Вы здесь

Сын полка Владимир Лисовский встретился с родными своего командира


Спустя более 70 лет сын полка Владимир Лисовский встретился на передаче «Жди меня» с родными своего командира.

Бывший сын полка, капитан второго ранга, участник одновременно трех ветеранских организаций в Могилеве, Владимир Ефимович Лисовский и сейчас в строю. Принимает участие в торжественных мероприятиях, встречается с молодежью, поет в хоре. Несколько лет назад, когда в очередной раз подлечивал больное сердце в Минске, не поленился зайти в корпункт передачи «Жди меня» и оставить свои воспоминания про Петра Арефьевича Юзефовича, командира 1210-го стрелкового полка 362-й краснознаменной стрелковой дивизии, с которым судьба свела его в конце 1943 года. Авось кто-нибудь из родственников погибшего на его глазах военачальника отзовется. И чудо свершилось...


 

На пе­ре­да­че «Жди ме­ня» Галина Юзефович, Владимир Лисовский и Людмила Климова  (сле­ва на­пра­во).

Командирская кубанка

Все произошло в конце 1943 года, после того как освободили его родной Пропойск, название которого вскоре поменяли на Славгород. Райцентр возвышается над рекой Сож, за которой на несколько километров раскинулся заливной луг. Природный ландшафт и сильные укрепления неприятеля превратили его в неприступный бастион. Он был взят, но какой ценой! Огромный луг за Сожем был щедро полит кровью освободителей, а сама река полна трупов. Не хватало рук, чтобы спасать раненых, которые сотнями поступали в наспех оборудованные полевые госпиталя. Местные подростки помогали, чем могли. Мальчишки таскали воду, кололи дрова, девчонки стирали белье и дезинфицировали его тяжелыми угольными утюгами. 12-летний Володя Лисовский подымал боевой дух освободителей чтением газет и художественной литературы. Он сразу обратил внимание на мужчину, который чем-то напоминал ему погибшего еще перед войной отца. Что-то тянуло к этому человеку. Тот тоже симпатизировал худощавому подростку. Слушал внимательно, как он читает, просил принести конкретную книгу. Однажды стал расспрашивать о родителях, планах на будущую жизнь. Рассказывал, как почетно быть военным, настраивал идти к нему в полк. Обещал потом направить в Суворовское или Нахимовское училище. Увидев, как загорелись глаза ребенка при взгляде на кубанку, подарил ее парню. Мальчишка так прикипел к своему новому знакомому, что мог часами находиться возле него. И кубанку не снимал.

То, что перед ним не просто военный, а настоящий командир, мальчишка узнал только после его выписки. Петр Юзефович предложил ехать вместе, и Володя был только за. Единственное смущало, что по этому поводу скажет мать. Детское сердце чувствовало, навряд ли она вот так просто отпустит единственного сына на войну.

Но расставаться с новым знакомым тоже не хотелось. Когда военная полуторка остановилась около их дома и командир пошел на переговоры, мальчишка уже знал, какое примет решение. Мать, естественно, восприняла предложение сделать из ее сына военного в штыки. Петр Арефьевич не настаивал, попросил только дать возможность попрощаться с мальчиком. Вот только куда тот исчез, никто толком и не понял. Вова как сквозь землю провалился.

Последний бой

Штаб 362-й стрелковой дивизии находился в Никоновичах в 40 километрах от Славгорода. Фронт еще не успел уйти далеко от райцентра. В 10 километрах от Славгорода полуторка попала под обстрел фашистских самолетов. Командир и водитель вовремя успели выскочить из кабины и спрятаться на обочине. Немец дважды прошил смертоносной очередью машину. Когда гул вражеских самолетов утих, военные поехали дальше. Но настоящий сюрприз ждал их, когда машина прибыла на пункт назначения и из-под брезента вылез весь взлохмаченный и перепачканный дорожной грязью мальчишка. То, что он не погиб, было просто чудом. Свинцовые очереди прошлись как раз в нескольких сантиметрах от его головы и ног.

В тот же день матери сообщили, что мальчишка жив и невредим, но возможности отправить его назад не имеется. Дорога контролируется неприятелем, и передвигаться по ней небезопасно. Через несколько дней юного новобранца экипировали по полной программе и поставили на довольствие. Полк стоял в лесу в нескольких километрах от Никоновичей, и молодому бойцу входило в обязанности передавать сведения в штаб, а по дороге снабжать товарищей по оружию махоркой.

Командир пол­ка Петр Арефьевич Юзефович.

28 июня 1944 года в районе их дислокации велись ожесточенные бои. Тот, последний для командира, Лисовский и сейчас помнит до мелочей. Было такое ощущение, что неприятелю известно расположение командного пункта. Снаряды разрывались то в нескольких метрах от него, то за ним. И вдруг их всех накрыло землей. В эпицентре взрыва находился командир и его боевое окружение. Судьба и на этот раз оказалась благосклонна к мальчишке. Он был недалеко, но на безопасном расстоянии. После боя, когда людей вытащили из-под завала, он полными от слез глазами смотрел на лежащего неподвижно командира, и сердце разрывалось от горя. За те несколько месяцев, что они были рядом, этот человек заменил ему отца.

Между тем фронт продвигался вперед, с боями форсировали Друть, Березину. Уже закончилась Бобруйская операция, был освобожден Минск. Дважды осиротевшего Володю назначили подносчиком мин к батальонному миномету. В его обязанности входило брать из ящика мины и надевать на хвостовую часть пороховой заряд. Когда его за этим занятием увидел новый командир полка Трофим Климачев, распорядился срочно отправить домой к матери. Дети должны учиться, а не воевать, — был категоричен он.

Домой Володя вернулся в августе 1944-го, спустя полгода после своего побега. Мать была счастлива, но без нелицеприятного разговора дело не обошлось. У нее была настоящая истерика, когда сын сбежал. Но те несколько месяцев жизни около командира очень сильно повлияли на будущее подростка. После школы он все же осуществил их общую мечту, поступил в высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского в Ленинграде на кораблестроительный факультет, стал морским офицером и 30 лет прослужил на флоте.

Родные из Челябинска

Встреча ветерана с родными командира состоялась благодаря стараниям многих людей, которым была известна эта трогательная военная история. Председатель Быховского Совета ветеранов Марина Кравец лично просила поисковиков найти хоть какие-нибудь следы близких Юзефовича. Красный командир как раз похоронен на городском кладбище этого райцентра. В памяти Владимира Лисовского осталось, что на родине Петра Арефьевича в Одесской области ждали жена и дети. Это и стало зацепкой для быховских поисковиков. Руководитель поисковой группы «Надежда» Лариса Папкова через базу данных ОБД-Мемориал уточнила, что гвардии полковник Петр Арефьевич Юзефович уроженец села Бердиново до войны вместе с семьей проживал в селе Дубровино. На ее запрос в местную школу пришел ответ, что жена героя умерла в начале 60-х, а дети разъехались. В ходе поисков удалось выяснить, что одна из дочерей также умерла, а вторая находится за границей. Параллельно родных Юзефовича искала и передача «Жди меня». И наконец-то из Челябинска отозвалась племянница командира Галина Кирилловна Юзефович. Вместе со своей дочерью Людмилой Климовой она и приехала на встречу в Минск. «Племянница Юзефовича, оказывается, тоже вела поиск, — рассказывает ветеран. — Узнав, что я живу в Могилеве, обратились в передачу «Жди меня» в Москве, а те в Минск».

В конце прошлого года предварительный материал с участием Лисовского был отснят в Могилеве, тогда же его предупредили, что скоро придет вызов на передачу в Минск. И уже 14 декабря Владимир Ефимович при полном параде сидел в студии канала ОНТ и безумно волновался. Общение с Москвой шло через телемост, и когда московский ведущий лично обратился к нему, ветеран внутренне напрягся.

Сердце бешено заколотилось, когда он услышал: «Вас нашли родственники командира, у которого вы были связным-ординарцем. Встречайте!» Ноги казались ватными, когда он шел в центр зала. Потом слезы, объятия. Две незнакомые женщины, вышедшие к нему из-за кулис, в те секунды показались ему самыми близкими и родными. Весь зал аплодировал этой встрече.

«Шутка ли, увидеть близких человека, с которым судьба свела меня 72 года назад, — говорит он. — После встречи в студии, нас завели в помещение, где за чашкой чая мы могли спокойно поговорить. От племянницы я узнал, что за форсирование рек Сож и Проня Петр Арефьевич был награжден орденом Красного Знамени. До ранения, кстати, он воевал в 369-й дивизии, которой командовал Иван Сидорович Лазаренко».

А недавно Лисовский получил письмо из Челябинска. Его новые знакомые прислали несколько фото и попросили поделиться подробными воспоминаниями, чтобы включить их в будущую книгу. Галина Кирилловна Юзефович собирается посвятить ее своему отцу, также фронтовику, и дяде. А еще она хотела бы увековечить память Петра Арефьевича в Быхове и установить недалеко от братской могилы, где он похоронен, мраморный памятник с фотопортретом героя и памятной надписью. И Владимир Лисовский готов ей в этом помочь.

zigulya@zviazda.by

Фото автора и из семейного архива Владимира Лисовского

Название в газете: «Я думал, что у меня остановится сердце»

Выбор редакции

Грамадства

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Продавцы квартир соглашаются на скидки

Собственники корректируют свои предложения.

Музыка

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Светлана Агарвал: Музыка — это моя душа

Певица воспевает колорит и многогранность белорусской и индийской культур.