Вы здесь

О чем дети снимают собственные мультфильмы?


Смотреть мультики, пожалуй, любимое детское занятие. Лучше только снимать их... самому. Набор списанных карандашей, тысяча изображений, три месяца работы — и маленький шедевр готов. Какие сюжеты придумывает малыш? И почему взрослым лучше не вмешиваться в детское творчество? Об этом рассказали в Школе детской мультипликации.


Пластилиновые герои, манные берега

— Я не учу детей академическому рисунку. Моя задача — освободить их творчески, а не «причесать». Многие приходят и говорят, что не умеют рисовать, лепить. А потом через месяц выдают такие результаты, что диву даешься. У этих детей получается более оригинально, так как их не сдерживают правила, — говорит руководитель студии «Энфис» Наталья КУЛИБОВА.

По образованию она психолог и арт-терапевт. После университета работала в дошкольном учреждении, но поняла, что стандартные методики не всегда действенны. И начала искать другие способы достучаться до детской души. Наткнулась на предложение поучаствовать в курсах по мульттерапии, которые были организованы российским Фондом кино. А после этого загорелась идеей создать студию детской анимации, где малышня может вылить свою энергию, наболевшее через творчество. К тому же дядя Натальи работал мультипликатором на «Беларусьфильме», поэтому она хорошо знакома с этим искусством.

В школе дети учатся основам кинодраматургии, написанию сценариев. Осваивают различные техники мультипликации: бумажное переложение (так снимался «Ежик в тумане»), пластилиновую анимацию, сыпучую (используют песок, гречку, манную крупу). Самая трудоемкая техника — рисованная. По стандарту должно быть 25 кадров в секунду, но дети делают легкий вариант — в среднем 8—12 кадров.

— Мальчики любят еще лего-анимации, но мне конструктор не очень нравится: можно снять только экшен, а эмоции на лице не покажешь, — замечает руководитель студии.

— А компьютерной графике учите?

— Нет, это больше подойдет старшим детям. А в младшем возрасте (у нас занимаются с трех лет) лучше начинать с прикладной анимации, так как очень важные тактильные ощущения. Здесь каждый персонаж помнит тепло детских рук, передается энергетика. Компьютерные герои, по моему мнению, все же более сухие.

Когда созданные персонажи и декорации сняты, начинается монтаж и озвучивание. Все по максимуму делает сам ребенок. «Педагоги исключительно помогают. Взрослые, мне кажется, только портят детское творчество своим взглядом», — улыбается Наталья.

В прошлом году, кстати, групповой мультик учащихся студии — «Кляксандия» — был показан на международном фестивале анимационных фильмов «Анимаёвка» и получил в своей возрастной номинации награду — «Хрустальный карандаш». А в этом году на этом же конкурсе их картину «Пуговицы» признали лучшим детским анимационным фильмом.

Премьеры для всей семьи

В студии как раз идут занятия. Девочки 3—5 классов вдохновенно рисуют придуманных персонажей. На приход журналиста не обращают никакого внимания: погружены в творческий процесс.

Сюжеты у юных аниматоров довольно интересные. Вика, например, создала историю о жирафе Макароне. Он был очень высокий, видел луну, звезды, радугу, но остальные животные ему не верили. Пока солнышко не показалась из-за облаков и не прошел дождь. Тогда все поняли, что жираф был прав, и стали с ним дружить.

А почему у жирафа такое имя странное?

— Ведь он желтый, как макароны, — с улыбкой отвечает Вика.

С докладом о мультипликации девочка выступала даже на школьной конференции. Заняла второе место и в качестве бонуса получила сертификат на 10 баллов, который можно применить на любом предмете. А еще говорят, что мультики учебе мешают!

Вера прошлый раз делала мини-фильм в технике бумажного перевода, рассказывала о стране, где все было серое, главной достопримечательностью считалось дерево без листьев. А ее соседка Романа любит лепить персонажей из пластилина. На показ своих новых мультиков собирает всю семью: маму, папу, брата, сестру.

Цветы на премьере тебе дарят?

— Нет, — смеется. — Просто говорят, что я молодец и что будут ждать новых мультиков.

Самые популярные персонажи у детей — супер-герои (у мальчиков) и феи (в девочек). В прошлом году героями анимации были даже бонсты. Снимая свои собственные кинокартины, дети становятся более наблюдательными: учатся замечать интересные детали в повседневной жизни.

На групповой анимационный фильм, который создают 4—5 человек, у учащихся идет два месяца (здесь главное — распределить обязанности: все же хотят рисовать главного персонажа). Авторские готовятся не менее чем за три месяца. «Мультики у нас короткие: от минуты до трех, — объясняет Наталья Кулибова. — Дети в младшем возрасте не способны на длительную работу — им хочется поскорее увидеть результат. Я их успокаиваю тем, что «Головоломка» снималась четыре года, хотя над ее созданием работала тысяча человек».

Разрядка... через сюжет

Через мультики родители узнают новое о своих детях. Ведь персонажи, которых создает малышка, — проекция их внутреннего мира. Если герой скучен, то, наверное, и ребенка что-то беспокоит. Через сюжет он решает свои внутренние конфликты — такая своеобразная разрядка. К тому же педагоги добавляют в программу упражнения, которые носят диагностический характер.

—В каждом детском мультике можно найти глубокую мысль, — уверена руководитель студии. — Как-то малыш придумал сюжет о популярной компьютерной игре «Майнкрафт». Суть такова: мальчик заигрался и попал в виртуальный мир. Смотрит: а он стал квадратным, папа с мамой тоже квадратные. Потом оказалось, что это всего лишь сон. Но мальчик стал больше ценить жизненные моменты: начал гонять мяч с друзьями, книгами заинтересовался.

— Когда родители отдают ребенка на АйТи-курсы, они надеются, что с него вырастет хороший программист. Такой задел на будущее. Анимация же развивает в первую очередь фантазию. Какое ее практическое применение во взрослой жизни?

— Фантазия спасает нас и дает силы справляться с трудностями, — считает Наталья Кулибова. — Без нее человек становится роботом, который движется по маршруту «дом — работа — дом», а настоящие радости проходят мимо. Если творчески относишься к жизни, тогда она приобретает смысл. Это как черно-белая раскраска: если ее не заполнить яркими красками, она так и останется пустой.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

lubneuskaya@zvіazda.by

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.