Руководителя важно понимать базовые принципы поведения своих сотрудников. Поведение подчинённого — это в первую очередь реакция на ваше поведение. И если вас не слушаются, значит, не воспринимают как начальника. То есть у вас не прокачены навыки эффективной коммуникации. Внутренний страх и неуверенность руководителя, неосознанно считывается. Желание подчиняться пропадает напрочь. Кроме того, у подчинённых включается иерархический инстинкт. Они чувствуют себя психологически сильнее вас. Отсюда усмешки в сторону руководителя, дерзость и хамство. Давайте разбираться, как же построить общение с сотрудниками, чтобы между вами было взаимопонимание и уважение?
Советы:
- Проявляйте терпение с новыми сотрудниками. Дайте новому сотруднику пройти адаптацию. На это потребуется не менее трёх недель. Не делайте поспешных выводов о его работе, так как ошибки могут быть спровоцированы напряженным состоянием.
- Будьте примером для сотрудников. Сохраняйте оптимизм и энтузиазм, будьте энергичным и целеустремленным. Сотрудники должны слышать и видеть, что вы как руководитель постоянно самосовершенствуетесь и при этом все успеваете.
- Проявляйте эмпатию. Стремитесь понять переживания сотрудников, беседуйте с ними о возможных трудностях, вместе ищите решение. Вы как никто другой заинтересованы, чтобы в вашей компании работали довольные люди.
- Поощряйте. Используйте поощрения, а не только штрафуйте. Это дает отличную мотивацию работнику, ведь он понимает, что его старания замечают и учитывают. Наиболее эффективно, когда вы знаете сильные и слабые стороны каждого сотрудника, его компетентности, и выстраиваете коммуникации с учётом данных параметров.
- Общение с подчиненными не стройте на основе фамильярного отношения. У каждого есть свои интересы и цели, их нужно уважать.
- Постарайтесь понять причину низкой эффективности сотрудника — это даст вам полезную информацию и поможет принять решение. Открыто говорите с подчиненным о том, что вас беспокоит. Не полагайтесь исключительно на собственные наблюдения; попросите совета коллег, которым доверяете.
- Никогда не предполагайте, что подчиненные сами знают, к чему они должны стремиться. Не оставляйте сотрудника один на один с задачей. Предоставляйте подчиненному обратную связь так часто, как ему это требуется. Он должен видеть, какие результаты приносят его действия.
- Выстраивайте общение из позиции «выиграть-выиграть». Покажите сотруднику, что его и Ваши действия приносят выгоду и ему тоже.
- Давайте свободу действий. В некоторых вопросах давайте сотрудникам возможность самостоятельно принимать решения. Люди ценят, когда им доверяют, и будут развиваться, понимая, что на них возложена ответственность.
- Соблюдайте субординацию. Рабочие задачи и деловое общение никто не отменял, и Вы не должны закрывать глаза на ошибки и бояться сделать замечание. Главное — не переходите на личности и избегайте негатива. Когда кто-то из сотрудников ошибается, не нужно яростно бросаться и все решать самому. Разберите ситуацию вместе с подчиненным, выясните причины, сделайте выводы и скорректируйте дальнейшую работу.
- Если Вы хотите, чтобы компания росла, качественно выполнялась работа, необходимо, чтобы профессионально рос и персонал. Инвестируйте время, либо деньги в обучение каждого. Помните, что все затраченные ресурсы вернутся, ведь компания будет развиваться, а прибыль увеличиваться.
- Учитывайте способности сотрудника. Ваша задача — понять, какая работа идеально подходит конкретному человеку. Когда работники оказываются на своем месте, они легко и с удовольствием реализовывают себя. И у Вас все хорошо — и сотрудник доволен.
- Не считайте, что сотрудник должен понимать вас с полуслова. Прежде всего, это ваша ответственность — познакомить его со своим видением. Всегда уточняйте, как вас понял сотрудник. Не задавайте вопрос: «Тебе всё понятно?». На него почти всегда и все отвечают утвердительно. Вместо этого лучше попросите сотрудника: «Повтори, пожалуйста, как ты понял, что нужно сделать/о чём мы с тобой договорились». Далее убедитесь, что сотрудник не упустил важные моменты. При необходимости проговорите их повторно.
- Делегируйте обязанности. Вы — директор, Вы опытнее и мудрее. Конечно, сначала коллеги сделают не так хорошо, как вы это представляете, но со временем научатся.
Помните, что кому-то из сотрудников нужно больше общения, кому-то — меньше. Для этого согласуйте с сотрудниками количество коммуникаций, особенно в отношении контроля и обратной связи. И не позволяйте сотрудникам выводить вас из управленческой позиции в позицию понимающего человека или другие, не менее выгодные им форматы.
психолог Елена ШЕВЧЕНКО
Фото: pexels. com