Вы здесь

Куда поведет Великобританию новый премьер Борис Джонсон?


Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии традиционно в топе новостных лент мировых информагентств. Прежде всего, благодаря объявленному еще в 2016 году выходу из Евросоюза — брэкситу. На днях в островном государстве произошло на самом деле историческое событие — сменился премьер-министр. В отставку ушла Тереза ​​Мэй, которая занимала эту ключевую должность в королевстве на протяжении последних трех лет. Ей на смену пришел яркий, неординарный политик, новый лидер британской Консервативной партии Александр Борис де Пфеффель-Джонсон. От его действий будет зависеть не только собственно положение островного государства, но и во многом конфигурация мировой политики. Куда поведет Великобританию новый премьер?


Дремлющий силач

«Джереми Хант — 46 656 голосов, Борис Джонсон — 92 153. Вследствие этого я заявляю, что Борис Джонсон избран главой Консервативной партии Великобритании», — этими словами Шерил Гиллан, исполняющий обязанности председателя Комитета по организации выборов руководства тори, подтвердила то, в чем многие не сомневались, сообщил Euronews. Благодаря своим 66,4 процента голосов однопартийцев Джонсон в качестве лидера консерваторов стал 77-м премьер-министром Соединенного Королевства и в этом качестве в четверг провел первое заседание нового правительства.

Борису Джонсону предсказывали пост премьера еще во время предвыборной гонки 2016 года. Тогда внутри Консервативной партии началась кампания «Останови Бориса». Майкл Гоув был сподвижником и правой рукой Джонсона. В день, когда Гоув объявил о своем участии в борьбе за пост премьера, Борис Джонсон неожиданно для всех снял свою кандидатуру.

Нынешние выборы нового премьера не выделялись особой интригой. Борис Джонсон смог заручиться весомой поддержкой депутатов-консерваторов еще в первом туре предвыборной гонки. Тогда за него проголосовали 114 членов партии из 313 (участвовали только депутаты-тори). Второе место досталось Джереми Ханту, он получил 43 голоса. Такой большой отрыв Джонсон сохранял на трех следующих этапах голосования, а в финале британские букмекеры оценивали вероятность победы Ханта только в один процент.

Новый лидер тори был избран в результате голосования, в котором приняло участие около 140 тысяч членов партии. «Осуществить брэксит, объединить страну, победить Джереми Корбина! (лидера оппозиционной лейбористской партии. — Ред.) — пообещал Джонсон в короткой речи, после того как были объявлены результаты голосования. — Мы верим в себя и в то, что нам удастся всего достичь. Словно дремлющий великан, мы встанем, и сбросим с себя оковы сомнений и негатива».

Потомок короля

Борис Джонсон получил основательное обучение — он выпускник Итона и Оксфорда. Свою карьеру начал с журналистики: после увольнения из газеты The Times за выдуманную цитату он устроился в The Daily Telegraph и стал брюссельским корреспондентом издания. В своих репортажах Джонсон представлял управленческий аппарат ЕС как бюрократическую машину, где принимаются ненужные и мелочные законы. Евроскептицизм помог ему завоевать симпатии британских консерваторов: в 2001 году журналист стал членом парламента от этой политсилы.

В большой политике Джонсон тут же привлек к себе внимание шутками и демонстративной экстравагантностью. Публике нравилось, что политик не боится ошибиться и показаться смешным; многие увидели в нем «своего парня», отмечают обозреватели. Британцы уже доверяли ему ответственные должности: в 2008-м жители Лондона выбрали Джонсона мэром и затем переизбрали на второй срок. Среди его достижений на этом посту аналитики называют ощутимое снижение уровня преступности в городе (сразу на 20 процентов) и создание широкой велосипедной инфраструктуры. Важным достижением стало успешное проведение летней Олимпиады 2012 года в Лондоне. Впрочем, по мнению критиков, мэру Джонсону не хватало практичности: он не удовлетворил высокий спрос на доступное жилье, зато успел запустить канатную дорогу, построить 180-метровую горку-аттракцион ArcelorMittal Orbit.

Политик не раз позволял себе резкие высказывания расистского и сексистского характеров. Однажды в своей колонке для The Telegraph он назвал африканцев «негритятами», а позже сравнил мусульманских женщин в бурках с грабителями банков и почтовыми ящиками. Несмотря на такую ​​недипломатичность, в июле 2016-го Джонсон получил пост министра иностранных дел в кабинете Мэй и подал в отставку только через два года — из-за несогласия с мягкой стратегией в переговорах с ЕС.

Би-би-си выяснила, что Джонсон — потомок короля Великобритании Георга II, который правил в XVIII веке и был вторым монархом в династии, которая продолжается до сих пор. В общем британский премьер — родственник сразу нескольких монарших династий Европы, в том числе Романовых. Джонсон был дважды женат. С первой женой — признанной красавицей Оксфорда — он обменялся кольцами в студенческие годы, а в 1992 году пара развелась. Через две недели он снова был женат — на подруге детства Марине Уилер, юристе и правозащитнице, которая после родила ему четверых детей. Еще один ребенок появился у политика в результате внебрачной связи. Нынешняя спутница Джонсона — Керри Симондс, и она хорошо известна работникам медиа Великобритании по целому ряду причин. Прежде всего, она дочь соучредителя газеты The Independent. Теперь Керри Симондс считают одной из самых влиятельных фигур в сфере британского политического пиара.

Без руля и паруса

Борис Джонсон обещает решительно вывести страну из Евросоюза в назначенный срок — 31 октября. Но на этом пути его ждет почти неминуемый провал, отмечает «Би-би-си». Он обещает сделать это, даже если не удастся договориться с Брюсселем о новых условиях выхода, которые удовлетворили бы правительство и парламент. Джонсон демонстрирует готовность к «жесткому брэкситу» — выходу из ЕС без соглашения.

Но нового премьера в этом случае, предсказывает большинство британских политических комментаторов, ждут жесткий и быстрый политический разгром и примерно такое же унижение, которое пережила Тереза ​​Мэй. Само появление Бориса Джонсона на посту премьера и его жесткая позиция в отношении ЕС увеличат и консолидирующую неформальную группу его противников во фракции консерваторов в Палате общин. И эта группа, выступающая против «жестокого брэксита», в сотрудничестве с оппозицией сможет торпедировать любые начинания нового главы правительства.

Подал в отставку критик нового премьера, один из самых авторитетных политиков в партии, заместитель министра иностранных дел сэр Алан Дункан. «Меня очень беспокоит, что его несет без руля и паруса, все у него без плана, по наитию, на живую нитку, — сказал «Би-би-си» Алан Дункан, который до лета прошлого года был заместителем Джонсона — министра иностранных дел . — Я не имею к нему никакой личной вражды. Я просто думаю, что он вляпается в правительственный кризис». Во вторник в отставку подала министр образования Энн Милтон.

По оценкам аналитиков, к тем, кто уже заявил об уходе, почти наверняка присоединятся руководитель аппарата Мэй в ранге министра Дэвид Лидингтон и другие члены правительства различного уровня.

По рукам и ногам

На прошлой неделе Палата общин уже предприняла один законодательный маневр, цель которого — лишить премьер-министра возможности приостановить работу парламента в промежутке между 9 октября и 18 декабря, чтобы он не помешал жестокому выходу страны из ЕС. При этом 36 тори проигнорировали нормы партийной дисциплины: 17 из них голосовали за эту поправку, 19 воздержались.

В оппозиции, во фракции лейбористов, есть сторонники брэксита любой ценой, готовые поддержать Джонсона, но их меньше десятка, и эта «гирька» слишком мала, чтобы уравновесить мятежников-тори. Все остальные лейбористы, как и депутаты от четырех малых оппозиционных партий, как минимум против выхода из ЕС без соглашения, а как максимум — за его отмену с помощью второго референдума.

Вместе с оппозицией эти депутаты-консерваторы могут не только сковать Джонсона по рукам и ногам, но и — в крайнем случае — отправить его в отставку. Лейбористы не исключают, что внесут предложение о вотуме недоверия премьеру, причем, возможно, в самое ближайшее время. «У него, возможно, не останется иного выхода, кроме как объявить досрочные выборы, хотя он и говорил, что не будет обращаться к стране, пока не осуществит брэксит», — рассуждает рупор консерваторов-евроскептиков газета Daily Telegraph.

Между тем победа на внеочередных выборах консерваторам ни во главе с Джонсоном, ни без него вовсе не гарантирована. По данным опросов, которые в июле проводили ведущие социологические компании YouGov, Comres и Opinium, Консервативная партия сейчас собрала бы 23-25 ​​процентов, и по некоторым из этих опросов уступает лейбористам, а в затылок им дышит новая Партия брэксита. Впрочем, в британской системе выборов рейтинги не транслируются напрямую в долю мест в Палате общин. Если противники Джонсона в парламенте не атакуют его немедленно после назначения, то борьба развернется в полную силу в начале осени. 25 июля Палата общин ушла на каникулы, которые продлятся до 3 сентября.

Как выйти из тупика?

Свои поздравления Борису Джонсону уже передали Еврокомиссия, которая выразила надежду, что сотрудничество с новым главой британского правительства будет «оптимальным», президент США, который заявил, что Джонсон станет «отличным» премьером, и президент Франции, который сообщил, что «горит желанием» работать с ним. «Компания закончена, теперь — за дело», — заявил новый британский премьер Борис Джонсон, пообещав придать экономике страны новый импульс. Вопрос только в том, как именно он собирается достичь такого результата, так как после проведения референдума по брэкситу Великобритания опустилась на последнее место в списке ведущих экономик «большой семерки».

В британском управлении по бюджетной ответственности отмечают, что в случае выхода из ЕС без сделки уровень безработицы превысит пять процентов, цены на недвижимость упадут на 10, а ВВП уменьшится на два процента. В Национальном институте экономических и социальных исследований считают, что в экономике уже началась рецессия. В деловых кругах призывают нового премьер-министра внести ясность, а в идеале — провести упорядоченный брэксит.

Британский журналист Джеймс Батлер на страницах The New York Times назвал избрание Джонсона началом конца Великобритании, а его самого — премьером, который приведет страну к развалу. Чтобы развеять все опасения и войти в историю страны как герой, а не как неудачный премьер, у Джонсона остается совсем мало времени. Сентябрь-октябрь обещают быть жаркими политическими месяцами в Великобритании. И главным их героем (или антигероем) станет Борис Джонсон.

Захар БУРАК

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.