Вы здесь

Как привлечь туриста в нашу страну


С введением пятидневного безвизового режима поток туристов к нам не хлынул, однако количество иностранных посетителей значительно увеличилось. По последним данным, с того момента через аэропорт Беларусь посетило около 45 тысяч туристов. Чаще всего к нам прилетали жители таких стран, как Германия, Польша, Италия, США и Великобритания. Конечно, развитие есть, однако всегда хочется большего, поэтому наш корреспондент побеседовал с тремя экспертами, чтобы выяснить, какие проблемы мешают должным образом развивать туризм, как изменить ситуацию в лучшую сторону, а также когда в Беларусь наконец придут дешевые авиакомпании — так называемые лоукосты — и нужны ли они. 


Официальная позиция

По мнению заместителя директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Виталия ГРИЦЕВИЧА, туризм в Беларуси развивается постепенно и уверенно. Наиболее перспективными направлениями, способными тянуть эту отрасль вверх, специалист считает санаторно-курортный и агроэкотуризм, благодаря которому наша страна не один десяток лет известна во всем мире.

Кроме этого, сюда можно отнести промышленный туризм. «Преимущество этого направления в том, что мы даем возможность не только посмотреть на производство, но позволяем и поучаствовать в создании продукта», — отметил Виталий Грицевич. 

«Например, люди могут прокатиться на БелАЗе, а на Минском тракторном заводе еще и поучаствовать в создании трактора. Кстати, после помощи в сборке трактора турист получает сертификат, в котором написано, какую модель он собрал, какой ее номер... Это же прекрасно: человек, который посетил Беларусь, наверное, запомнит такой факт и будет рассказывать друзьям». 

Кроме вышеназванных, перспективным направлением также является лечебный туризм: люди приезжают к нам на операции, посещают врачей — например, стоматологов, — визит к которым в Европе стоит немалых денег. Ну и, разумеется, бизнес-туризм.

— Какие у нас проблемы? Во-первых, это инфраструктура. Где указатели на английском языке? В центре Минска, конечно, их достаточно, но в остальных городах, деревнях по стране? Во-вторых, недостаточный уровень сервиса. До введения безвизового режима туристов из России и стран СНГ все устраивало, а вот когда пришел европейский турист, мы поняли, что чего-то не хватает, — подчеркивает Виталий Грицевич. — В тех же объектах общественного питания, торговых точках не хватает уровня английского языка. В Минске с этим еще неплохо, но если выехать за пределы столицы... В-третьих, нам нужно продвигать страну, ее бренд. А для этого, к сожалению, не выделяется достаточно денег.

Чтобы к нам приезжало больше людей, уже рассматривается вопрос о продлении пятидневного безвизового режима. По словам Виталия Грицевича, названный аспект Министерство спорта и туризма обсуждает совместно с Министерством иностранных дел и Министерством внутренних дел. «Сейчас последние работают над тем, чтобы продлить срок пребывания без регистрации до 10 дней. Соответственно, мы будем привязываться к этой цифре».

Большему количеству туристов в Беларуси может поспособствовать появление дешевого транспорта — например, лоукостов. Дешевые авиакомпании значительно облегчают перемещение людей во всем мире. Однако Виталий Грицевич пока не готов отнести лоукосты к необходимым мерам. «Не могу сказать, что они не нужны, потому что тогда я буду противоречить мировому опыту. Если рассматривать этот вопрос с экономической точки зрения, то ясно, что лоукостам нужна загрузка. А Беларусь пока не готова дать те цифры, которые хотят иметь авиакомпании. Также нужно договориться с аэропортом о наиболее льготных условиях. К сожалению, пока это все на стадии разработки», — отметил заместитель директора департамента по туризму.

Взгляд изнутри

Ксения КУРУСЬ — директор минских хостелов Trіnіtу & Rіvеrsіdе. Она называет пятидневный безвизовый режим не иначе как чрезвычайно крутым шагом, однако очень надеется, что это только начало. Каждый день, общаясь с туристами, которые живут в ее хостеле, она слышит просьбы о том, чтобы срок пребывания в Беларуси увеличили — желательно, от 10 до 14 дней. «Это мнения людей, приезжающих из США, Канады, Австралии и других государств», — отмечает Ксения.

Кроме того, существует еще одна проблема. «Недавно я была в Вильнюсе. Жила в хостеле, там же встретила туристов из Бремена. Я предложила им посетить Беларусь, они не были против. Только вот когда узнали, что на поезде въехать по безвизовому режиму нельзя, то отказались. Это слишком сложно. Для бюджетных туристов, которые едут к нам, самолет — дороговатое удовольствие. Поэтому если бы я могла что-то порекомендовать, то посоветовала бы попробовать открыть границу для автомобилей и поездов. И, конечно, нужны лоукосты».

Центральный вопрос для любого туриста: чем заняться в той или иной стране? Ксения Курусь подтверждает слова предыдущего эксперта: проблема инфраструктуры и сервиса действительно острая. Персонал, владеющий английским языком, встречается в столице, однако в «белорусских туристических Мекках» — Несвиже и Мире — английский понимают плохо. «Но это сложно как-то мгновенно решить», — признается Ксения. 

Реальное развитие туризма в Беларуси во многом держится на энтузиастах, что подтверждает и деятельность Ксении: целых три года она создает карту Минска, чтобы вызвать «вау-чувства» у гостей. «Мы стараемся нравиться, поскольку хостел — это второе место после вокзала, которое видит гость, — говорит она. — Раньше в нашем городе не было полноценного справочника. Мы его сделали, причем это не просто карта: в нее встроена система бонусов. Приходя в какое-то место, например, в кафе, турист может показать карту и получить драники в подарок».

Последний раз тираж такой карты составил 75 тысяч экземпляров. Карта бесплатная, она есть не только в хостелах, но и в туристических организациях, в аэропорту. Ксения и сама развозит такую крайне  полезную информационную продукцию по всем возможным точкам, посвящая этому целый рабочий день. «В Бельгии, например, есть статья бюджета, согласно которой выделяются средства на печатную продукцию для туристов. А я делаю это за свои деньги», — добавляет Ксения.

Однако девушка совсем не жалуется: она и дальше будет продолжать развивать туризм в Беларуси, пусть и своими силами. Также Ксения считает, что необходимо сделать так, чтобы о Беларуси узнали. Действительно, бренд страны — необходимая деталь, способная запустить весь механизм, который изменит представление о Беларуси иностранных граждан. «Это может быть ролик о Беларуси, который можно запустить на зарубежные каналы. И я готова финансово поддержать такой шаг» — подчеркивает директор хостелов.

Кстати, интересный момент, который наглядно демонстрирует довольно свободную туристическую нишу в Беларуси. В Санкт-Петербурге существует 352 хостела, а в Минске — всего 17. Добавить тут нечего. 

Дорого и мудрено

Елизавета ШАБОВИЧ три года стажировалась в крупном частном отеле в столице. Многие белорусы последние годы задаются вопросом: кто будет жить в дорогих отелях, которых становится в Минске все больше и больше? Елизавета готова развеять миф об отсутствии загруженности. «Когда еще было не так много отелей, наш пользовался большим спросом. Для минимального выживания гостиницы нужно 40% заполняемости, а я каждый день просматривала статистику и могу сказать, что цифры были довольно высоки, благодаря, прежде всего, бизнес-туризму и наличию казино, — отмечает девушка. — Все спрашивают: зачем это строится, для кого? Поверьте, загрузка есть. Кстати, и в государственных отелях ситуация довольно неплохая. Мой знакомый работает в трехзвездочной государственной гостинице — по его словам, загрузка в них — 80—90%».

— Минск «заточен» под события. Если у нас что-то происходит, то отели не пустуют, — подчеркивает Елизавета Шабович. — Многие гостиницы сотрудничают с различными организациями, поэтому когда проходят крупные мероприятия, отель может быть заполнен практически полностью. Какова максимальная загрузка при мне была в отеле, где я работала? 98%. Конечно, чем больше строится гостиниц, тем выше конкуренция. Но это помогает развитию сервиса.

Девушка работала в отеле как до введения безвизового режима, так и после, и считает: введение 5 дней для «облегченного» посещения нашей страны никак не изменило ситуацию в крупных отелях. «Как ездили, так и продолжают ездить. Тем же бизнес-туристам без разницы: ну отменили визы, хорошо, только мы и раньше приезжали. Поэтому этот сегмент не сильно изменился», — добавила она.  

«Нам нужно понять, почему турист может захотеть приехать в Беларусь. У нас есть множество направлений, над которыми работать и работать, нет смысла это повторять. Кстати, подавляющему большинству иностранцев все нравится. Только русские туристы на моей памяти выражали недовольство сервисом и тем, что у «нас нечем заняться», — отмечает Елизавета. 

Вместо заключения

Сегодня люди едут в Беларусь. Пятидневный безвизовый режим пусть и не идеален, но он позволил хотя бы ненадолго заглянуть в страну, которая пока не попала в список обязательных для посещения каждым туристом. И будем откровенны: в такой список она попадет не скоро. Но главное, что в нашей стране есть люди, готовые делать ее лучше, — пусть и в отдельном хостеле. В конце концов, чем больше таких энтузиастов, тем больше интересных мест для посещения.

В целом, рекомендации экспертов носят одинаковый характер: нам нужен бренд, образ. И если он будет действительно достоин, сумеет отразить нашу культуру и традиции, то никакие границы не остановят настоящего туриста. И, конечно, улучшение сервиса, инфраструктуры — необходимые шаги, поскольку их невыполнение значительно усложняет пребывание в Беларуси.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zvіazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Экономика

Что нового в жилищно-коммунальных услугах и строительстве арендного жилья

Что нового в жилищно-коммунальных услугах и строительстве арендного жилья

Рассказали специалисты жилищно-коммунального хозяйства.