Брест в последнее время стремительно развивается. Много было сделано, возведено, реконструировано, посажено до 1000-летнего юбилея. Но развитие такого сложного организма как город не укладывается в формулу — строительство и расширение. Развитие по-современному подразумевает создание зоны комфорта, красоты, удобства при условиях энергокономичности и экологичности.
Рациональная экономика и экология
Обсуждение концепции «Разумного города» началось в Бресте почти два года назад. На одном из первых собраний присутствовали архитекторы, ученые, экологи, представители ЖКХ и ГАИ, специалисты Минприроды, международные консультанты. В основе концепции «Разумного города» на примере шведской модели Symbo Cіty заложено полезное взаимодействие между всеми органами городской инфраструктуры, которые совместными усилиями работают на повышение уровня жизни города, его качества, комфорта с учетом рациональной экономики, сохранением экологии.
И первым предложением на этом пути стал переход к новой модели пространственной организации жилой среды. Она подразумевает дворы без транспорта, в которых есть школы и детские сады, а строительство домов ведется из энергоэффективных материалов. Оказывается, на этапе проектирования можно учитывать и закладывать в жилище необходимые характеристики с учетом направлений ветра, тени и других внешних факторов. Это позволит сохранять необходимую энергию и тем самым, например, уменьшить затраты на отопление. Таким образом уже был запроектирован жилой район в микрорайоне Березовка площадью в 109 гектаров. Реализация проекта начнется после утверждения нового генплана города.
Еще в «Умном городе» предусмотрены приоритетные отношения ко всем видам общественного транспорта по сравнению с индивидуальным. Чтобы пассажиры отдавали предпочтение городским автобусам и троллейбусам, следует выделять для них отдельные полосы. И эта работа уже начата. В первую очередь общественный транспорт получит свою полосу по улице Московской, бульваре Космонавтов, проспекту Машерова, улицам Луцкой и Пионерской. На многих остановках в этом году у нас появились электронные табло, где отслеживается движение транспорта в режиме реального времени. Также действует система оплаты электронного билета через программу в смартфоне.
Во время обсуждения говорили также о перспективах рельсового транспорта. Трамваев в Бресте нет, но сеть железнодорожных путей, которые не используются, в городе есть. По мнению архитекторов, можно создать дополнительные ветки рельсов и развивать рельсовый транспорт. Эта тема в несколько неожиданном ракурсе недавно возникла при обсуждении концепции использования старого автовокзала. Но о ней чуть позже.
Велодорожки
Особый раздел на пути к «Умному городу» — развитие велосипедного движения. В рамках концепции Symbo Cіty была озвучена идея разрешить на погранпереходе «Брест» пересекать границу на велосипеде для создания транзитного веломаршрута «Евровело-2». Но до зарубежных поездок на двухколесном транспорте пока еще путь не близкий. А вот для развития велосипедного движения в городе сделано много.
Ровно год назад на улице 17-го сентября появилась новая велодорожка. И сделали ее не на тротуаре, как было раньше, а на проезжей части. Перед этим на улице поменяли асфальтовое покрытие. Специалисты компании «СТиМ», выполнявшие работу по нанесению разделительной линии, использовали толстослойную динамическую разметку. Она выдает гул и вибрацию при наезде колесом, что полезно как водителям, так и велосипедистам, которые не будут заезжать дальше одного метра от края проезжей части, как требуют ПДД. А точечный вид нанесения покрытия имеет свойство дренажа влаги и светоотбивания.
Директор по безопасности дорожного движения и транспортной мобильности ООО «СТиМ» Сергей ТАЛАТАЙ заметил, что для серьезного толчка в плане развития велосипедного движения должна развиваться инфраструктура: «Нужно, чтобы велосипед стал удобным транспортом на каждый день. Конечно, нужны и отдельные веломаршруты, которые будут интересны туристам, но важнее сегодня наличие услуг велошеринга, когда велосипед может взять каждый желающий и доехать в любой нужный пункт».
Велошеринг
И вот долгожданный велашэрынг в Бресте. Компания Kolobіke привезла в наш город первые сто велосипедов. Интересно, что до этого названная компания работала только в Минске, а из областных центров первом выбрала для сотрудничества город над Бугом. Своеобразный заезд-презентация состоялась 1 октября. И теперь желтые велосипеды можно видеть возле Ледового дворца, за Кобринским мостом, рядом с торговыми центрами. Особенность в том, что оставлять байк можно в любом месте. С помощью системы GPS хозяин всегда видит, где находится веломашина.
Пока взять во временное пользование велосипед можно в четырех точках города: у входа в городской сад, рядом со зданием администрации Московского района, около главного корпуса БрГУ имени А. С. Пушкина, рядом с супермаркетом «Микс». Стоимость аренды составляет 50 копеек за 15 минут, за час надо заплатить 2 рубля. Чтобы воспользоваться услугой, нужно скачать на мобильный телефон программу Kolobіke, найти и забронировать велосипед, каждый из которых имеет свой номер. Далее нужно указать свои фамилию и имя, привязать платежную карточку. Вам пришлют смс. Останется сканировать код, замок откроется, и можно ехать. А добравшись до места, необходимо закрыть рычажок блокировки и поставить велосипед.
Одним из первых опробовал новый вид транспорта председатель Брестского горисполкома Александр РОГАЧУК. Он сказал, что вскоре город получит значительно больше велосипедов, и они будут бело-синими под цвет герба и флага Бреста.
Площадка, открытая для идей
Во время обсуждения концепции застройки и использования старого автовокзала градоначальник рассказал, что спешить не стоит, лучше десять раз подойти к этой теме, чтобы выработать одно лучшее предложение. И с мэром нельзя не согласиться, так как все хотели бы, чтобы освобожденная площадь и немаленькое здание лучше всего послужили городу и горожанам. А на конкурс проектов реконструкции квартала в границах улиц Мицкевича, Карбышева, Пушкинской и Куйбышева свои предложения прислали 11 команд архитекторов, и не только из Беларуси. При этом, одна из концепций, например, предлагает интересный способ использования рельсовых путей. По ним на день будут выезжать торговые павильоны на площадь, а вечером возвращаться в ангар-депо. А площадь тем временем станет местом для гуляний и массовых мероприятий. Но для этого автовокзал нужна снести.
Авторы одного из проектов предлагают над одним из зданий в указанном квартале возвести дополнительный этаж для огорода, поставить там теплицы с помидорами и огурцами. Что ж, теперь это модно. Интересное предложение поступило и от брестчан, работающих в датском архитектурном бюро. Они видят этот квартал своеобразным парком, в котором найдется место торговым советам и амфитеатру. Скоро все 11 представленных концепций будут опубликованы на сайте горисполкома, чтобы каждый мог ознакомиться и высказать свое мнение. На градостроительном совете намерены учесть замечания и предложения горожан. Итоги заседания вновь будут изложены в интернете, чтобы получить обратную связь от жителей. Таким образом, «Умный город» предлагается создавать всем вместе.
Светлана ЯСКЕВИЧ
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.