Вы здесь

Возвращение в Вифлеем. Секреты белорусской батлейки


Рождество всегда отмечались с размахом. Так, во Флоренции город превращался в древний Вифлеем. Знаменитые художники рисовали декорации, на разных площадках разыгрывались библейские сцены.


С течением времени некоторые традиции отходили, про отдельные сюжеты и персонажей (как, например, про царя Ирода) на праздники перестали упоминать. Но в Беларуси все эти средневековые мистерии продолжали жить в маленьком ящике — батлейке. Собственно, само название «батлейка» связано с Вифлеемом (в Беларуси место рождения Христа называли Вифлеемом).

Сегодня батлейка активно возрождается. На зимних каникулах батлеечные спектакли идут во многих музеях и агроусадьбах, восстанавливать древний кукольный театр берутся дети в школах и центрах дополнительного образования.

Если раньше батлеечные спектакли были исключительно рождественскими, то сегодня куклы в ящиках могут оживать в течение года, и авторы экспериментируют со сценариями.

Так, в Жодинской гимназии № 1 создали спектакли, которые, в том числе, рассказывают о происхождении названия города и о войне. Борисовские школьники пытались оживлять батлейку летом и проводить мероприятие, завязанное на купальских сюжетах. В Ошмянском центре творчества детей и молодежи батлеечников заинтересовала судьба земляка-священника, писателя Иосифа Германовича, известного под псевдонимом Винцук Храбрый. Он много писал о своей малой родине, а также создавал тексты для батлеечного театра, один из них «Адам и Анелька» кружковцы выбрали для постановки. В агроусадьбе Стулы при помощи кукол из батлейки рассказывается о судьбе народного мастера. Авторы сценария на основе бесед с местным резчиком по дереву создали спектакль, рассказывающий о трагедии некогда многолюдной деревни, а после в ней остался только один житель.

Правда, такие «вольности», связанные с поиском новых сюжетов и временем показа спектаклей, некоторые любители классической батлейки не принимают. Нельзя забывать, когда и для чего появилась батлейка. Возможно, первые представления делали монахи-иезуиты, с помощью шоу пытались преподносить людям библейские сюжеты, напоминать о рождении Христа.

Волшебная коробка

Спектакль проводится в такое время, когда зрители ждут чего-то необычного (с батлейкой ходили по домам на Рождество и Новый год). Поэтому существует столько различных нюансов, которые должны учесть создатели ящика и кукол, и актеры. Иногда всю конструкцию стараются красиво расписать и снаружи, и изнутри. Но важно уметь делать сюрпризы для зрителей. Лучше, если ящик неприглядный, но открываются створки... — и зрители замирают, раскрывается чудо. В классической батлейке может быть два-три яруса. Верхний (небеса) — для ангелов и святых, а на нижних (земля и подземный мир) могут происходить плохие явления и события. Если весь спектакль проводит один актер, нужно адаптировать сценарий так, чтобы были задействованы две руки.

Следует избегать длинных текстов, ведь маленькая неподвижная кукла не сможет долго держать внимание зрителя. Кукловоду придется постараться, чтобы уже своим голосом, рассказом, движениями игрушки вызвать эмоции у пришедших посмотреть выступление. А еще маленькая батлейка не для улицы: она не рассчитана на толпы.

Так чей день рождения?

В эти новогодние праздники батлейку можно было посмотреть на фестивале «Радость», который проводится в Минске. Сюда со своими спектаклями на рождественскую тематику приезжали коллективы из разных городов Беларуси — Могилева, Ракова, Витебска, Логойска, Гродно, Ляхович. Среди них — как искушенные кукловоды, участники батлеечных фестивалей, так и новички. В программе — включая, — выступления театров теней. А еще здесь можно проголосовать за работы участников конкурса «Рождественская батлейка», в рамках которого дети из воскресных школ при православных приходах создавали поделки на сюжет рождения Христа. Лучшие работы будут переданы в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

— Любое детское произведение имеет такую же глубину, как и взрослое. Там каждый увидит свое, — делится Ирина Мощенская, которая показывает спектакль «Рождество Деда Мороза». — На поведении героев можно открывать много моральных аспектов. Бывает, взрослые плачут на спектаклях, когда куклы душевно, искренне озвучены. После показа беседуем с детками, они открывают для себя новое.

Этот батлеечный театр создан при Свято-Елисаветинском монастыре и работает более десяти лет. Но теперь для зрителей был сюрприз. Традиционный батлеечный спектакль «Царь Ирод», по мнению Ирины, не понятен современным детям, не сосредоточен на главном, праздничном событии — рождении Христа и вообще может показаться страшным. А еще оказалось, что часто дети не знают библейских сюжетов. Есть праздник Рождества, но малыши не чувствуют его сущность. Часто на вопрос: «так чье рождение мы празднуем?» отвечают: «Деда Мороза!». Поэтому герой нового спектакля — современный мальчик Ваня, который хочет поздравить Деда Мороза, но волшебным образом попадает в древний Вифлеем.

Гаснет свет. Открывается ящик. И маленькие зрители замирают... Зачарованная батлейка задает рождественское настроение, завораживает, открывает детям секрет, которому уже две тысячи лет.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Культура

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Конкурсант от Беларуси на «Витебск-2022» Анна Трубецкая: Молодые имеют право быть на большой сцене

Артистка с волшебным голосом в этом году представит Беларусь на конкурсе эстрадной песни «Витебск—2022».

Общество

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Как сэкономить на «коммуналке»? Инструкция от специалистов

Кто имеет право на возврат денег, а кто — заплатит полностью.

Общество

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Риски цифрового пространства. Как не попасть на удочку интернет-мошенников

Полностью решить проблему киберопасности невозможно.