Вы здесь

Ради чего белорусы стремятся на «первую кнопку»?


Уже несколько недель ОНТ транслирует новый музыкальный проект российского Первого канала «Победитель», где талантливые артисты соревнуются за славу и главный приз - 3 миллиона рублей. Недавно там феерично выступили и белорусские артисты - группа Ивана Вабищевича, более известного на сцене как Дядя Ваня. Вскоре в Москве стартуют прослушивания на очередной сезон «Голоса» (российская версия всемирно известного шоу «The Voice»), в котором - могу побиться об заклад - тоже отметятся белорусы. Чем так привлекают наших исполнителей телеконкурсы в соседних странах и многим ли удается ухватить за хвост птицу счастья, творческого роста и материального благополучия?


Баянист-виртуоз Виталий Воронко.

О «наших в телевизоре» беседуем с продюсером, арт-директором музыкального проекта «Дядя Ваня» Инной Радаевой, которая поделилась со «Звяздой» впечатлениями от работы экспертом на шоу «Победитель», объяснила, почему в Беларуси до сих пор нет своего «Голоса», а также разложила по полочкам схему популярных отечественных и российских музыкальных телепроектов.

- «Победитель» - проект новый даже для российского телевидения, не говоря уже о нас. Для этого формата искали артистов разножанровых, далеко не все из которых имеют конкурсный опыт, практику выступления на больших площадках, - среди конкурсантов оказалось немало «сырых», но перспективных новичков, кавер-бэндов и т. д. Сперва музыкальные редакторы расставляли участников в пары, примерно равные по жанру и уровню, а дальше с каждым выбывающим участником шоу становилось все интереснее, так как расстановку сил определяли уже не редакторы, а жеребьевка. Когда в одном раунде встречаются профессиональная певица Ольга Кляйн с бешеной энергетикой и очень опытная группа, которая не имеет опыта телевизионных съемок вообще, - быть объективным очень сложно, и музыкальные эксперты (а в проекте их 101 человек - специально, чтобы голоса не могли поделиться поровну. - Авт.) часто терялись. Я тоже ловила себя на том, что планка оценки «уезжает», а в профессии все же хочется быть в согласии с совестью, поэтому постоянно нужно было искать золотую середину. Мы все, имею в виду экспертов, подружились, но в плане оценок у каждого был свой подход. По крайней мере, я смотрела, насколько у того или иного участника, независимо от опыта и регалий, есть перспектива в профессии. Если видела, что артист или коллектив может дальше расти, развиваться, быть интересным зрителю и себе, голосовала «за»; если же чувствовалось, что человек достиг своего потолка, - что называется, не обижайся, забери деньги и иди. Кстати, насчет денег - отдельная интересная история. Согласно условиям проекта, тот из участников, кто не уверен в своих силах, может не ждать результатов голосования, а взять определенную сумму и покинуть шоу. Так вот, где-то три программы этого никто не делал, и представитель голландской компании - владелицы формата шоу, очень удивлялся: «Первый раз такое вижу, чтобы никто не брал деньги!» То ли это сверхуверенность в своих силах, то ли убежденность загадочной славянской души в том, что взять деньги стыдно... Последнее, я считаю, архиглупость: не часто Первый канал вот так сразу дает артистам и эфир, и очень приличную сумму. Надо сказать, умение адекватно себя оценить - очень важное качество для творческого человека, и тут я горжусь нашей соотечественницей Еленой Пищиковой. Она тоже была в проекте, очень неплохо себя показала (следите за эфирами, скоро увидите нашу землячку в очень красивом образе!) и, поняв, что соперник сильнее и ярче ее, не растерялась в атмосфере телевизионного пафоса и конкурсного мандража и взяла деньги. Молодец, повторю - горжусь соотечественницей!

- Могу понять, зачем этот проект Елене и другим новичкам - возможность заявить о себе, «раскрутка» и все такое. А вот зачем он Ване Вабищевичу и другим уже известным белорусским исполнителем - попытка пробить потолок головой?

- Ни в коем случае. У нас абсолютно здоровый, циничный профессиональный расчет. Нам с Ваней было понятно, что сегодня никакое музыкальное соревнование не даст ему новых вершин - он уже все доказал, что хотел, сам себе и слушателям. Однако, во-первых, всегда интересно и полезно повариться в творческой кухне таких телепроектов, обменяться опытом с другими музыкантами; во-вторых, для исполнителя, ориентированного на русскоязычную аудиторию, эфиры на Первом канале лишними не бывают, как не бывает лишней и работа с их - не нашими - зарплатами.

- Ты хорошо знаешь изнутри телешоу «Голос», конкурс «Новая волна», теперь и «Победителя». Успешное выступление в подобных проектах действительно открывает нашим артистам привлекательные перспективы?

Дядя Ваня на концерте в Кремле.

- Надо понимать, что все проекты очень разные. «Новую волну», несмотря на все пертурбации с конкурсом, я всегда буду нежно любить: за десять дней не только сам артист, но и все сопровождающие «пострадавшие от шоу-бизнеса», вся его команда проходит уникальные творческие университеты, мастер-классы по всем составным шоу-бизнеса, от сценического образа до аранжировки. Ничего подобного тому, что и как делает команда Александра Давыдовича Ревзина, я за всю долгую жизнь в профессии не видела и каждый раз с удовольствием учусь у этих учителей. «Голос» учит немного другим вещам: там набирают профессиональных вокалистов и учат их соревноваться не только с соперниками, но и с самим собой, чем дальше, тем делать все лучше, выступать в команде и, главное, очень быстро ориентироваться в ситуации и выдавать результат. «Победитель» и, например, «Главная сцена» имеют более жесткий формат, требуя вдохнуть новую жизнь в старую музыку. На Первом канале вообще очень жесткие условия работы. Все мои коллеги-редакторы готовы всячески помочь, подсказать, сработать на результат, чтобы каждый артист в «ящике» был ярким, так как от этого зависят и рейтинги проекта, и их профессиональный статус, - но сроки очень сжатые, требования высоки, и если ты не справишься - прости, прощай.

И тем не менее все эти проекты являются отличной стартовой площадкой для покорения нового зрителя и для развития себя, любимого. Сумел ты воспользоваться шансом - будешь иметь результат. Можно засветиться в одном эфире и запомниться больше, чем финалисты, здесь все вопросы к самому артисту.

- Даже самые наивные зрители догадываются, что на телевидении все не так просто и красиво, как показывают в кадре: есть закулисные интриги и подводные камни. Что следует учитывать потенциальным звездам, прежде чем бросаться в российские телепроекты?

- Я бы сказала, что российское телевидение - не такое уж зубастое пугало, которого надо бояться. Но следует понимать, что в каждом конкурсе есть свои форматные условия, и при всем твоем таланте и оригинальности тебя могут мягко, но настойчиво попросить их выполнять. Если артист готов к таким переменам, ему пятьдесят пять раз все помогут и подскажут. Еще один момент: в шоу-бизнесе, как, впрочем, в бизнесе вообще, существуют интриги, лоббирование «своих» людей, и надо понимать, что на каком-то этапе ты можешь с этим столкнуться, включить голову и попытаться обойти подобные моменты. Третье и, наверное, главное замечание - к участию в проекте нужно заранее готовиться! Господа, сегодня на YouTube есть все и обо всем, в Instagram можно найти почти всех музыкальных редакторов Первого канала. Один из них постоянно проводит прямые эфиры и отвечает на вопросы потенциальных участников того же «Голоса», а телефон продюсера Евгения Орлова знает половина Москвы - так что не поленитесь поинтересоваться, что да как. И тогда все получится.

Эксперты шоу "Победитель".

- Если сравнивать белорусские и российские проекты изнутри - правда ли, что наши более беззубые в смысле критики артистов? Мол, никого не хочется обидеть?

- Есть момент обид и обидочек в ответ на критику, но не в этом основной вопрос. Я очень тепло вспоминаю «Академию талантов» на ОНТ, где пришлось поработать, и полагаю, что этот проект мог бы не уступить «Голосу». Но есть нюансы, скажем, трансляции сигнала - на монтаже видишь одну картинку, а на экране - совсем другую, гораздо менее качественную, от которой сразу появляется ощущение местечковости. Второй момент: Россию выручает большая география, а у нас просто нет такого количества профессиональных кадров, с которыми можно быстро и качественно слепить шоу-конфетку. Зато хватает «молодых талантов», у которых после одного-двух телеэфиров с невероятной скоростью «отрастают» и нимб, и корона, и начинаются такие капризы, что мама дорогая! Приходится работать с тем, что есть. А зритель невольно сравнивает то, что делаем мы, и то, что он видит на российских телеканалах, - и, как правило, сравнение не в нашу пользу.

- О, я знаю две самые частые реакции зрителей: «Кто эти люди?!» - когда артист чего-то достигает в Беларуси, и «Так это же наш!» - когда тот же артист «выстрелил» в российском или украинском телешоу.

Дядя Ваня на шоу «Голос».

- Еще лет пять-шесть назад такие реакции очень четко прослеживались, а сегодня, на мой взгляд, уже немного смазались. В частности, ситуация с «Naviband» это подтвердила. Музыканты еще далеко не архимегаисполнители, им есть куда расти, но что-то в них такое искреннее, настоящее проявилось, что в этом году выступление наших артистов на «Евровидении» вызвало позитивные эмоции, а не глупую постоянную критику.

Кстати, если мы сами себя привычно недооцениваем, то среди российских деятелей шоу-бизнеса бытует мнение, что в нашей стране немыслимое количество талантливых людей. На каждом кастинге многие выходцы из Беларуси, причем преимущественно из регионов, показывают себя так ярко, что просто челюсть с пола подбираешь. И даже если они не попадают в конкретный проект, их отмечают и приглашают потом на различные фестивали.

- На белорусском телевидении нет своего «Голоса» - потому, что мы еще не доросли или потому, что он вообще не нужен?

- Все гораздо проще: это слишком дорого. Белорусские телевизионщики, возможно, и не заморачивались бы, не выдумывали собственные шоу талантов, а приобрели бы уже готовый формат и гнали по накатанной, благо франшизу сегодня могут себе позволить приобрести даже Нигерия и Ангола. Однако собственно производство, продакшн - каждая передача выливается в бешеные деньги, начиная от технического оснащения площадки до оформления, и ни один из существующих белорусских телеканалов просто не потянет эти условия.

Баянист-виртуоз Виталий Воронко.

И все же лично я считаю, что такой проект нам очень нужен - может, на раскрученный бренд пришли бы те, кто сегодня едет в Москву, и все вместе сделали качественное белорусское шоу.

Виктория ТЕЛЕШУК

tselyashuk@zviazda.by

Название в газете: Что в «Голосе» тебе

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.