Вы здесь

В Дюдево бывало Аврора Дюдеван, или Почему деревня Маяком стала


В советские времена было модно менять названия населенных пунктов, которые не соответствовали идеологическим лозунгам, картинкам зажиточной жизни. С карты Беларуси исчезали Свинки, Бычки, Поросята, Козлики, и другие безобидные животные. Не повезло и деревне Дюдево, что сейчас находится на территории Слуцкого района. В 1973 году она переименована в деревню Маяк.


Как поросята спасли село

Точно сказать, когда возникло Дюдево, сейчас невозможно. Согласно краткому топонимическому словарю Беларуси профессора Вадима Жучкевича 1974 года издания, наименование населенного пункта пошло от слова дюдя — поросенок. А вот по легенде первые свидетельства о деревне относятся к временам могущественных Радзивиллов. Ранее эти места покрывали густые леса, которые охраняли три лесника — Метельский, Санько и Хатько-Ведержбицкий. Однажды Метельский со своими сыновьями ловил людей, которые без разрешения вырубали деревья. Слово за слово и дело дошло до драки. Отец и крикнул сыновьям: «Дуй его, дуй!» Иначе: «Дай ему, дай». С тех пор хутор лесников стал называться Дуево. По мнению специалистов, с течением времени в результате действия «декания» и «текания», присущих белорусскому языку, и получилось Дюдево.

Другие старожилы выражают совершенно невероятную версию происхождения населенного пункта. Когда-то князья Радзивиллы пригласили на охоту французскую писательницу Аврору Дюдеван именно в эти места. Охота удалась, и в знак признательности светская львица подарила каждому из лесников по ружью. Отсюда и название — Дюдево.

Но, по словам местных жителей, свиней в этих краях всегда было гораздо больше, чем собак. Они свободно гуляли по улице, валялись в грязи. В 1961 году приехал в деревню Георгий Дубинка, который впоследствии стал директором местной школы. В районном отделе образования его предупредили: не удивляйся, работать будем в Дюдево. И что бы вы думали, в первый день, когда учитель шел в школу по занесенной снегом улице, встретил откормленного, наглого борова. Пришлось уступить дорогу. Действительно, в деревне держали много свиней. Дети пасли их на болоте. Рано утром выгоняли скотину на пастбище, а поздно вечером возвращались домой. «Интересно нам было, хорошо с этими кроткими животными. Купаются они в луже, ищут себе корм, а мы со сверстниками делим территорию на «царства», играем между собой», — вспоминают местные жители, у которых за плечами шестьдесят лет.

Во время войны кабанчики спасали не только от голода. Ими можно было откупиться от полицаев, немцев, гарнизон которых стоял в соседнем поселке Греск. Здешние кормили и партизан, приходивших из леса. Молодые ребята заглядывали к девушкам на посиделки. Однажды кто-то донес об этом полицаям. Народных мстителей они не застали, но расстреляли трех мирных жителей. Когда фашисты отступали, то сжигали все на своем пути. Старшие женщины на окраине села накрыли стол с самогоном, различными свиными угощениями. Сами с иконой в руках упали на колени и отвели от всех земляков беду.

Настоящая Беларусь

Дюдевцы всегда жили в достатке. Трудолюбивых людей кормила плодородная земля. Неслучайно в деревне было семь ветряных мельниц. Зерна хватало не только для свиней, но и для себя на муку. За это и поплатились дюдевцы во время коллективизации.

В 1923 году в деревне создали колхоз и назвали его «Красное Дюдево», первым председателем избрали Алексея Кирщеню. После войны слава о местном хозяйстве гремела на весь Советский Союз. Колхозники участвовали в Выставке достижений народного хозяйства в Москве, получали высокие государственные награды. В середине 1970-х колхоз сдал позиции, в 90-х стал убыточным. В результате закрылась свиноферма на две тысячи голов. Затем «Маяк» присоединили к СПК «Летковщина», а Дюдево в 1973-м переименовали в Маяк: неподалеку находился одноименный поселок, возникший в советские времена. Тогда никто из жителей не высказывал недовольства. Уже позже поднимался вопрос о возвращении Дюдеву исторического названия. Но местные активисты, посовещавшись, решили этого не делать.

В бывшем Дюдеве, нынешнем Маяке, живут интересные люди, настоящие патриоты своего края. Одна из них — Нина Зеневич. Нина Александровна родилась в этой деревне. Здесь учителями работали ее родители. После университета девушка приехала на малую родину, преподавала русский и белорусский языки. Затем вышла замуж за военного и уехала по месту службы мужа в Татарстан. В 1989 году семья вернулась назад, чтобы ухаживать за немощными матерью и отцом.

Множество уникальных документов и фотографий хранится в школьном музее. Среди них - предвоенное удостоверение члена общества Красного Креста и портрет первого председателя колхоза «Красное Дюдево» Алексея Кирщени.

— Меня всегда тянуло в Дюдево. Укладываю сына спать и вместо сказки рассказываю ему, что в Беларуси есть такая деревушка, где светится огонек, там живут его дедушка и бабушка. Мы часто приезжали в деревню, и он ее очень любил. Выходим из самолета в Минске, а сын и говорит: «Хочу в Беларусь». «Так вот она, Беларусь», — объясняю ему. А он в ответ: «Хочу в Дюдево, в настоящую Беларусь!», сын и остался здесь жить, работает медиком, женился, растит троих детей, — говорит Нина Александровна.

Мать всегда присылала дочери и зятю в Казань белорусские сладости: подсушенные домашние колбасы, клинковый сыр, которыми угощали друзей, коллег, знакомых. Они всегда удивлялись, как можно приготовить такое ​​объедение. В очередной приезд белорусская женщина дала местным жителям, как сейчас говорят, мастер-класс. Научила не только делать свиную колбасу, но и кровянку, вантробянку, или, по-дюдевски, — потрошанку. Когда Нина Зеневич приехала из Казани на родину, то держала трех поросят.

Александр и Зинаида Метельские живут в добротном, красивом доме на «Курином проспекте».

— Здесь раньше было много домашней птицы, которая свободно гуляла по окрестностям. Видимо, поэтому и назвали так улицу в народе, — улыбаются хозяева. — Но и свиней было не меньше у людей. А поросята вырастали такие, что четыре человека едва на скамью поднимали. Зинаида Метельская знала секрет, как вырастить такого жирного борова:

— Мне сестра посоветовала подливать в пищу немного масла, а затем дозу увеличить до двух столовых ложек. И так до самого забоя. Три раза в день кормила свинок, запаривала картофель, добавляла тыквы, петрушку, зимой — сушеный укроп. Вот и росли как на дрожжах.

А сейчас в деревне не осталось ни одного символа наступающего Нового года — свели. Неподалеку находится свинокомплекс Слуцкого мясокомбината, и санитарными правилами запрещено держать свиней на личном подворье.

Камень, на котором отдыхал Бог

В этом уверены местные жители, рассказывая о валуне.

Про этот камень на окраине деревни рассказывает старое предание: когда-то на нем присел отдохнуть Избавитель.

— Когда-то давным-давно шел Бог по Земле. Дошел он до нашего края. На поле лежал большой камень, и Бог на него облокотился локтем, чтобы отдохнуть. На нем даже след остался. С того времени валун стали называть Святым. Люди ходили поклониться этой святыне, помолиться возле нее. И помогало, особенно детям. Когда люди болели испугом или имели проклятие, то клали на камень то, что у кого было: колосок, баранка, сыр посушенный, — рассказала Нина Александровна.

Этот камень и в самом деле необычный. Когда строили дорогу, то попытались его разбить, на стройматериалы. Но это не удалось. Отбили только одну пластину, как дощечку. Необычный он и по продолжительности своей жизни, ему уже 1000 лет. Так считают ученые. В 2004 году они приезжали в деревню. Фиксировали размеры валуна, каждой дырочки, расспрашивали у старших людей о нем.

— Жаль, что сейчас об этом святом камне мало кто знает, забыли и о существовании креста около Святого камня. Даже сам камень сместили с привычного места, — вздыхает моя собеседница. — Тимофей Санько трактором приволок его под свой дом. Говорят, что все-таки удалось его разбить на три части. Одна из них лежит в конце деревни Маяк. К ней приходят дети — поиграть, прикоснуться руками, так как она теплая даже в зимнюю стужу. Здесь малыши набираются ума и силы.

Местные школьники, как утверждает педагог Инна Гапанович, хорошо знают историю своей малой родины, традиции и культуру предков. В школе создан крестьянский домик — своеобразный музей. Здесь собраны предметы местного быта, народных ремесел. Много раритетных экземпляров. Например, самодельная деревянная кровать, которую выпросила для музея Нина Александровна у Софьи Санько. Женщина ушла из жизни, не осталось даже и следа от ее дома, подворья. «Стану перед этой кроватью и поговорю с ней: «Если бы ты знала, Софья Петровна, что твоя кровать, которую ты немного жалела отдавать, сохранилась», — говорит Нина Александровна.

«Такие расшитые наряды надевали дюдевские девушки в старину», - сообщили нам в школьном краеведческом музее ученицы Каролина Карпеева и Ксения Дериглазова.

На сегодняшний день деревня не та, что была. Раньше в школе училось пятьсот детей в две смены, сейчас — семьдесят четыре. В населенном пункте насчитывается чуть более двухсот жителей. Есть здесь магазин, фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры. Директор учреждения Анна Кирщеня собрала в учреждении летопись родного села. И, как утверждает, культурная жизнь здесь по-прежнему бьет ключом. Работают творческие детский и взрослый коллективы, проводятся выставки народного творчества, различные конкурсы, праздники деревни, дожинки. Самодеятельные артисты выступают в населенных пунктах с концертами под открытым небом, не забывают заехать с концертом и к бабушкам, отмечают все праздники. Словом, местное заведение никогда не пустует и собирает полный зал. Жизнь в Дюдево продолжается.

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ

Фота Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Общество

Как обезопасить себя от нитратов?

Как обезопасить себя от нитратов?

Медики советуют налегать на весеннюю зелень.

Экономика

Кто, на что и на каких условиях сегодня может получить кредит

Кто, на что и на каких условиях сегодня может получить кредит

С первых дней февраля Беларусбанк возобновил кредитование покупки квартир на вторичном рынке жилья и в уже сданных новостройках.

Общество

Вместо «Антоновки» — «Имант»? «Яблочные» заботы белорусских селекционеров

Вместо «Антоновки» — «Имант»? «Яблочные» заботы белорусских селекционеров

Хочешь быть молодым — ешь яблоки, хочешь быть здоровым — ешь яблоки, хочешь быть умным — ешь яблоки.