Вы здесь

Что изменилось для белорусов в пользовании газовым оборудованием


Единый порядок проверки состояния дымоходов и вентиляционных каналов, перезаключение договоров, установка дымовых сигнализаторов, усиление требований к безопасности. Эти и другие изменения в сфере правил пользования газом изменились в понедельник, 21 февраля. Как это отразится на потребителях газа и обслуживающих организациях, рассказали эксперты газовой отрасли.


Раз в десятилетие и каждые три месяца

Монопольный вид деятельности в газовой сфере в Беларуси — только газоснабжение. А вот обслуживать газопроводы и газовое оборудование могут не только газовики, но и обслуживающие организации — это новое понятие, которое прописали в новой редакции документа. Таким образом, им передается часть функций газовиков, рассказал Владимир Русь, начальник управления систем газоснабжения «Белтопгаз».

Появились в документе и другие новые формулировки. Ранее было понятие «сервисный центр», специалисты которого обслуживали газовые котлы наравне с газовиками. Сейчас это обслуживающая организация (как и другие), специализирующаяся не только на газовом оборудовании, но и на газопроводах.

— В правилах расшифрован термин «специализированная организация» и обозначено, какие требования существуют к тем, кто занимается прочисткой дымовых и вентиляционных каналов, — добавил он.

Ранее техобслуживание газового оборудования проводилось в сроки, которые определял завод — изготовитель и по ведомственным документам газообеспечивающих организаций («Белтопгаз»). Сейчас в регламент техобслуживания газопроводов и газового оборудования внесены точные сроки, когда и что нужно проводить, поделился начальник управления:

— Усилены требования к обязательности проведения техобслуживания. Согласно законодательству, газообеспечивающая организация может прекратить подачу газа, если существует угроза жизни людей. И в новой редакции правил непроведение техобслуживания приравнено к такой угрозе. При отсутствии актов на проверку дымовых каналов газ у потребителей будут отключать, без лишних разговоров.

Следить за сроком очередной проверки владелец газового оборудования должен сам. Однако газовики обещают в пятидневный срок напоминать, что подошло время техобслуживания. А также вникать в ситуацию, когда человек в отпуске или больнице.

Потребитель обязан осуществлять техобслуживание и контролировать его сроки (конечно, проводить непосредственно проверку будет обслуживающая организация. — «Зв.»), подчеркнул Андрей Вирочкин, первый заместитель генерального директора Мингаза:

— Вводный и внутренний газопроводы и газоиспользующее оборудование с отключением от газораспределительной системы и испытанием ее на герметичность воздухом и соответствие технической документации, исследование работоспособности газообеспечивающего оборудования проверяются не реже, чем раз в десять лет (это полное техническое обслуживание). Вводный и внутренний газопроводы многоквартирных домов со сроком эксплуатации более 20 лет нужно проверять ежегодно. Каждый год проверяются и газовые проточные водонагреватели и отопительное оборудование (газовые котлы). При этом смотрят на техническое состояние регулятора давления газа. Раз в три месяца проверяется вводный и внутренний газопроводы общежитий.

За потребителями, кстати, сохранилась обязанность менять газовое оборудование с истекшим сроком службы. Согласно новым правилам, делать это могут (без изменения местонахождения оборудования, его мощности и системы дымоудаления), как газовики, так и обслуживающая организация, у которой договор с потребителем на техобслуживание или ремонт, добавил специалист.

Дымоудаление и сигнализаторы

Требования к системам дымоудаления в новых правилах также усилились. Теперь абонент газа может самостоятельно проверять свою систему только тогда, когда он имеет котел с закрытой камерой сжигания и коаксиальным выходом. Все остальные дымовые каналы может проверять только специализированная организация, подчеркнул Владимир Русь.

Сигнализаторами загазованности и обнаружения угарного газа обязательно необходимо оснащать помещения, где смонтировано отопительное и водонагревательное оборудование, уточнил Сергей Курашевич, первый заместитель генерального директора «Минскоблгаза»:

— Оборудование монтируется просто и позволяет вовремя обнаружить утечку газа или наличие угарного газа. Благодаря звуковому и световому сигналу человек сможет вовремя выключить оборудование и обратиться в газообеспечивающую организацию.

Он посоветовал потребителям внимательно проверять, действительно ли к ним пришел газовик (у них есть специальная форма и соответствующие документы), чтобы не быть обманутыми и не приобрести некачественный сигнализатор.

Дымовые и вентиляционные каналы жилья также необходимо проверять. При этом существует первичная и повторная проверки их техсостояния, осуществляемых по заявительному принципу, рассказала Елена Абабурко, ведущий инженер управления систем газоснабжения «Белтопгаз»:

— В многоквартирном жилье за это ответственная организация, а в одноквартирных блокированных домах — потребители. Первичная проверка проводится только специализированной организацией. А вот повторные могут выполнять или специализированные организации, или сами потребители, если в их жилье выдержаны определенные условия (блокирован или одноквартирный дом, в котором установлено отопительное и водонагревательное оборудование, использующее газ и имеющий закрытую камеру сгорания и коаксиальный дымоход). Такие собственники могут пройти обучение в организациях образования и получить свидетельство о праве на самостоятельную проверку дымовых и вентканалов. Информацию о проверке они будут отображать в соответствующих журналах, которые будут вести.

Граждане, которые сейчас имеют такие удостоверения по проверке каналов, однако их газовое оборудование не соответствует требованиям новых правил (не имеет закрытой камеры сгорания и коаксиального дымохода), в нынешний отопительный сезон еще смогут совершать проверку. Однако в следующем году они уже должны обратиться для проверки в специализированную организацию. Об этом им дополнительно сообщить в газообеспечивающую организацию, сосредоточила внимание специалист.

Договор пакетом или по отдельности

Формы «газовых» договоров также значительно изменились. Новые документы с потребителями газовики планируют перезаключить в течение ближайших двух лет. Кроме того, договоры разделили по видам в зависимости от услуг: на газоснабжение, а также техобслуживание и ремонт газообеспечивающего оборудования и вводных или внутренних газопроводов, сообщила Елена Абабурко:

— В новой редакции правил заключить договор на газоснабжение можно только после того, как потребитель заключит договор на техобслуживание и ремонт оборудования. Договор вступает в силу с момента фактического подключения к газораспределительной системе, а не со времени подписания документа.

Предусмотрена типовая форма договора на техобслуживание вводного и внутреннего газопроводов при газоснабжении многоквартирного жилья через газораспределительную систему. Он заключается между обслуживающей организацией и уполномоченным лицом по управлению общим домовладением или организацией, эксплуатирующей жилфонд, или товариществом собственников. Таким образом, существует три вида договоров, подчеркнула она.

— Право не только обеспечивать газом, но и обслуживать потребителя имеют в том числе и газовики. А человек сам решает, с кем ему заключить договор. Абонент может выбрать себе организацию для обслуживания отдельно и газового счетчика, и плиты, и котла. Однако это, наверное, наихудший вариант, — считает Владимир Русь. — Сложность в том, что таких договоров будет несколько, однако потребители, скорее, захотят комплексную услугу, чтобы пришел один специалист и обслужил все оборудование согласно срокам (газопровод, котел, счетчик). Когда появятся организации, которые будут специализироваться только на одном виде оборудования (гарантийном и послегарантийном), это создаст конкуренцию на рынке газовых услуг и это нормально. Однако должен быть надзор за такими компаниями, ведь опыта у них будет гораздо меньше, чем у газовиков.

Минэнерго со временем планирует создать письмо с пояснениями к правилам, в том числе и по требованиям к обслуживающим организациям.


Следует знать

Газовикам периодически необходимо повышать свои компетенции, так как постоянно появляются новые материалы и изделия. По крайней мере, одних только котлов существует 140 марок.

Аварийные заявки выполняются бесплатно, а ремонтные — за деньги.

Во время поверки (бесплатной) газовых счетчиков раз в десять лет абоненту устанавливают подменное устройство. Если счетчик необходимо ремонтировать — за это платит человек.

Согласно границам разделения балансовой принадлежности, подводя газопровод (к крану, который отключает подачу газа на дом), — зона ответственности газообеспечивающих организаций. Вводный и внутренний газопроводы в многоквартирном доме — коллективная ответственность и собственность. Часть газопровода в квартире после крана на опуске перед газовыми устройствами – забота и ответственность жильца.

Газовики могут не только заменять оборудование, но и провести его диагностику и продлить срок службы, если оно в хорошем техническом состоянии. Однако запчасти к оборудованию выпускают только в течение десяти лет.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Выбор редакции

Семья и демография

Надежда Ластовская: Если ты богаче, помоги другому

Надежда Ластовская: Если ты богаче, помоги другому

Какие принципы закладывает в воспитание своих детей лауреат республиканского конкурса «Женщина года»?

Экономика

Чем удивит «БЕЛАГРО-2024»?

Чем удивит «БЕЛАГРО-2024»?

В рамках деловой программы выставки пройдет около 20 тематических семинаров и конференций.