Вы здесь

Первое рабочее место: чем привлекает и чем пугает?


Весной в вузах традиционно начинается распределение. Для выпускников, которые учились на бюджете, процедура волнующая: с первым рабочим местом связаны и страхи, и надежды. Для предприятий молодые специалисты также лотерея. Насколько наниматели заинтересованы предоставлять первое рабочее место выпускникам? Чего ждут от недавних студентов? Какие привилегии дает статус молодого специалиста?

Эти и другие актуальные вопросы мы обсудили вместе с начальником управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олегом Токуном, начальником управления по труду, занятости и социальной защите Логойского райисполкома Еленой Пазухиной, заместителем председателя Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания, директором сельхозпредприятия "Озерицкое-Агро" Ниной Железновой, заместителем начальника управления персонала холдинга "Интеграл" Еленой Савеней и директором Центра профессионального обучения персонала предприятия "АМКОДОР"управляющая компания холдинга" Ириной Везицкой.


Для продавцов и фармацевтов все двери открыты

"Звязда": В этом году на некоторых специальностях ожидается двойной выпуск. Готов ли рынок труда принять всех выпускников? Какие профессии сейчас пользуются спросом, а с какими найти работу будет проблематично?

Олег ТОКУН

Олег Токун:

— На бирже труда ждут всех. Независимо от того, есть у них специальность или нет. На сегодня в стране 40 тысяч вакансий. Примерно половина из них по рабочим профессиям, половина — специалисты и служащие. Много вакансий в сфере здравоохранения: это касается и врачей, и среднего медицинского персонала, и провизоров, фармацевтов. Кроме того мы видим, что стала оживляться и отрасль строительства. Снова необходимы бетонщики, арматурщики.

К сожалению, меньше требуются рабочие для промышленных предприятий. И, конечно, — это проблема не первого года — практически нет спроса на экономистов, менеджеров, юристов, юрисконсультов, бухгалтеров.

Елена Пазухина

Елена Пазухина:

— В Логойском районе на сегодня нужны продавцы. Необходимы также химики и фармацевты: в районе построены три большие фармацевтические предприятия. И нам очень не хватает ветврачей. А вот вакансии врачей практически закрыты. Некоторое время в Логойском районе была серьезная проблема с узкими специалистами: не было лора, окулиста, невропатолога. Но наша центральная районная больница активно поработала с учебными заведениями и, в том числе с помощью процедуры распределения, улучшила ситуацию.

В прошлом году к нам прибыло 100 молодых специалистов. Хороший показатель, так как район небольшой — около 37 тысяч населения. В основном пришли в образование — 20 человек. В сельское хозяйство распределили 13 человек, в сферу здравоохранения — 12. Еще 9 выпускников прибыли в лесхоз, 8 — в торговлю. Около 20 человек из числа молодых специалистов имели целевое направление на учебу.

Елена Савеня

Елена Савеня:

— В прошлом году мы приняли 314 молодых специалистов, из них 82 — выпускники вузов, остальные получили среднее специальное и профессионально-техническое образование. На этот год запланирован прием 92 молодых специалистов из университетов и около 250 — из колледжей и училищ. В целом мы стараемся сохранять наши договорные отношения с учебными заведениями. Как видите, на 2017 год запланированы почти те же цифры по приему, что и в 2016-м.

Средний возраст персонала на "Интеграле" — 44 года. Мы сейчас омолаживаем коллектив, стараемся давать места выпускникам. Примерно на семь процентов восстанавливаем состав кадров.

Ирина Везицкая

Ирина Везицкая:

— Основные специалисты из учебных заведений, которых мы берем, — это инженеры-конструкторы, инженеры-технологи. В прошлом году в управляющую компанию холдинга было принято 36 молодых специалистов, из них 26 закончили вузы, 8 — средние специальные учебные заведения, 3 — профессионально-технические. Выполняем все обязательства, которые наметили, и в этом году. Уже подготовлены письма на распределение 15 выпускников университетов: это инженеры-конструкторы, метрологи, инженеры узкой направленности. Из колледжей и лицеев в управляющую компанию ждем пока 5 человек. А всего по холдингу запланирован прием еще 32 специалистов со средним специальным и профессионально—техническим образованием и 24 — с высшим.

Нина Железнова

Нина Железнова:

— Молодые специалисты, которых мы принимали в последние годы, работают по профессиям агронома, инженера, экономиста, юриста. Да, экономисты и юристы в хозяйствах нужны. Но это не значит, что все выпускники с соответствующим дипломом смогут здесь работать. Нужно, чтобы специальность имела сельскохозяйственное направление, так как специфика работы в сельскохозяйственных предприятиях отличается от других отраслей.

Работа в соответствии с образованием — уже привилегия

"Звязда": Распределение студентами воспринимается, как правило, негативно. Мол, отправят в глухую деревню на маленькую зарплату. Вместе с тем на государственном уровне считают важным сохранить практику распределения. А в обновленном Кодексе об образовании возможность гарантированного трудоустройства собираются закрепить и за студентами-платниками. Какие привилегии дает статус молодого специалиста и какой "социальный пакет" готовы предоставить предприятия выпускникам?

Нина Железнова:

— По коллективному договору, когда молодой специалист только приехал на работу, мы выплачиваем ему пять базовых величин (около 100 рублей), месячную стипендию. Компенсация расходов по найму жилья — до четырех базовых. Но мы стараемся сами обеспечить жильем. 36 из 70 наших молодых работников имеют кто комнату в общежитии, кто трехкомнатную квартиру. Когда ребята возвращаются из армии в хозяйство, выплачиваем им 40 базовых величин с тем договором, что они обязательно отработают у нас не менее одного года.

Выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, которых распределили в сельское хозяйство, в течение двух лет также доплачивается к зарплате одна тарифная ставка первого разряда. А в последующие три года делается доплата в трехкратном размере этой тарифной ставки за государственные средства.

Молодые специалисты у нас получают не меньше, чем в среднем по хозяйству. Средняя заработная плата составляет 750 рублей.

Ирина Везицкая:

— Самое главное — мы даем выпускникам рабочее место в соответствии с их образованием и квалификацией. Помимо всех норм, закрепленных законодательством, у нас на предприятии действует положение по молодым работникам. Первые полгода им выплачивается одна ставка по тарифному разряду, чтобы материально стимулировать их работу. У нас есть общежитие: к сожалению, нет возможности сразу заселить всех желающих, но мы ставим в очередь и по мере освобождения стараемся дать место. Планируем в цехах вывешивать фото молодого специалиста, чтобы его знали и оказывали помощь. Большое внимание уделяем адаптации на новом месте. Закрепляем куратора за недавним студентом. На стадии разработки аудиогид, с помощью которого можно самостоятельно сделать экскурсию по предприятию. Традиционными у нас являются дни новичка. Это важно, чтобы выпускник, который первый раз пришел трудоустраиваться на предприятие, чувствовал, что о нем кто-то заботится.

Елена Савеня:

— Молодым специалистам на "Интеграле" также предоставляют общежитие. Причем очередь у нас только на семейные комнаты — койка-место даем сразу. Ввели систему материального поощрения, рассчитанную на пять лет. При зачислении молодому специалисту устанавливается доплата в 20 процентов от должностного оклада, если закончил учебное заведение с отличием — то плюс еще 10 процентов. После первого года работы выпускник может повысить свою надбавку с 20 до 80 процентов: в зависимости от вклада в работу, знания локальных документов, полученных оценок. А за второй год надбавку можно увеличить до 150 процентов. Это уже ощутимо. Руководство сознательно пошло на такой шаг, так как два-три года назад был сильный отток молодежи. У нас сфера микроэлектроники, есть много частных иностранных фирм, где такие специалисты востребованы. Но уже второй год подряд, с введением стажировок и материального стимулирования для молодежи, у нас наблюдается положительная тенденция: выпускники закрепляются на местах после обязательной отработки.

"Звязда": Каким образом на предприятиях решается вопрос о том, кого пригласить? Имеет ли значение для нанимателей успеваемость студентов? Сами выпускники нередко говорят, что на собеседовании их оценками в дипломе никто не интересуется.

Елена Савеня:

— В этом году сложилась такая ситуация, что мы уже можем сами выбирать молодых специалистов. Все больше выпускников, даже из такого факультета, как механико-математический БГУ, стали обращаться с просьбой трудоустроиться. Поэтому, судя по звонкам студентов, я понимаю, что проблема с распределением есть. Многие предприятия стали отказываться от молодых специалистов.

Мы присматриваемся к тем, у кого более высокий средний балл, кто хочет идти именно к нам. С четвертого курса своих специалистов стараемся привлекать к практике. Это делается, чтобы период адаптации у них был более коротким, чтобы студенты понимали, куда они распределяются. Изучаем также отчеты о прохождении практики и тем учащимся, которые плохо себя зарекомендовали (например, нарушали дисциплину или не желали работать), отказываем в обустройстве. Такие случаи были.

Ненужных кадров должно быть меньше

"Звязда": Насколько наниматели довольны уровнем подготовки молодых специалистов? И ведется ли работа по профориентации, чтобы сбалансировать спрос и предложение?

Ирина Везицкая:

— Есть проблема с тем, что учебные заведения, если они не профильные, мало внимания уделяют иностранному языку. Хотелось бы, чтобы знания выпускников выходили на другой уровень. Это мировые стандарты, от них не уйдешь.

Олег Токун:

— Хотел бы "напасть" на предприятия. Мы все время говорим системе образования: зачем вы готовите столько ненужных кадров? А проблема на самом деле внизу. Предприятия реально не планируют на перспективу. В крайнем случае могут сказать: нам в следующем году потребуются 10 инженеров. Но срок обучения специалистов — 4-5 лет. Я знаю, что в основной массе наниматели начинают интересоваться молодыми людьми только на предпоследнем курсе. А некоторое время система образования сама решает, кто нужен, а кто нет. Система государственного заказа для подготовки кадров плохо срабатывает. Может, и со стороны органов государственного управления есть пробелы в работе, но и имеет место очень низкая активность нанимателей. Мы сейчас будем пересматривать эту систему.

Ирина Везицкая:

— Я здесь готова поспорить. Сотрудничество между "Амкодор" и учебными заведениями налажено давно. Мы заключали договоры с кафедрами БНТУ, Белорусского государственного технологического университета. Не так давно поучаствовали в ярмарке вакансий, которую организовал машиностроительный факультет БНТУ. Мы идем навстречу заведениям образования. В прошлом году заключили Меморандум о сотрудничестве между Республиканским институтом профессионального образования и управляющей компанией холдинга. Планируется создание образовательного кластера между колледжами и предприятием, что позволит омолодить и структурировать наш персонал. Университеты в свою очередь идут к нам посмотреть нашу базу. И на стажировку преподавателей стараемся брать.

Елена Савеня:

— У нас есть три филиала кафедры — в БГУ, БГУИР и Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины. Можно сказать, готовим студентов под себя. В марте, кстати, "Интеграл" возобновил соглашение с БГУИР до 2028 года. Университет, открывая новые специальности, прорабатывает вопрос, насколько они для нас актуальны.

Нина Железнова:

— Хочу добавить, что каждое предприятие сдает статистическую отчетность, сколько на пятилетку нужно будет инженеров, ветврачей, агрономов. Разумеется, эти цифры могут корректироваться, но ориентир для учебных заведений есть.

Елена Пазухина:

— Вместе с тем профориентацию в школах нужно проводить шире. Мы агитируем за это нанимателей. У нас, например, появилось несколько полиграфических и фармацевтических предприятий, и они привозят специалистов из других районов. Это, конечно, хорошо, но получается, что наши выпускники не всегда знают о возможных рабочих местах. Диалог между школьниками и предприятиями также важен.

Олег Токун:

— У учреждений образования, разумеется, свой интерес. Им нужно набрать людей, потому что от этого зависит финансирование. Но отучили группу, например, бухгалтеров, и куда их девать? Свою работу учреждение образования будто выполнило, но она оказалась никому не нужной...

Нина Железнова:

— А с другой стороны, как абитуриентов могут не взять? Каждый человек имеет право получить профессиональное образование, тем более за свои деньги. А хватит ли у него способностей и знаний на ту или иную профессию, это другое дело.

В цене — настойчивость и трудолюбие

"Звязда": Как не остаться без работы студентам—платникам? По оценкам одного из порталов по трудоустройству, на одну вакансию для молодежи приходится 44 резюме... Как зарекомендовать себя, если не имеешь опыта?

Елена ПАЗУХИНА:

— Нам иногда молодежь жалуется, что не берут без опыта работы. Но для этого можно начать работать во время учебы, на последних курсах, чтобы к моменту выпуска подойти уже с опытом и даже рекомендацией. Надо стараться.

Елена Савеня:

— Одно дело, когда бабушка или мама просят о выпускнике, другое — когда мне сам молодой специалист 20 раз позвонит. И на 20—й раз я его возьму за настойчивость. А если родственники просят — нет.

Нина Железнова:

— В сельском хозяйстве, кроме того, что нужен профессионализм, должна быть любовь к деревне, крестьянскому делк, иначе не получится. На поле будет и пыльно, и грязно. Надо рано встать, поздно лечь, работать и под дождем, и под снегом. И поэтому главное для меня как для руководителя при приеме на работу — любит ли человек ту землю?

Еще важный показатель: если ты агроном, но готов, если нужно, взять лопату и вместе бросать зерно, будешь хорошим специалистом. В сельхозпредприятии по—другому не бывает. Ведь это коллективное хозяйство, что вместе заработали, то и имеем.

Собеседование я провожу лично с каждым. Беру во внимание отношения в семье, коммуникабельность, доброжелательность. Проблема, на мой взгляд, не в трудоустройстве молодых специалистов, а в их потенциале. И запросах. Есть те, кто получил свой диплом и уже считает, что ему все должны. Диплом — это документ, который дает право заниматься тем или иным делом. Все остальное тебе пока подарили авансом те, кто работает здесь давно.

Олег Токун:

— Сегодня как раз рассматривал обращение молодого специалиста. Он отучился платно, окончил университет с красным дипломом, но никто его работать не берет. Пишет: мне же не надо, я не претендую на те 500 долларов, о которых говорят, согласен на 400, дайте мне работу.

"Звязда": Часто молодежи нужна помощь служб занятости? Что органы по труду могут предложить тем, кто после учебы не получил гарантированного места?

Олег Токун:

— С молодежью иметь дело нам приходится достаточно часто. Примерно 35 процентов тех, кто обращается в службу занятости, — в возрасте до 30 лет. С молодыми легко работать: они мобильны, активны, соглашаются обучаться новым профессиям. Поэтому особых проблем в их трудоустройстве нет. Не сказать, что в службы занятости обращается уйма выпускников. Поскольку есть процедура распределения, многие получают первое рабочее место. До нас доходят единицы.

Елена Пазухина:

— В августе-сентябре в районный центр занятости обратились четыре человека, окончившие университет и техникумы. Одного из них мы направили на "Молодежную практику". Сейчас, надо сказать, мы к этой программе не так активно обращаемся, как, например, пять лет назад. В прошлом году у нас проходили "Молодежную практику" всего три человека. По окончании программы два из них закрепились на местах.

Олег Токун:

— Давайте реально смотреть на вещи: не каждый наниматель хочет брать молодого специалиста без опыта. Поэтому мы пытаемся материально стимулировать предприятия принимать их на работу с помощью программы "Молодежная практика". Хотя бы временно: по нашему положению можно до года заключать договор. В это время службы занятости частично компенсируют нанимателю заработную плату молодого работника. Кто-то после этого срока остается на предприятии, кто-то, получив опыт, выходит на свободный рынок. Ситуация примерно 50 на 50. Считаю, "Молодежная практика" — необходимая программа. В текущем году по ней предусмотрено трудоустроить 540 человек.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

lubneuskaya@zvіazda.by

Фото Евгения Песецкого

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.