Вы здесь

Перспективы развития общественного электротранспорта в Беларуси


Президиум Совета Министров рассмотрел проект программы развития электротранспорта в Беларуси на ближайшие пять лет.


Документ разработан Национальной академией наук по поручению правительства после соответствующего распоряжения главы государства. Толчком для работы ученых стало посещение Президентом полигона института машиностроения НАН для испытания мобильных машин в мае прошлого года.

«Никого не надо убеждать в том, что развитие электротранспорта — это современная тенденция, от которой нельзя уйти, она сама входит в нашу жизнь, — заметил премьер-министр Беларуси Роман ГОЛОВЧЕНКО в начале заседания президиума. — Для нашей страны это актуальный вопрос еще и в силу ввода в эксплуатацию Белорусской атомной станции. В соответствии с поручением правительства Национальная академия наук Беларуси совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработала и внесла проект постановления Совета Министров о комплексной программе развития электротранспорта в Республике Беларусь на 2021–2025 гг.».

Проект программы рождался непросто, и до сих пор имеются разные взгляды, в первую очередь в части позиции областных исполнительных комитетов по закупке электротранспорта, признался Роман Головченко.

Он заметил, что в стране всего около 5,5 тысячи единиц общественного транспорта, которые выполняют регулярные пассажирские перевозки. Общий парк автобусов составляет около 32 тысячи единиц. Имеется также распоряжение главы государства от 1 июля 2020 года, в котором установлены индикативные показатели по восстановлению пассажирского общественного электротранспорта, выполняющего регулярные пассажирские перевозки для областей и города Минска, в объеме почти 2600 единиц.

«Хотелось бы услышать, как планируют области и город Минск обеспечить выполнение этого распоряжения главы государства», — обратился он к участникам заседания.

Еще одна проблема, которая связана с развитием электротранспорта, — утилизация отработанных аккумуляторных батарей.

Роман Головченко подчеркнул, что на заседании президиума необходимо обсудить все проблемные вопросы и принять системное решение о развитии всей сферы электротранспорта по наиболее востребованным направлениям. Он в свое время требовал, чтобы программа получилась действительно комплексная — от научных исследований и разработок до стимулирующих мер по производству, приобретению и эксплуатации электротранспорта.

Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Гусаков, представлявший проект, сказал журналистам, что, на его взгляд, получился хороший, слаженный и сбалансированный документ, который решает комплекс вопросов в области создания не только различных видов электротранспорта (общественный, грузовой, персональный, специальный), но и всей инфраструктуры (заправочные сети), компонентной базы (размещение производств). Программа также содержит научное обеспечение и вопросы по стандартизации и сертификации автомобилей и их составляющих.

«Программа своевременная, комплексная, отработанная с различными министерствами и ведомствами. Кроме того, она является базовой, — добавил он. — Она открывает широкие возможности для развития отдельной отрасли машиностроения — электротранспорта. И она уже реализуется, так как состоит из целого ряда программ Министерства транспорта и коммуникаций, Белнефтехима, других министерств и ведомств».

Владимир Гусаков напомнил, что БелДжи собирается выпустить 1000 электромобилей для персонального пользования. Сейчас, по словам академика, в Беларуси имеется 1600 единиц легкового электротранспорта.

«Считаем, что в ближайшие годы их станет десятки тысяч, — сказал он. - Требуются заправочные станции. Мы ориентируемся здесь на Европу, а в Норвегии уже 50% от всего транспорта составляет электротранспорт. Они шли к этому 10 лет».

10 лет назад в Норвегии доля электротранспорта составляла 1 процент, примерно такая она в Беларуси сейчас, но у нас стартовые условия лучше, считает глава НАН, так как имеются собственные научные разработки, например, конкурентный электробус.

«Мы готовы уже сейчас, когда будут инвестиции, создать на базе своих разработок электромобиль — полностью готовый, — заявил Владимир Гусаков. — Только ищем финансирование».

По его словам, программа предусматривает и решение вопроса создания собственной батареи для электромобиля.

«Разрабатывается несколько видов батарей: литий-ионные (традиционные), графено-свинцовые и графеновые, — проинформировал академик. — Мы разрабатываем собственные, потому что литий-ионные — очень дорогие. Сейчас батарея составляет более половины стоимости автомобиля. Кроме того, литий будет дорожать, так как его запасы ограничены, и они в основном сконцентрированы в Китае».

Он сообщил что уже в январе белорусские ученые проведут испытания собственной батареи.

Владимир Гусаков считает, что показатели, которые содержит проект программы, будут корректироваться в сторону повышения, а ее реализация окажется более динамичной, чем заложили разработчики.

Согласно документу, к 2025 году доля электротранспорта в Беларуси составит 30% от общего количества всех видов общественного транспорта.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Фото БелТА

Выбор редакции

Культура

Лилия Лукашенко: любовь к искусству была повсюду и во все времена

Лилия Лукашенко: любовь к искусству была повсюду и во все времена

Глава галереи «АртХаос» поделилась опытом участия в фестивале «Вытокі. Крок да Алімпу» и рассказала, почему современное белорусское искусство стоит внимания.

Экономика

Электродома становятся все более популярными. А тенденция индивидуального строительства — современные хутора

Электродома становятся все более популярными. А тенденция индивидуального строительства — современные хутора

В этом году планируется ввести в эксплуатацию 4 млн квадратных метров общей площади жилья.