Вы здесь

О чем дети снимают собственные мультфильмы?


Смотреть мультики, пожалуй, любимое детское занятие. Лучше только снимать их... самому. Набор списанных карандашей, тысяча изображений, три месяца работы — и маленький шедевр готов. Какие сюжеты придумывает малыш? И почему взрослым лучше не вмешиваться в детское творчество? Об этом рассказали в Школе детской мультипликации.


Пластилиновые герои, манные берега

— Я не учу детей академическому рисунку. Моя задача — освободить их творчески, а не «причесать». Многие приходят и говорят, что не умеют рисовать, лепить. А потом через месяц выдают такие результаты, что диву даешься. У этих детей получается более оригинально, так как их не сдерживают правила, — говорит руководитель студии «Энфис» Наталья КУЛИБОВА.

По образованию она психолог и арт-терапевт. После университета работала в дошкольном учреждении, но поняла, что стандартные методики не всегда действенны. И начала искать другие способы достучаться до детской души. Наткнулась на предложение поучаствовать в курсах по мульттерапии, которые были организованы российским Фондом кино. А после этого загорелась идеей создать студию детской анимации, где малышня может вылить свою энергию, наболевшее через творчество. К тому же дядя Натальи работал мультипликатором на «Беларусьфильме», поэтому она хорошо знакома с этим искусством.

В школе дети учатся основам кинодраматургии, написанию сценариев. Осваивают различные техники мультипликации: бумажное переложение (так снимался «Ежик в тумане»), пластилиновую анимацию, сыпучую (используют песок, гречку, манную крупу). Самая трудоемкая техника — рисованная. По стандарту должно быть 25 кадров в секунду, но дети делают легкий вариант — в среднем 8—12 кадров.

— Мальчики любят еще лего-анимации, но мне конструктор не очень нравится: можно снять только экшен, а эмоции на лице не покажешь, — замечает руководитель студии.

— А компьютерной графике учите?

— Нет, это больше подойдет старшим детям. А в младшем возрасте (у нас занимаются с трех лет) лучше начинать с прикладной анимации, так как очень важные тактильные ощущения. Здесь каждый персонаж помнит тепло детских рук, передается энергетика. Компьютерные герои, по моему мнению, все же более сухие.

Когда созданные персонажи и декорации сняты, начинается монтаж и озвучивание. Все по максимуму делает сам ребенок. «Педагоги исключительно помогают. Взрослые, мне кажется, только портят детское творчество своим взглядом», — улыбается Наталья.

В прошлом году, кстати, групповой мультик учащихся студии — «Кляксандия» — был показан на международном фестивале анимационных фильмов «Анимаёвка» и получил в своей возрастной номинации награду — «Хрустальный карандаш». А в этом году на этом же конкурсе их картину «Пуговицы» признали лучшим детским анимационным фильмом.

Премьеры для всей семьи

В студии как раз идут занятия. Девочки 3—5 классов вдохновенно рисуют придуманных персонажей. На приход журналиста не обращают никакого внимания: погружены в творческий процесс.

Сюжеты у юных аниматоров довольно интересные. Вика, например, создала историю о жирафе Макароне. Он был очень высокий, видел луну, звезды, радугу, но остальные животные ему не верили. Пока солнышко не показалась из-за облаков и не прошел дождь. Тогда все поняли, что жираф был прав, и стали с ним дружить.

А почему у жирафа такое имя странное?

— Ведь он желтый, как макароны, — с улыбкой отвечает Вика.

С докладом о мультипликации девочка выступала даже на школьной конференции. Заняла второе место и в качестве бонуса получила сертификат на 10 баллов, который можно применить на любом предмете. А еще говорят, что мультики учебе мешают!

Вера прошлый раз делала мини-фильм в технике бумажного перевода, рассказывала о стране, где все было серое, главной достопримечательностью считалось дерево без листьев. А ее соседка Романа любит лепить персонажей из пластилина. На показ своих новых мультиков собирает всю семью: маму, папу, брата, сестру.

Цветы на премьере тебе дарят?

— Нет, — смеется. — Просто говорят, что я молодец и что будут ждать новых мультиков.

Самые популярные персонажи у детей — супер-герои (у мальчиков) и феи (в девочек). В прошлом году героями анимации были даже бонсты. Снимая свои собственные кинокартины, дети становятся более наблюдательными: учатся замечать интересные детали в повседневной жизни.

На групповой анимационный фильм, который создают 4—5 человек, у учащихся идет два месяца (здесь главное — распределить обязанности: все же хотят рисовать главного персонажа). Авторские готовятся не менее чем за три месяца. «Мультики у нас короткие: от минуты до трех, — объясняет Наталья Кулибова. — Дети в младшем возрасте не способны на длительную работу — им хочется поскорее увидеть результат. Я их успокаиваю тем, что «Головоломка» снималась четыре года, хотя над ее созданием работала тысяча человек».

Разрядка... через сюжет

Через мультики родители узнают новое о своих детях. Ведь персонажи, которых создает малышка, — проекция их внутреннего мира. Если герой скучен, то, наверное, и ребенка что-то беспокоит. Через сюжет он решает свои внутренние конфликты — такая своеобразная разрядка. К тому же педагоги добавляют в программу упражнения, которые носят диагностический характер.

—В каждом детском мультике можно найти глубокую мысль, — уверена руководитель студии. — Как-то малыш придумал сюжет о популярной компьютерной игре «Майнкрафт». Суть такова: мальчик заигрался и попал в виртуальный мир. Смотрит: а он стал квадратным, папа с мамой тоже квадратные. Потом оказалось, что это всего лишь сон. Но мальчик стал больше ценить жизненные моменты: начал гонять мяч с друзьями, книгами заинтересовался.

— Когда родители отдают ребенка на АйТи-курсы, они надеются, что с него вырастет хороший программист. Такой задел на будущее. Анимация же развивает в первую очередь фантазию. Какое ее практическое применение во взрослой жизни?

— Фантазия спасает нас и дает силы справляться с трудностями, — считает Наталья Кулибова. — Без нее человек становится роботом, который движется по маршруту «дом — работа — дом», а настоящие радости проходят мимо. Если творчески относишься к жизни, тогда она приобретает смысл. Это как черно-белая раскраска: если ее не заполнить яркими красками, она так и останется пустой.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

lubneuskaya@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.

Общество

«Строительную амнистию» продлили

«Строительную амнистию» продлили

Не разрушать, а регистрировать

Наука

12 молодых ученых стали лучшими

12 молодых ученых стали лучшими

По итогам ушедшего года.