Вы здесь

Ради чего белорусы стремятся на «первую кнопку»?


Уже несколько недель ОНТ транслирует новый музыкальный проект российского Первого канала «Победитель», где талантливые артисты соревнуются за славу и главный приз - 3 миллиона рублей. Недавно там феерично выступили и белорусские артисты - группа Ивана Вабищевича, более известного на сцене как Дядя Ваня. Вскоре в Москве стартуют прослушивания на очередной сезон «Голоса» (российская версия всемирно известного шоу «The Voice»), в котором - могу побиться об заклад - тоже отметятся белорусы. Чем так привлекают наших исполнителей телеконкурсы в соседних странах и многим ли удается ухватить за хвост птицу счастья, творческого роста и материального благополучия?


Баянист-виртуоз Виталий Воронко.

О «наших в телевизоре» беседуем с продюсером, арт-директором музыкального проекта «Дядя Ваня» Инной Радаевой, которая поделилась со «Звяздой» впечатлениями от работы экспертом на шоу «Победитель», объяснила, почему в Беларуси до сих пор нет своего «Голоса», а также разложила по полочкам схему популярных отечественных и российских музыкальных телепроектов.

- «Победитель» - проект новый даже для российского телевидения, не говоря уже о нас. Для этого формата искали артистов разножанровых, далеко не все из которых имеют конкурсный опыт, практику выступления на больших площадках, - среди конкурсантов оказалось немало «сырых», но перспективных новичков, кавер-бэндов и т. д. Сперва музыкальные редакторы расставляли участников в пары, примерно равные по жанру и уровню, а дальше с каждым выбывающим участником шоу становилось все интереснее, так как расстановку сил определяли уже не редакторы, а жеребьевка. Когда в одном раунде встречаются профессиональная певица Ольга Кляйн с бешеной энергетикой и очень опытная группа, которая не имеет опыта телевизионных съемок вообще, - быть объективным очень сложно, и музыкальные эксперты (а в проекте их 101 человек - специально, чтобы голоса не могли поделиться поровну. - Авт.) часто терялись. Я тоже ловила себя на том, что планка оценки «уезжает», а в профессии все же хочется быть в согласии с совестью, поэтому постоянно нужно было искать золотую середину. Мы все, имею в виду экспертов, подружились, но в плане оценок у каждого был свой подход. По крайней мере, я смотрела, насколько у того или иного участника, независимо от опыта и регалий, есть перспектива в профессии. Если видела, что артист или коллектив может дальше расти, развиваться, быть интересным зрителю и себе, голосовала «за»; если же чувствовалось, что человек достиг своего потолка, - что называется, не обижайся, забери деньги и иди. Кстати, насчет денег - отдельная интересная история. Согласно условиям проекта, тот из участников, кто не уверен в своих силах, может не ждать результатов голосования, а взять определенную сумму и покинуть шоу. Так вот, где-то три программы этого никто не делал, и представитель голландской компании - владелицы формата шоу, очень удивлялся: «Первый раз такое вижу, чтобы никто не брал деньги!» То ли это сверхуверенность в своих силах, то ли убежденность загадочной славянской души в том, что взять деньги стыдно... Последнее, я считаю, архиглупость: не часто Первый канал вот так сразу дает артистам и эфир, и очень приличную сумму. Надо сказать, умение адекватно себя оценить - очень важное качество для творческого человека, и тут я горжусь нашей соотечественницей Еленой Пищиковой. Она тоже была в проекте, очень неплохо себя показала (следите за эфирами, скоро увидите нашу землячку в очень красивом образе!) и, поняв, что соперник сильнее и ярче ее, не растерялась в атмосфере телевизионного пафоса и конкурсного мандража и взяла деньги. Молодец, повторю - горжусь соотечественницей!

- Могу понять, зачем этот проект Елене и другим новичкам - возможность заявить о себе, «раскрутка» и все такое. А вот зачем он Ване Вабищевичу и другим уже известным белорусским исполнителем - попытка пробить потолок головой?

- Ни в коем случае. У нас абсолютно здоровый, циничный профессиональный расчет. Нам с Ваней было понятно, что сегодня никакое музыкальное соревнование не даст ему новых вершин - он уже все доказал, что хотел, сам себе и слушателям. Однако, во-первых, всегда интересно и полезно повариться в творческой кухне таких телепроектов, обменяться опытом с другими музыкантами; во-вторых, для исполнителя, ориентированного на русскоязычную аудиторию, эфиры на Первом канале лишними не бывают, как не бывает лишней и работа с их - не нашими - зарплатами.

- Ты хорошо знаешь изнутри телешоу «Голос», конкурс «Новая волна», теперь и «Победителя». Успешное выступление в подобных проектах действительно открывает нашим артистам привлекательные перспективы?

Дядя Ваня на концерте в Кремле.

- Надо понимать, что все проекты очень разные. «Новую волну», несмотря на все пертурбации с конкурсом, я всегда буду нежно любить: за десять дней не только сам артист, но и все сопровождающие «пострадавшие от шоу-бизнеса», вся его команда проходит уникальные творческие университеты, мастер-классы по всем составным шоу-бизнеса, от сценического образа до аранжировки. Ничего подобного тому, что и как делает команда Александра Давыдовича Ревзина, я за всю долгую жизнь в профессии не видела и каждый раз с удовольствием учусь у этих учителей. «Голос» учит немного другим вещам: там набирают профессиональных вокалистов и учат их соревноваться не только с соперниками, но и с самим собой, чем дальше, тем делать все лучше, выступать в команде и, главное, очень быстро ориентироваться в ситуации и выдавать результат. «Победитель» и, например, «Главная сцена» имеют более жесткий формат, требуя вдохнуть новую жизнь в старую музыку. На Первом канале вообще очень жесткие условия работы. Все мои коллеги-редакторы готовы всячески помочь, подсказать, сработать на результат, чтобы каждый артист в «ящике» был ярким, так как от этого зависят и рейтинги проекта, и их профессиональный статус, - но сроки очень сжатые, требования высоки, и если ты не справишься - прости, прощай.

И тем не менее все эти проекты являются отличной стартовой площадкой для покорения нового зрителя и для развития себя, любимого. Сумел ты воспользоваться шансом - будешь иметь результат. Можно засветиться в одном эфире и запомниться больше, чем финалисты, здесь все вопросы к самому артисту.

- Даже самые наивные зрители догадываются, что на телевидении все не так просто и красиво, как показывают в кадре: есть закулисные интриги и подводные камни. Что следует учитывать потенциальным звездам, прежде чем бросаться в российские телепроекты?

- Я бы сказала, что российское телевидение - не такое уж зубастое пугало, которого надо бояться. Но следует понимать, что в каждом конкурсе есть свои форматные условия, и при всем твоем таланте и оригинальности тебя могут мягко, но настойчиво попросить их выполнять. Если артист готов к таким переменам, ему пятьдесят пять раз все помогут и подскажут. Еще один момент: в шоу-бизнесе, как, впрочем, в бизнесе вообще, существуют интриги, лоббирование «своих» людей, и надо понимать, что на каком-то этапе ты можешь с этим столкнуться, включить голову и попытаться обойти подобные моменты. Третье и, наверное, главное замечание - к участию в проекте нужно заранее готовиться! Господа, сегодня на YouTube есть все и обо всем, в Instagram можно найти почти всех музыкальных редакторов Первого канала. Один из них постоянно проводит прямые эфиры и отвечает на вопросы потенциальных участников того же «Голоса», а телефон продюсера Евгения Орлова знает половина Москвы - так что не поленитесь поинтересоваться, что да как. И тогда все получится.

Эксперты шоу "Победитель".

- Если сравнивать белорусские и российские проекты изнутри - правда ли, что наши более беззубые в смысле критики артистов? Мол, никого не хочется обидеть?

- Есть момент обид и обидочек в ответ на критику, но не в этом основной вопрос. Я очень тепло вспоминаю «Академию талантов» на ОНТ, где пришлось поработать, и полагаю, что этот проект мог бы не уступить «Голосу». Но есть нюансы, скажем, трансляции сигнала - на монтаже видишь одну картинку, а на экране - совсем другую, гораздо менее качественную, от которой сразу появляется ощущение местечковости. Второй момент: Россию выручает большая география, а у нас просто нет такого количества профессиональных кадров, с которыми можно быстро и качественно слепить шоу-конфетку. Зато хватает «молодых талантов», у которых после одного-двух телеэфиров с невероятной скоростью «отрастают» и нимб, и корона, и начинаются такие капризы, что мама дорогая! Приходится работать с тем, что есть. А зритель невольно сравнивает то, что делаем мы, и то, что он видит на российских телеканалах, - и, как правило, сравнение не в нашу пользу.

- О, я знаю две самые частые реакции зрителей: «Кто эти люди?!» - когда артист чего-то достигает в Беларуси, и «Так это же наш!» - когда тот же артист «выстрелил» в российском или украинском телешоу.

Дядя Ваня на шоу «Голос».

- Еще лет пять-шесть назад такие реакции очень четко прослеживались, а сегодня, на мой взгляд, уже немного смазались. В частности, ситуация с «Naviband» это подтвердила. Музыканты еще далеко не архимегаисполнители, им есть куда расти, но что-то в них такое искреннее, настоящее проявилось, что в этом году выступление наших артистов на «Евровидении» вызвало позитивные эмоции, а не глупую постоянную критику.

Кстати, если мы сами себя привычно недооцениваем, то среди российских деятелей шоу-бизнеса бытует мнение, что в нашей стране немыслимое количество талантливых людей. На каждом кастинге многие выходцы из Беларуси, причем преимущественно из регионов, показывают себя так ярко, что просто челюсть с пола подбираешь. И даже если они не попадают в конкретный проект, их отмечают и приглашают потом на различные фестивали.

- На белорусском телевидении нет своего «Голоса» - потому, что мы еще не доросли или потому, что он вообще не нужен?

- Все гораздо проще: это слишком дорого. Белорусские телевизионщики, возможно, и не заморачивались бы, не выдумывали собственные шоу талантов, а приобрели бы уже готовый формат и гнали по накатанной, благо франшизу сегодня могут себе позволить приобрести даже Нигерия и Ангола. Однако собственно производство, продакшн - каждая передача выливается в бешеные деньги, начиная от технического оснащения площадки до оформления, и ни один из существующих белорусских телеканалов просто не потянет эти условия.

Баянист-виртуоз Виталий Воронко.

И все же лично я считаю, что такой проект нам очень нужен - может, на раскрученный бренд пришли бы те, кто сегодня едет в Москву, и все вместе сделали качественное белорусское шоу.

Виктория ТЕЛЕШУК

tselyashuk@zviazda.by

Название в газете: Что в «Голосе» тебе

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

В начале недели к Ракам могут коварно подкрасться тревоги и сомнения.

Общество

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Что нужно знать тем, кто отдыхает возле водоемов

Даже при наличии на пляже спасательной станции не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности.

Общество

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Однокомнатные квартиры стремительно дорожают

Причина — доступные кредиты и ажиотажный спрос.

Экология

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

В Беларуси построят 30 региональных мусороперерабатывающих заводов

Общая площадь свалок в Беларуси занимает около 4 тысяч гектаров.