Вы здесь

Евгений Королек: В велоспорте нужно быть работягой


Король скретча рассказывает о победе в Минске и планах на чемпионат мира в Голландии, который стартует 28 февраля.

В январе Минск принял этап Кубка мира по велоспорту на треке. Единственную медаль для белорусской сборной завоевал Евгений Королек, он стал лучшим в скретче. Успехов в этой дисциплине велогонщик уже добивался на аналогичном турнире в Лос-Анджелесе в прошлом году и на чемпионате Европы в Португалии. Нынешняя прекрасная форма Евгения внушает оптимизм особенно сейчас, когда до чемпионата мира остается около двух недель. О своих планах на планетарное первенство, жестком допинг-контроле и безопасности в велогонках на шоссе Королек рассказал в интервью «Звязде».


- Евгений, ожидали, что выиграете «золото» в Минске?

- Я максималист, рассчитывал на медаль, потому что уже достигал успехов в подобных гонках. К тому же проделал большую работу: весь декабрь тренировался на Кипре, в январе провел гонки на чемпионате России, приехал на этап Кубка мира в Минск в очень хорошей форме.

- Справились ли наши соотечественники с организацией такого крупного турнира?

- Да, все было на самом высшем уровне, никаких нюансов. Видел различные видеоролики, где и зарубежные спортсмены оставляли свои положительные отзывы.

- Прошедший год стал для вас достаточно успешным, и нынешний начался с победы.

- Да, летом 2017-го я выиграл Гран-при Минска на шоссе, побеждал и на треке (этап Кубка мира и чемпионат Европы). Рад, что 2018-й начался на такой же позитивной волне, ведь впереди чемпионат мира в Голландии.

- Довольны формой, в которой подходите к нему?

- Да, чувствую себя прекрасно. Вообще говоря, осталось всего две недели - это очень маленький промежуток времени, за него особо не подготовиться, что есть, то есть. Сейчас у меня заканчивается сбор в Турции, потом приеду в Минск покататься пару дней на треке и отправлюсь в Голландию. Разумеется, буду выступать в скретче, если у нашей команды получится попасть в мэдисон, тогда и в этой дисциплине.

Среди лидеров на чемпионате будут австралийцы, британцы, бельгийцы, датчане. Многие страны сейчас серьезно добавили, даже если судить по средним скоростям, это видно. Года три назад велосипедисты показывали 50-52 км/ч, сейчас - 55-57 км/ч. Конкуренция растет.

- Какие задачи стоят перед вами на чемпионате мира?

- Стараюсь выполнять контракт, заключенный с Минспортом, там прописано шестое - десятое место, но я, конечно, еду в Голландию за медалями. Уже выигрывал чемпионат Европы, Кубок мира, не хватает только победы на планетарном первенстве.

- В мире распространена практика, когда велогонщик выступает и на шоссе, и на треке?

- Да, иногда одно не может быть без другого: чтобы гоняться на треке, необходима практика на шоссе. Горные тренировки позволяют прокачать силу, выносливость, а на треке развивается скорость.

Если говорить об отличиях на соревнованиях, то на треке гонки более короткие по времени, но очень скоростные. 30 минут ты работаешь на пределе своих возможностей. На шоссе можешь ехать 4 часа, за это время и воды попьешь, и поешь, и вовремя соберешься на финиш. Мне больше нравится трек, это моя основная специализация, но теперь большой акцент делаю на шоссе, потому что в будущем хотелось бы попасть в профессиональный клуб. «Минск» - это континентальный клуб, очень хорошо, что он вообще есть в Беларуси, это большая перспектива для спортсменов и в частности для меня. Выступления за него - шанс показать себя на гонках европейского календаря, зарекомендовать, чтобы тебя заметили и предложили контракт с протуровским клубом.

- По ходу шоссейных гонок замечаете, что происходит вокруг?

- Это зависит от того, каков ход гонки, если какие-то решающие моменты, то вообще ничего вокруг не видишь, а если пелотон отпустили в отрыв, а группа катится, можно немного расслабиться, устроить перекус и понаблюдать за горными пейзажами.

- Есть страна, где выступать нравится больше всего?

- На шоссе у меня больше равнинная специализация, поэтому мне нравятся страны именно с таким рельефом.

- Случались ли нестандартные ситуации во время гонок?

- Бывало. Например, идет гонка, группа гонщиков уезжает в отрыв, и тут железнодорожный переезд, лидеры проскочили, а остальная группа не успевает, шлагбаум закрывается. Приходится ждать, пока проедет поезд. Правда, правила регулируют такие ситуации, всех велогонщиков тормозят, пока участие не смогут продолжить все спортсмены. А вообще, всего хватало, может и собака какая-нибудь выскочить под колеса, на сборе в Армении встретили целое стадо поросят.

- Важно следить за собственной безопасностью на шоссе?

- Конечно, опасность на дороге присутствует всегда, на соревнованиях велогонщиков сопровождает милиция на машинах и мотоциклах, а вот когда тренируешься на шоссе сам, нужно быть очень внимательным, держаться на расстоянии метра от обочины и выполнять другие правила, потому что печальных случаев было уже очень много.

- Что бы вы назвали самым главным в велоспорте?

- Здесь нужно быть работягой и любить то, что делаешь. Мне как-то с самого детства понравился этот вид спорта. Тренер пришел в школу набирать детей в секцию, сначала туда пошел мой младший брат, через день появился и я. Все как-то сразу стало складываться, сначала в Гродно (там я родился) начал побеждать на городских соревнованиях, потом на республиканских, это придавало мне сил и мотивации, хотелось все больше работать.

- Из Гродно у нас есть еще один известный спортсмен с такой же фамилией - гандболист Артем Королек...

- Да, это мой двоюродный брат, слежу за гандболом, смотрел январский чемпионат Европы, печально, что ребята часто проигрывали.

- Вернемся к велоспорту, он травмоопасный?

- Конечно, когда группа несется, можно ожидать всего: кто-то за кого-то зацепился, и начинаются падения, от этого, конечно, травмы. Меня они тоже не обошли, ссадины - это мелочи, привычно, а вот как-то возникла проблема с коленом из-за того, что неудачно упал. Там собралась жидкость, пришлось выкачивать, слава богу, все обошлось.

- Какую победу назовете самой значимой в вашей карьере?

- Это даже не победа, а третье место на чемпионате Европы в 2015 году в командной гонке. В прошлом году я ехал на этот турнир уже целенаправленно за медалью, а тогда это было неожиданно. Хотя и в 2017-м не мог поверить в свою победу, пока не вручили майку чемпиона, в которой по традиции нужно спать. Было очень приятно.

- Как обычно строится ваш день?

- Свое основное время я провожу на сборах за границей, готовлюсь к гонкам. Просыпаюсь, на голодный желудок иду на зарядку или на растяжку к морю. Завтракаю за два часа до начала занятий и около 10 часов выезжаю на тренировку, которая длится от 4 до 6 часов на шоссе. Возвращаюсь ближе к вечеру, ужинаю и ложусь спать. В день отдыха стараюсь выехать в город, посидеть где-нибудь в кафе и отдохнуть морально.

- Тренировки получаются достаточно энергозатратными.

- Да, потому беру с собой еду, это обычно батончики мюсли, зефир или булочки с джемом, которые я готовлю сам. Есть еще специальные гели, которыми удобно питаться в дороге, но я не вижу в них смысла, булочка усваивается дольше и дает больше энергии.

- Допинговые скандалы сегодня - одна из самых важных тем в спорте, а начались они именно с велоспорта.

- Да, с Лэнса Армстронга, семикратного победителя «Тур де Франс», легенды велоспорта, который был пойман на допинге. Я спокойно к этому отношусь, уверен в себе и в своем враче. На Кубке мира в Минске сдавал тест два раза в день - до старта гонки и после победы. Представители антидопингового контроля могут приехать ко мне домой в любое время. В соответствующие службы спортсмен отдает план своих сборов, соревнований и так далее для того, чтобы они были в курсе, где и в какое время находится атлет. Например, когда я просыпаюсь в 7 утра, знаю, что с 7 до 8 должен быть дома, потому что могут приехать и проверить меня. Специалисты антидопинговой службы делают это, конечно, без предупреждения и в любой день, например, за прошлый год ко мне домой приезжали 7 раз, я сдал 14 проб. Это много.

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.