Вы здесь

Что посеешь...


Мой визит к подруге оказался каким-то... скомканным. Лена открывала подъезд и тамбур для «скорой» и милиции, а потом для персонала спецмашины, которая вывозит тела умерших людей. В соседней квартире лет пять не работал домофон, и все это время именно Лена и ее семья, как она горько шутила, были вратарями.


А жила в той квартире тетя Тася, как называла ее Лена. В свое время женщина вместе с мужем заработали дочке на квартиру, удачно, как они говорили, выдали ее замуж, уже и внук вырос. Последние два года тетя Тася не выходила на улицу, болела. Дочь, зять и внук не баловали пожилую женщину визитами. Пару раз в месяц приносили продукты, купленные за пенсию тети Таси. Что и как она готовила, никто не знал. Женщина никого не пускала в квартиру, кроме медиков.

Прошел, может, час, как уехала спецмашина, а дочь уже вынесла на контейнерную площадку одеяло в рваном и грязном пододеяльнике, куцую подушку, пакет со старой одеждой. Отдельно поставила всю в сколах эмалированную кастрюлю, три тарелки и одну чашку с отбитой ручкой — старую, с чуть видимым рисунком. Все это бурно обсуждали соседки-старожилы дома, которые зашли к Лене, чтобы узнать, что ей известно.

Почти через год Лена рассказала продолжение истории. Оказывается, Анжела — дочь тети Таси — училась с моей подругой в параллельном классе. Так вот Анжела жаловалась, что в доме исчезла традиция собирать по-соседски деньги на похороны, как было еще лет пятнадцать назад. Аргумент Лены, что в многоэтажке много новых жителей, которые друг друга не знают и такие традиции уже не поддерживают, Анжела слышать не хотела. Еще и возмущалась, что «все зажирели», так как никто не подобрал вещи ее мамы. Тут уже Лена не выдержала: «Ты хочешь, чтобы кто-то взял с помойки одеяло, которым накрывалась пожилая больная женщина? Думаю, химчистка обойдется дороже, чем приобрести современное одеяло». Анжела удивлялась: «В доме же есть еще старые, зачем им новое — и так уйдет». В общем, разговора у женщин не получилось.

Лена рассказывала, что тетя Тася и ее муж были очень проворными. Мужа отправили в командировку в зону Чернобыльской АЭС вскоре после чрезвычайного происшествия на станции. После приезда супруги развелись. Муж получил однокомнатную квартиру, которую сдавал в аренду. Жил мужчина с семьей, а перед выходом на пенсию снова расписался с женой.

Впрочем, тетя Тася все время всем говорила, какая у нее прекрасная дочь, и беспощадно критиковала детей, а потом и внуков соседей. Лена даже несколько раз ей выговаривала за то, что она искала «недостатки» у ее сына. Анжела выросла такой же: все вокруг ее неудачники, и только она вся из себя успешная. И учила жизни соседок, лузеров в ее понимании. Пенсию тети Таси перевели на карточку, и деньгами распоряжалась также Анжела: «Врачи назначали кучу лекарств, я поинтересовалась и поняла, что хватит парочки дешевых препаратов, а без дорогих можно обойтись». Еду покупала мать в самом дешевом магазине, так как «она уже в таком состоянии, что не особо понимает, что вкусно, что — нет». За деньги, накопившиеся с пенсии, сделали ремонт, чтобы «бабушатник» превратить в стильный дом и сдать в аренду айтишникам за хорошие деньги.

Бригада строителей, которая ремонтировала квартиру, потешались с заказчиков: «Айтишники закончились, сейчас актуально сдавать жилье курьерам и грузчикам, приезжающим из других регионов». Как в воду смотрели. «Дом» так и стоит пустой: хозяева до сих пор не могут найти достойных дизайнерского ремонта арендаторов.

«Все это мишура, — говорит подруга. — Я вот о чем думаю: тетя Тася пылинки сдувала с дочери – и что в итоге получила? Видимо, она все это предчувствовала, потому что после смерти мужа заказала двойной памятник. И то Анжела скулила: за демонтаж и повторную установку заплати, за добавление даты рождения и смерти — заплати, ужас сколько затрат. В моем подъезде живет тетя Света. Так ее дочь и сын даже нам, детям, казались немного неухоженными. Мне и брату не запрещали с ними играть, а вот тетя Тася не допускала свою Анжелочку к «этому нищему скоту». Тетя Света растила детей одна, муж погиб в ДТП... Так вот сейчас эти дети, которые давно имеют своих детей, чуть ли не каждый день приезжают к маме, часто вижу, что в специальных ящиках несут приготовленную пищу. Сын на своей машине возит тетю Свету везде, дочь ходит с ней в театры, специально купили дачу — мол, мама же всегда мечтала».

...Эта история все не выходит из головы. Вспоминаю фразу одной из соседок: «Такая обустроенная семья: все с высшим образованием, обеспечены. Никогда бы не подумала, что на старости лет Таисию доведут до такой жизни». Да, мы сначала видим только то, что нам хотят показать: вот, мол Анжелочка окончила вуз, вот мы такие крутые, первая иномарка во дворе — наша... Только бесконечный бег за красивой «витриной» выдерживают не все. Некоторые в этой погоне забывают о душе. И это «забывчивость» потом возвращается бумерангом.

Маргарита ДРОЗДОВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.