Максим Недосеков выиграл континентальный чемпионат по легкой атлетике (U-20) в прыжках в высоту с результатом 2 метра 33 сантиметра, на недавних Олимпийских играх в Бразилии такая высота принесла спортсмену из Украины Богдану Бондаренко бронзовую медаль. Кроме того, Максим переписал рекорд юношеского чемпионата Европы, который оставался непоколебимым в течение 40 лет. Несмотря на то, что так успешно молодой спортсмен еще не прыгал, в планах у него покорить еще более крутые высоты и догнать нынешнего лидера в этом виде спорта катарца Мутаза Эсса Баршима, показывающий результат 2.37. В своем интервью Максим рассказал об атмосфере чемпионата Европы, о том, что мотивирует его на результат, и как обычно проводит день старта.
— На этот турнир в итальянский Гроссето я ехал только за «золотом». На чемпионате Беларуси показал хороший результат — 2.26, несмотря на то, что состояние было не очень хорошее, поэтому смело рассчитывал на медаль. В квалификации использовал немного сил, быстро восстановился, но самочувствие в финале мне все равно не нравилось — не чувствовал своих ног. Когда вышел в сектор, начались прыжки, все стало на свои места. По итогам соперников в квалификации думал, что выиграю соревнования с высотой 2.26, но ребята из других стран взяли 2.28, мне пришлось перенести свою попытку на 2:30. Собрался, настроился, вспомнил, что на меня смотрит столько людей на трибунах, болеют дома, и все получилось.
— Результата в 2.30 хватало для победы, но ты решил попробовать еще выше — 2.33...
— Да, эта попытка ничего не решала, 2.32 я уже пробовал прыгать, а на сантиметр выше — нет, решил сделать это. В третьей попытке все получилось идеально, хотел еще постараться взять 2.35, но не получилось, к тому же произошла травма. Закончил соревнования с результатом 2.33, установив личный рекорд и рекорд соревнований. Был в большом шоке.
— Что важнее — выиграть медаль или установить рекорд?
— Я хотел просто выиграть и забрать золотую награду, а тут еще и результат такой, близкий к олимпийскому пьедесталу Рио.
— Кроме своего результата удивило что-нибудь в Италии?
— Больше всего расселение — мы жили в монастыре, рядом находились монахини. Это было как-то странно. Отбой в 23 часа, выйти после этого времени невозможно, в номерах не было розеток для ноутбука, это создавало некоторое неудобство, но потом мы привыкли.
— Какую высоту планируешь покорить дальше?
— Для начала нужно привыкнуть к этой, двигаться дальше пока не хочу, да и не получится. Постараюсь стабильно прыгать 2.28, чтобы иногда брать 2.30, этого пока достаточно.
— Немалый шум на чемпионате Европы вызвала ситуация с Виолеттой Скворцовой, во время награждения которой перепутали гимны.
— Это ошибка организаторов, я не думаю, что поступок был сделан намеренно. Да, они виноваты, но говорить, что это просто катастрофа, не стоит, такое случается. А что касается Виолетты, думаю, на ее месте, так поступил бы любой спортсмен, в том числе и я.
— Вернемся к твоему виду спорта. В прыжках важно думать, следить за поведением соперников и тактически просчитывать, какую высоту следует заявить в определенный момент?
— Конечно, это обязательный компонент успеха, который к тому же оказывает психологическое давление на спортсмена. Я уже это не сильно ощущаю, потому что до этого участвовал в многочисленных коммерческих турнирах и привык к такой атмосфере. Часто спортсмен сам решает, какую высоту заявить, иногда советуется с тренером, мы с моим наставником уже понимаем друг друга с одного взгляда, даже не нужно слов.
— Многое в прыжках зависит от окружающей среды?
— Да, особенно для меня. Чем больше людей на стадионе, чем сильнее поддержка, тем проще мне прыгать. Внимание меня не сковывает, а, наоборот, придает уверенности. Многое зависит от покрытия стадиона — твердое оно или мягкое. Важна также и погода. Нежелательно, чтобы был ветер — в зависимости от того, с какой стороны он дует, нужно корректировать разбег. Самая комфортная температура где-то +25 градусов. В дождь мы, кстати, тоже прыгаем.
— Как обычно справляешься с волнением?
— На все турниры специально беру с собой ноутбук, играю в Dota, чтобы не думать о соревнованиях. Но играю или сижу в интернете, только когда есть свободное время, так ноутбук не открываю вообще, хотя раньше не мог жить без него.
— Как проходит для тебя день соревнований?
— В этот день я практически не ем. Считаю, что спортсмен должен быть голодным, тогда он лучше выступает. Это, конечно, не касается тех видов спорта, где атлету нужно много энергии. Проснулся, пью чай с шоколадкой и иду на разминку, когда есть время до старта, то слушаю музыку или смотрю интересные видео. После соревнований уже отрываюсь, ем все, что хочу, больше всего люблю мясо.
— Что является для тебя главной мотивацией?
— Я хочу зарабатывать деньги, чтобы полностью обеспечивать себя, иметь квартиру, машину. Если говорить о спортивных целях, то, конечно, как любой спортсмен, стремлюсь к олимпийской медали, а там уже как получится.
— На твой взгляд, какие черты объединяют чемпионов?
— Талант, работоспособность и правильная психология. Думаю, что главным ингредиентом в рецепте успеха все же являются задатки с детства — это 60 процентов.
— Обычно переход из молодежного во взрослый спорт проходит трудно и не всегда успешно, не боишься этого?
— Это больше психологический момент, не нужно задумываться о том, что не все так просто, лучше больше работать, прислушиваться к своему организму, и тогда все получится. Я уже принимал участие в взрослых коммерческих турнирах, соревновался с олимпийскими чемпионами и обыгрывал их. Сейчас лучший в мире в прыжках — спортсмен из Катара, его результат в этом сезоне 2:37, это достаточно высоко, но надеюсь, что у меня найдутся силы дорасти до него.
— Что самое сложное в спорте для тебя на сегодняшний момент?
— Пока все идет хорошо, не чувствую особых проблем. Сложно приходится в основном зимой, когда у спортсменов закладывается база, напряжение не только физическое, но и психологическое — длинная монотонная работа. В какой-то момент нужно просто себя переломить, перетерпеть.
— Вообще, с видом спорта ты определился сразу?
— Нет, два года занимался плаванием, потом боксом, мне очень нравилось, но родители постоянно настаивали, чтобы я пошел в легкую атлетику. Они сами спортсмены, мастера спорта — отец в беге с барьерами, мама в прыжках в длину. Я в детстве вообще все выигрывал, потом остановился на трех дисциплинах — барьеры, прыжки в длину и высоту. И сейчас, кстати, очень хорошо бегу спринт, правда, в кроссовках, шиповок у меня нет. Очень хотелось бы попробовать в них, но тренер не позволяет.
— Результаты в прыжках в высоту пришли сразу?
— Все шло постепенно и зависело от работы. Я знал, что в этом сезоне сделал очень большой и качественный объем работы, поэтому результат должен был прийти.
— Если бы не спорт...
— Даже не знаю, чем бы я мог заниматься, в детстве очень любил стрелялки, хотел попасть на войну.
Дарья ЛОБАЖЕВИЧ
«Делаем упор не на здоровое питание, а в целом на здоровую жизнь»
«Мы не можем разочаровать своих учеников».