Вы здесь

Панические атаки — это модно? Разбираемся с подсознательными эмоциями вместе с психологом Андреем Метельским


Осенняя хандра, сезонная депрессия, день сурка... Всем понятно, о чем идет речь: с такими психологическими состояниями знаком почти каждый. Почему все валится из рук и нет настроения уже с утра? Как болезнь выбирает себе жертву? Разбираемся с эмоциями вместе с психологом, сексологом, первым в Беларуси сертифицированным НЛП-мастером Андреем Метельским.


— Андрей Викторович, все ли, что происходит с человеком — ему во благо, для чего-то нужно?

— Абсолютно согласен.

— Тогда зачем человеку, к примеру, панические атаки — не опасные, но выматывающие приступы страха с тахикардией, тремором и прочими крайне неприятными симптомами?

— Чтобы почувствовать себя живым. Всё в нашем мире стало предсказуемым, всё — автоматизированная рутина. Работа, дом, работа, дом — привычный набор каждодневных действий. А организм наш рассчитан на регулярные пиковые перегрузки. Давайте вспомним, как древние люди охотились на мамонта: сначала его убивали (какой сильный стрессовый процесс!), потом месяц ели и отдыхали. Проголодались — снова побежали за мамонтом.

— А если ходить в фитнес-клубы и тренажерные залы?..

— Только если получаешь от этого истинное удовольствие, кайфуешь. А не потому, что надо подкачаться. В таком случае пользы нет никакой. Девчонкам советую танцевать стрипдэнс или бальные: все группы мышц работают. Парням хорошо рукопашным боем заняться, но только чтобы научиться безопасно кувыркаться, уклоняться; не для борьбы... А ходить со взглядом, опущенным вниз, погруженными в себя — не советую. Там, внутри, обычно ничего хорошего нет.

— Но там ничегосо страшного тоже нет — говорил мне как-то один психиатр на интервью...

— Дело в другом. Нас с детства приучают думать о том, что в этом мире все трудно и не так, как хочется. «Мальчики не плачут», «не ори, ты не в лесу», «плакать неприлично», «что ты орешь на людях», «не надо громко выражать свое мнение»... Огромное количество подобных высказываний, знакомых почти всем, приводят к тому, что ребенок приучается подавлять свои эмоции. Выражать их небезопасно: что люди скажут? У нас не принято прислушиваться к себе, к своим чувствам. Иногда мы даже не знаем, как называется та или иная эмоция. Ты плачешь сейчас, потому что у тебя тоска или грусть, или печаль? А, может, от радости? Нет, так называемого, понятийного аппарата. Но ведь подавленные эмоции, даже если мы их не обозначили, никуда не делись. Однажды они все равно дадут о себе знать в виде психосоматических расстройств. Если у вас были онкобольные родственники, то подавленные эмоции приведут к онкологии. Если наследственность отягощена психическими заболеваниями, могут развиться те же панические атаки. По принципу — где тонко, там и рвется. А может еще и так случиться: генетика здоровая, но ведь в модном журнале написано, что панические атаки — популярное явление. Значит, они начнутся. У меня сейчас каждый второй клиент приходит с этой «болезнью».

— Про моду на панические атаки слышу впервые. Честно говоря, звучит абсурдно...

— Но вы согласны с тем, что глянец задает тон в мире моды? Только как-то непривычно думать, что мода существует не только в сфере одежды и косметики, правда? Я много лет читаю эти журналы и четко прослеживаю тенденцию. Сначала была осенняя депрессия. Через год появилась весенняя, еще через год зимняя, летняя... Через пять лет — межсезонная хандра. Причем все это описывается в глянце весьма красочно, совсем не так, как в медицинском справочнике. И получается, как в анекдоте: висит надпись на двери кабинета терапевта: уважаемые бабушки, сидя в очереди, не делитесь друг с другом симптомами, это затрудняет диагностику.

— Слышала, что сильные положительные эмоции также вредны для психики. Может, стоит научиться вообще ничего не чувствовать? Но превращаться в бесчувственное существо не хотелось бы...

— Совершенно верно, поэтому некоторые бояться медитировать. Думают, что станут безэмоциональными. Но это заблуждение: человек просто убирает неконтролируемые эмоции. Такие как тревожность, например. (Она, кстати, и есть причина панических атак.) Затем в медитации наступает спокойствие. И после — снова появляются эмоции, только они уже контролируемые, осознаваемые человеком. То есть когда ты можешь выбрать эмоцию, которую хочешь сейчас почувствовать.

— Что такое тревога с точки зрения психологии?

— У всех есть какие-то потребности. Для их удовлетворения выделяется энергия. Если у меня, например, появилось чувство голода, вместе с ним тут же появилась энергия встать с дивана и пойти поесть. Когда я удовлетворил свою потребность, поел, то энергия потратилась — все хорошо, наступает спокойствие. Как говорят психологи: гештальт завершен. До следующей потребности. Но если я не осознаю свои потребности (помните, мы говорили об отсутствии понятийного аппарата?) или по каким-то причинам не могут удовлетворить ее, куда девать выделившуюся энергию? Либо рассеять ее каким-то образом, выпустить в пространство: покурить, выпить, поболтать ни о чем, семечки пощелкать, потрясти ногой неосознанно... Либо — и это происходит чаще — попытаться подавить ее внутри себя. Вот эта подавленная энергия и есть тревога. Затем она превращается в страх и так далее, доходя до паники. То есть тревога — это сообщение организма о том, что он не удовлетворил какую-то свою потребность. И если с базовыми — поесть, согреться, быть в безопасности — более-менее понятно, то что делать с желанием признания, внимания, собственной значимости и нужности?.. Об этом и говорить-то у нас не принято. А они есть! И энергия на их удовлетворение выделяется!

— И что делать?

— Найти способ удовлетворить свою потребность. Но сначала ее надо осознать. Чаще всего потребность воспринимается как голод, который хочется заесть. Но заесть — не значит удовлетворить. На какое-то время и правда легчает. Но ведь потребность появляется снова! И опять кажется, что хочется кушать. Это и есть одна из главных причин, почему люди переедают.

— Но человек может и отказываться от пищи в состоянии стресса. Как говорят: «не лезет»...

— Это более здоровое состояние. И когда болеем, есть не хотим тоже. Потому что все силы организма уходят на борьбу с инфекцией. Но если пихать в себя еду, особенно это любят делать «заботливые» родители, то пища превращается в отраву. Кстати, в поезде тоже есть не особо хочется, замечали? И это нормально, потому что непривычно качает. А если еще и в плацкарте едешь, где нарушены личностные границы, — это вообще стресс для организма, и лишняя нагрузка в виде еды ему абсолютно не нужна. Но что мы начинаем делаем в вагоне? Достаем курицу, яйца и... понеслась.

— Расскажите еще про навязчивые мысли. Как «выплюнуть» из головы ментальную жвачку?

— Надо просто выяснить, зачем она вам нужна — не просто так крутится. Сам механизм таков: сначала появилась мысль. Мы ее сразу подкрепляем воображаемыми слайдами, наполняем эмоциями, которые эту мысль подтверждают. Например, я решил, что плохой отец. Подключил эмоцию — чувство вины. Мне на ум тут же приходят все случаи из жизни, где я поступал, как плохой отец. Это мрачные, тяжелые картины, благодаря которым я убеждаюсь в том, что мне есть за что стыдиться. Противоположное ведь в этот момент не вспомнится, даже если оно есть, потому мысль пришла «я плохой отец», а не «я хороший отец». Вот другой пример: я иду по улице, вижу красивую девушку. У меня тут же портится настроение. С чего бы это? А потому, что когда я ее вижу, у меня возникает в голове «кинолента», где я подхожу к ней, чтобы знакомиться, а она меня игнорирует. Или наоборот: вижу красивую девушку, и у меня поднимается настроение — просто «фильм» в голове другой.

— Можно «переснять» свою «киноленту»?

— Очень сложно. Но можно хотя бы без эмоций наблюдать за потоком своих мыслей. Разрешите течь им в произвольном порядке. Пришла одна мысль, вторая, ушла... Тоже, кстати, можно назвать это медитацией.

— Я часто слышу жалобы людей на отсутствие сна ночью. Вроде лег с желанием поскорее «отключиться», но или мысли мешают, или в два-три ночи глаза сами открываются...

— Конечно, можно попробовать обвинить во всем психотропное оружие. Но я считаю, что причина проста: не устают люди физически, нет сильной нагрузки. Ну, хотя бы перед сном пройдитесь 4 километра! Но нет же: вечером выпьют кофе и еще полночи будут смотреть ужастики. И вот они пытаются заснуть, а в голове крутится: осталось всего пару часов до работы, я точно не высплюсь. А почему бы и нет?.. Можно же ночь расширить в своем сознании и высыпаться за пару часов, как за десять.

— Разве это реально сделать?

— Все зависит от наших убеждений. Вот, например, как вы кодируете время в неделе? Какое число будет в следующий четверг?

— Я вспоминаю школьный дневник...

— Вот именно! В дневнике есть пять дней. Иногда шестой, но коротенький. Воскресения нет вообще. И поэтому после школы в нашей ментальности выходных нет, и дни пролетают быстро. Но можно же в дневник вклеить два огромных стикера, как я сделал это давным-давно: суббота и воскресение — самые большие дни. И поэтому мои выходные длятся намного дольше. То же самое происходит и с «бесконечной» зимой, и с коротким летом. Все можно переделать, перекодировать... А то, что ночью не спят — это плохо. В темное время суток вырабатывается мелатонин — гормон счастья, да и не только счастья. Он за многое отвечает. Если не спать — гормона становится меньше. И все эти ночные клубы, дискотеки и, в целом, ночной образ жизни ведут к знакомым нам тревогам и паническим атакам. Так что работайте не только со своим разумом, но и с телом, высыпайтесь по ночам и будьте здоровы!

Алиса ГЮНГЕР

Фото: pixabay.com

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.