Вы здесь

Когда цифры оживают, либо как научить детей учиться


Вы не хотите, чтобы ребенок часами сидел за домашними заданиями и после все равно вставал из-за стола с «пустой головой»? Научите его учиться. Существуют определенные методики, которые позволят школьникам легче и быстрее запоминать даты, определения, правила, стихи, параграфы, иностранные языки. Сегодня даже созданы образовательные центры, очные и онлайн-курсы с громкими названиями вроде «Супермозг», «Эффективное обучение», «Суперпамять», где учат таким хитростям... На самом деле отдельные приемы ассоциативного запоминания (так называемых мнемотехник) были известны еще в древнем Риме, при помощи подобных практик знатоки готовятся к соревнованиям по запоминанию большого объема цифр, а кое-что, наверное, знакомо и вам. Вспомните, как вы запоминали правило про «биссектрису — крысу», которая бегает по углам. Да, это тоже один из приемов мнемотехник.


Готовимся к школе

Вы можете с ребенком часами писать крючки, складывать цифры и читать слова, но будете упускать самое главное. Ребенок должен научиться пользоваться своими знаниями. А значит, для подготовки к школе нужно больше беседовать с малышом — обсуждать с ним сказки, которые прочитали, делиться впечатлениями, обращать внимание на то, как меняется природа в разное время года. Внимательному и наблюдательному ребенку куда легче учиться. А развивать память он будет, если просто начнет пересказывать свои новости за день.

Кстати, одним из наиболее эффективных упражнений для развития памяти в древних школах было ведение дневника. Сначала записывались все события за день, даже с мелочами (если человек встал и что поел). После задача усложнялась: дневник велся через день (или даже неделю), но упомянуть в нем нужно было события за весь промежуток времени, прошедшего после последней записи.

Заботимся о рабочем пространстве

Самых маленьких нужно приучить к распорядку и показать им, как планировать свое время. Можно вместе с ребенком разбить домашнее задание на отдельные мини-задачи и по пунктам расписать, что и в какой последовательности оно будет делать. Позаботьтесь, чтобы на столе, за которым ребенок делает уроки, не лежало ничего лишнего — иначе он будет переключать внимание на предметы, перебирать их, искать им применение. А в итоге выполнение домашнего задания затянется. Но иногда кажется, что стол убран, и малыш прекрасно понимает школьный материал, а только на решение четырех примеров по математике у него уходит час. Ребенок может грызть карандаш, качаться на стуле, петь или упоминать какие-то события, шутить или ныть, что ему ничего не хочется. Но есть один маленький прием, который позволит исправить ситуацию: поставьте песочные часы либо заведите будильник на определенный период — и юный школьник попытается уложиться в отмеренное ему на выполнение домашнего задания время.

Украшаем занятия эмоциями

Есть определенные правила, которых нужно придерживаться во время занятий с детьми. В голове малыша не останется информация, если вы кричите на него, если он будет бояться, что вдруг назавтра его вызовет строгая учительница. Да, моя малышка очень боялась требовательную учительницу английского языка и никак не могла запомнить заданные к уроку слова. Нам помог… юмор. Сначала мы попытались представить учительницу как обычного человека, с которым могут случаться все те же неприятности, как и с ребенком. «Представь, что учительница утром, как и ты, когда спешила в школу, пролила свой чай (увидела дыру на носках, промокла под дождем и т. д.). И неприступный учитель становился ближе, а его предмет переставал вызывать сложности. А иногда мы шутили, пытаясь представлять учителей как героев мультфильмов — и ребенок уже с удовольствием шел в школу, где преподают люди, похожие на Лося Аристотеля или персонажей-смешариков.

Английские слова мы заучивали при помощи ассоциаций. Мы начали оживлять отдельные буквы, наиболее сложные сочетания и даже придумывать истории. Например, писать букву S ребенок начал без ошибок, когда я сказала, что это змея, которая шипит на всех, кто стоит за ней. Так же малыш больше не путал английские буквы «b» и «d», когда мы договорились, что первая ко всем соседям, идущим за ней, поворачивается «пузиком». Или что смотрит в ту же сторону, что и ее «мать» — большая буква В. Буква «е» у нас превратилась в маленькую мышку с длинным хвостом, и, как впоследствии выяснилось, мыши очень любят зеленый цвет, так как их у слова green заползло аж две. Оказалось, что такая игра позволяла запомнить десяток слов в несколько раз быстрее банального зазубривания.

Придумываем «истории»

На самом деле ассоциации позволяют ускорить запоминание не только иностранных языков, но и терминов, стихов, цифр и даже таблицы Менделеева.

Если ребенок учит стихотворение, проработайте с ним каждую строчку. Поясните слова, которые могут показаться непонятными. В прошлом году подловила младшего сына на том, что он не знал, что такое «колея» и «просинь» небо — поэтому никак не мог выучить стишок. Зато как быстро он начал запоминать зимние стишки! Он представлял, что происходит в стихотворении, ставил себя на место героев, чувствовал звуки, запахи, вместе со стихотворными героями катился с горки, кувыркался в снег и обижался, когда друзья хохотали над его бедой.

Хорошо запомнить рассказы можно, если читать их с карандашом и подчеркивать ключевые слова, а после их выписать. Благодаря такой подсказке легко пересказать все содержание.

Очень полезно научить ребенка запоминать цепочки слов. Наша память так устроена, что в ней может поместиться около семи единиц информации. Но гораздо больше слов можно запомнить, если их связать в истории. Например, вам нужно запомнить цепочку слов: вода, шарик, листок, брелок, бор, уголь, кислородная маска, фотография, неоновая табличка. Достаточно придумать историю. Для запоминания даже лучше, если она будет смешной, нелепой. Давайте попробуем представить, как по воде плавает шарик, внутри которого находится листок и подарок будущему хозяину шарика — брелок. Шарик взлетает и направляется в бор. Там кто-то жег костер, от которого остался только уголь. Этот турист забыл свою кислородную маску, но мы смогли узнать, как он выглядел, так как там осталась и фотография, на которой мы видим парня под неоновой вывеской. А теперь вы сможете воссоздать всю цепочку слов? Вот вам и еще один бонус: только что вы изучили десять первых элементов из таблицы Менделеева (вода — водород, гелиевый шарик — гелий, лист — литий, брелок — бериллий, далее элемент бор, углерод (уголь), кислород, фтор (фото) и неон.

Таким же образом можно изучить географию (например, запомнить цепочку слов-ассоциаций с названиями стран и их столиц, рек, озер, городов, находящихся в определенной области.

Рисуем карту-подсказку

В некоторых школах учителя уже начинают знакомить детей с таким приемом, как интеллект-карта (либо ментальная). Она позволяет целый урок из учебника превратить в логический рисунок. Прием разработал британский ученый Тони Бьюзен в 80-е годы прошлого века. К тому же ментальная карта приучает ребенка мыслить логически, упорядочивать информацию. Так любой текст можно разделить на несколько отдельных частей, а к каждой сделать схематичное изображение, подобрать символы, которые будут связаны с центральным рисунком — темой урока — при помощи стрелок. Причем дети сами придумывают символы. Школьнику достаточно лишь бросить взор на такой рисунок, и он легко перескажет содержание. К тому же при помощи интеллект-карт удобно готовиться к экзаменам: на восстановление в памяти всех пройденных за год тем уйдет гораздо меньше времени, чем на листание страниц учебника. А наиболее продвинутые школьники могут в одной интеллект-карте вместить не то что тему урока, а целый раздел учебника.

Если же вы пока не готовы создавать такие развернутые рисунки-подсказки, научите ребенка запоминать информацию при помощи маленьких карточек. Нарежьте из картона «визиток» и запишите на них иностранные слова, правила, исторические даты, примеры… Так, на лицевой стороне карточки может быть пример 6×4, а на другой ответ 24, и такие учебные «визитки» нужно сделать по всей таблице умножения. Пусть ребенок вытаскивает их из кипы. Если дало правильный ответ, карточку откладывайте отдельно, ошиблась — возвращайте ее к неизученным. С каждым днем кипа с неизвестными примерами будет уменьшаться. Таким же образом можно прописать и словарные слова (на лицевой стороне карточки — с пропущенной буквой, на другой — с подсказкой).

А еще очень важно следить за тем, чтобы ребенок не уставал, делать перерывы. От учебы через силу не будет пользы — информация просто не усвоится. Узнать, сколько времени именно ваш сын или дочь могут работать производительно, поможет тест-диктант. Берите часы, диктуйте текст и внимательно наблюдайте, как ребенок его записывает. Если оно начнет допускать больше ошибок или будет спрашивать: «Много ли еще?», время нажимать на «стоп» и делать перерыв.

Елена ДЕДЮЛЯ

Фото автора 

Выбор редакции

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на четверг

Кризис на границе. Вся оперативная информация на четверг

Оперативная информация с белорусско-польской границы.

Общество

Ольга Чемоданова: «Если случилась беда — идите туда, если можете помогать — помогайте»

Ольга Чемоданова: «Если случилась беда — идите туда, если можете помогать — помогайте»

Еще недавно Ольга Чемоданова считалась лицом белорусской милиции.

Общество

«Красная линия» для двух женщин. Могут ли свекрови и невестки жить дружно?

«Красная линия» для двух женщин. Могут ли свекрови и невестки жить дружно?

Отношения со своей матерью и свекровью — это две совершенно разные истории.

Политика

Кризис на границе. Вся оперативная информация на среду

Кризис на границе. Вся оперативная информация на среду

Оперативная информация с белорусско-польской границы.