях его выдают. За отсутствие этого документа на водителя налагается штраф в размере 100—150 тысяч российских рублей. Эта сумма соизмерима с доходом, получаемым от перевозки. Мы знаем, что в электронном виде идет обмен данными о въезде на территорию ЕАЭС транспортных средств между органами транспортного контроля. На данный момент — это избыточный барьер: предъявление бумажного носителя и выписка этого документа».
Заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» считает, что проблему решит единый информационный ресурс. На нем было бы возможно контролировать всю информацию результатов транспортного контроля на внешних и внутренних границах. Право на просмотр информации о перевозчике должны иметь в том числе и транспортные компании.
Кому субсидий?
Начальник отдела маркетинговой информации управления маркетинга МАЗ Павел ДРУЗЕНКО обозначил следующий барьер: запрет поставок белорусской техники для нужд обороны Российской Федерации. Здесь к Беларуси применяются правила как для иностранного государства. В результате действия данного постановления белорусские автопроизводители не имеют возможности участвовать в ряде конкурсов на поставку продукции. «После нашего обращения Коллегия ЕЭК признала факт нарушения Россией обязательств, предусмотренных разделом 22 Договора о ЕАЭС». В соответствии с данным решением в России было принято постановление о внесении изменений. Однако оно не в полной мере решило проблему.
Следующий барьер — предоставление в 2016 году субсидий из федерального бюджета производителям автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе. Данное постановление не распространяется на белорусских производителей. Размер субсидии зависит от категории транспортных средств. Это помощь в границах от $5000 до $25 000. В таких условиях конкурировать с российскими производителями весьма проблематично.
Вопрос о субсидиях ставит и первый заместитель начальника маркетинг-центра Гомсельмаша Павел ТИЛИЧЕНКО. Денежная помощь оказывается производителям сельскохозяйственной техники, соответствующим определенным критериям, в размере 15—20% от стоимости техники. Это позволяет им реализовывать продукцию по сниженным ценам. В условиях финансового кризиса покупатель выбирает товар, в основном ориентируясь на его стоимость. Продукция Гомсельмаша не может участвовать в данной программе, поскольку последняя рассчитана только на российские предприятия. Это, в свою очередь, снижает конкурентоспособность белорусской техники по ценовому фактору и не позволяет на равных условиях предлагать ее на территории ЕАЭС. «Вместе с тем более ста российских предприятий принимают непосредственное участие в изготовлении комбайнов Гомсельмаша, поставляя материалы, комплектующие, изделия собственного производства. Например, металлопрокат, ветрооборудование, подшипники и т. д.». Необходимо придать продукции белорусского сельскохозяйственного машиностроения статус «Товар ЕАЭС» и распространить на него преференции, действующие для отечественных товаров на территории стран — членов ЕАЭС.
Другой вариант — при выборе предприятий, которым выделяют субсидии, обращать внимание и на место производства деталей и материалов. Чтобы при определенной доле комплектующих можно было претендовать на такого рода денежную помощь. Начальник главного управления экономической интеграции Министерства экономики Алексей МАЦЕВИЛО обозначил этот путь, однако отметил, что согласовать его в пятерке будет очень сложно.
В каждом случае необходимо разбираться, является это нарушением правовых норм или барьером, и обращаться в соответствующие структуры. Министр ЕЭК отметила, что ситуация на внутреннем рынке ухудшалась в результате кризиса. «Снижение товарооборота между нашими странами заставило задуматься руководителей о том, что надо интенсифицировать и систематизировать работу по снятию препятствий на внутреннем рынке. И именно этот фактор один из основных, который может поспособствовать развитию взаимной торговли, выстраиванию кооперационных связей, будет стимулировать в том числе взаимные инвестиции в наши страны. Мы должны понимать, что мы не только торговые партнеры. Наша задача — объединяя усилия, выходить на внешние рынки. Тогда наш союз будет сильным и значимым».
Надежда АНИСОВИЧ
Фото agrіculture.by и barrіers.eaeunіon.org
Хорошо там, где молодежь есть!
Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.
Спросили у экспертов.