Вы здесь

На службе у «короля»: как молодые талантливые музыканты создали уникальный дуэт


Большой орган, напоминающий космический корабль, на сцене филармонии. Возвышенная духовная музыка. И две хрупкие исполнительницы за инструментом. Такой эффектный дуэт вызывает интерес даже у непосвящённых в профессиональные тонкости зрителей. 


Музыка их связала

Елизавета Морозова и Анна Горбач знакомы 8 лет. Лиза из Гомеля, Аня из Минска. Обе родились в один день (11 августа) с разницей в два года. Окончили академию музыки по классу фортепиано и органа. Вот уже три года Елизавета и Анна выступают вместе. За это время уникальный для Беларуси инструментальный ансамбль успел удостоиться первой премии VII Международного конкурса органных дуэтов «Organo Duo» им. В. А. Федермессера (Петрозаводск) и найти своих искренних поклонников.

— Я из семьи, где традиционно придерживались католического вероисповедания, — рассказывает Анна Горбач. — С детства посещала костёл Святого Роха на Золотой Горке. Ещё когда училась в гимназии-колледже искусств им. И. О. Ахремчика, сёстры-монахини видели меня в будущем органисткой в храме. Поступив в академию музыки в класс фортепиано к доценту В. А. Дулову, точно знала, что со второго курса начну заниматься ещё и в классе органа у В. В. Невдаха.

— Уже став студенткой БГАМ, однажды посетила концерт класса органа, в котором участвовала и моя соседка, на курс старше, по комнате в общежитии, — присоединяется к разговору Елизавета Морозова. — Это произвело огромное впечатление, и захотелось освоить этот невероятный инструмент. Понимала, что будет сложно учиться сразу по двум специальностям, и всё-таки попросилась в класс к Владимиру Васильевичу Невдаху. Ещё закончила факультативный курс «Искусство колокольного звона» и одновременно вплоть до 5 курса занималась на факультативе «Аутентичная манера исполнения старинной музыки на исторических флейтах».

Возрождение органной культуры началось в Беларуси только в конце XX века. Класс, которым руководит доцент БГАМ В. В. Невдах, в этом году отмечает своё 20-летие. Органистов в нашей стране пока немного, а дуэтов ещё меньше. И это понятно. Музыканты, как правило, большие индивидуалисты. Для того, чтобы объединиться в ансамбль, творческие личности должны быть заинтересованы в сотрудничестве, во многом совпасть. Дуэт Елизаветы Морозовой и Анны Горбач вырос из дружеских отношений, неугомонности, творческой жадности и азарта. Обе убеждены: «Самое страшное в дуэте — тайные обиды. Отношения должны быть открытыми и честными».

За три года девушки отлично «сыгрались», наработали целую систему особых «сигналов» и знаков, которые подают друг другу во время исполнения в случае нештатных ситуаций во время выступлений. 

Премьера их дуэта состоялась на концерте в Верхнем городе. Успех у публики очень вдохновил обоих. Вскоре их пригласили на концерт по случаю открытия восстановленного органа в костёле святых Петра и Павла в деревне Медведичи. После этого они исполняли фуги, прелюдии, пьесы и в других костёлах Беларуси. 

Анна Горбач и Елизавета Морозова считают: орган подходит им по мышлению и характеру. Он очень непрост. Совсем не случайно его называют королём инструментов. Во время исполнения у музыкантов «включаются» все зоны мозга. В отличие от фортепиано сила звука в органе не зависит от силы нажатия. Игра на этом клавишно-духовом инструменте требует отличной координации — ведь задействованы не только руки, но и ноги.

— Искусство органиста не только в том, чтобы правильно сыграть ноты, — объясняет Анна Горбач. — Нужно отлично знать исполняемое произведение, хорошо владеть теорией — иначе не подберёшь регистры (ряд труб органа одинакового тембра — прим. автора) для конкретного зала. Играя на органе, важно, как в шахматах, продумать предстоящую музыкальную «партию» наперёд. Забыл прописать один регистр для ассистента, и произведение зазвучит совсем иначе. Поэтому наряду с темпераментом и творческой пылкостью так важно развивать в себе «математика».

— Обязательно нужно понимать, что происходит внутри инструмента, учитывать акустические возможности зала и набор регистров конкретного органа, чтобы представлять, как музыка прозвучит именно в этом помещении, — дополняет Елизавета. — В какой-то мере органист — соавтор произведения. Одну и ту же фугу или пьесу на органе можно сыграть очень по-разному.

Аня и Лиза сознательно выбирают для исполнения музыку разных эпох, стилей, жанров. Они ощущают интерес к органу со стороны не только профессиональных музыкантов и верующих, которые приходят на службу в костёлы, но и людей самых разных профессий и взглядов.

— Иногда сажусь в зале как зритель и наблюдаю за слушателями, — делится Елизавета Морозова. — Мне кажется, публика молодеет. Радует, что послушать орган приходят юноши и девушки, родители с детьми школьного возраста. Помню, как на нашем трёхчасовом концерте зрители сидели до самого завершения и провожали овациями. И при знакомстве с новыми людьми тоже ощущаю интерес, когда рассказываю, на каком инструменте играю. Все произведения для органа — и религиозные, и светские — наполнены духовными смыслами. Когда исполняешь их, будто возвышаешься над всем мирским, становишься чуточку ближе к Богу.

— Во время исполнения в костёле часто ощущаю, что возникает какая-то аура, сфера духовности, нечто неземное, и от верующих через меня идёт некое послание, обращение к Богу, — признаётся Аня. — Иногда люди приходят на органный концерт в храме и заинтересовываются жизнью костёла. А есть прихожане костёла, любители органной музыки, которые регулярно посещают наши концерты в филармонии. 

Учить других — совершенствовать себя

Обе исполнительницы не только играют в храмах и концертных залах Беларуси, но и обучают этому других. Анна Викторовна Горбач — старший преподаватель на кафедре специального фортепиано БГАМ. Елизавета Вячеславовна Морозова преподавала в Республиканской гимназии—колледже при БГАМ, сейчас даёт частные уроки (в том числе онлайн) по всему миру.

— Когда учишь других, лучше видишь недочёты и стараешься сам их не допускать. Это развивает, совершенствует тебя профессионально, — считает Елизавета Морозова. — Но если много преподаёшь, то мало времени остаётся на свои выступления. Поэтому стараюсь сохранять баланс между собственной концертной деятельностью и наставничеством. Своим ученикам стремлюсь быть другом. Для меня не столь важно, выберут ли они музыку своей профессией, главное, чтобы наши занятия вспоминались ими с радостью, чтобы музыка навсегда поселилась в их сердце.

— Преподавание — это самопожертвование, — убеждена Анна Горбач. — Погружаясь в ученика, отдаёшь ему свою энергию и знания. Вместе с тем в творческом общении с учеником, во взаимном обмене мыслями, часто открываются новые возможности исполнения, новые смыслы, которые заложили композиторы в свои произведения и которые в одиночку, не исключено, не заметила бы.

Девушки до сих пор обращаются к своим педагогам, желая услышать их мнение, где и что у них не получается. Выступая на концертах вместе с Владимиром Васильевичем Невдахом, всегда интересуются его оценкой их исполнения. 

Целительная сила 

Елизавета Морозова и Анна Горбач не привыкли сидеть на одном месте, легки на подъём, им нравится двигаться вперёд, путешествовать. Обе бывают вспыльчивы, но умеют и уступать. Открыты и общительны, но когда устают, предпочитают побыть в тишине. Духовная близость, сходство характеров, не мешают им сохранять индивидуальность.

Лиза, помимо фортепиано, органа, клавесина и колоколов, учится сейчас играть ещё на укулеле и блокфлейте. Мечтает освоить скрипку и карильон. Учится на курсах вождения. Ещё любит готовить и рисовать. В дорогу всегда берёт краски и кисточки. Аня обожает путешествовать по городам и местечкам Беларуси, изучая архитектурные и исторические достопримечательности. Лучшее место отдыха для неё — какая-нибудь глушь. В прошлом году вместе с друзьями отправилась на Полесье, и вспоминает эти дни с восторгом. Ежедневно добирается из загородного дома в Минск на велосипеде, соблюдая все дедлайны.

Рассказывать о своей личной жизни мои собеседницы не захотели. Но заверили: с ней у них всё в порядке. 

Современные молодые девушки — целеустремлённые, трудолюбивые, организованные, энергичные, ценят образование и культуру, имеют широкий круг интересов. А ещё любят музыку и слышат её буквально во всём — в каплях дождя, которые стучат по асфальту, в пении птиц и мяуканье кошки, в звуках автомобилей, в шуме деревьев, в разговорах с друзьями. И Лиза, и Аня сомневаются в том, что музыка спасёт весь мир, как бы этого лично им не хотелось. Но при этом верят в целительную силу искусства, в его способность облагораживать людей, возвышать их. Пусть не всех и не всегда. Пусть хотя бы кого-то, хотя бы на время, пока они играют. Пока звучит орган. 

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Фото из архива собеседников

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.