Вы здесь

Symbіo Cіty — город умный, зеленый, комфортный


Брест в последнее время стремительно развивается. Много было сделано, возведено, реконструировано, посажено до 1000-летнего юбилея. Но развитие такого сложного организма как город не укладывается в формулу строительство и расширение. Развитие по-современному подразумевает создание зоны комфорта, красоты, удобства при условиях энергокономичности и экологичности.


Рациональная экономика и экология

Фота Валерыя Караля

Обсуждение концепции «Разумного города» началось в Бресте почти два года назад. На одном из первых собраний присутствовали архитекторы, ученые, экологи, представители ЖКХ и ГАИ, специалисты Минприроды, международные консультанты. В основе концепции «Разумного города» на примере шведской модели Symbo Cіty заложено полезное взаимодействие между всеми органами городской инфраструктуры, которые совместными усилиями работают на повышение уровня жизни города, его качества, комфорта с учетом рациональной экономики, сохранением экологии.

И первым предложением на этом пути стал переход к новой модели пространственной организации жилой среды. Она подразумевает дворы без транспорта, в которых есть школы и детские сады, а строительство домов ведется из энергоэффективных материалов. Оказывается, на этапе проектирования можно учитывать и закладывать в жилище необходимые характеристики с учетом направлений ветра, тени и других внешних факторов. Это позволит сохранять необходимую энергию и тем самым, например, уменьшить затраты на отопление. Таким образом уже был запроектирован жилой район в микрорайоне Березовка площадью в 109 гектаров. Реализация проекта начнется после утверждения нового генплана города.

Еще в «Умном городе» предусмотрены приоритетные отношения ко всем видам общественного транспорта по сравнению с индивидуальным. Чтобы пассажиры отдавали предпочтение городским автобусам и троллейбусам, следует выделять для них отдельные полосы. И эта работа уже начата. В первую очередь общественный транспорт получит свою полосу по улице Московской, бульваре Космонавтов, проспекту Машерова, улицам Луцкой и Пионерской. На многих остановках в этом году у нас появились электронные табло, где отслеживается движение транспорта в режиме реального времени. Также действует система оплаты электронного билета через программу в смартфоне.

Во время обсуждения говорили также о перспективах рельсового транспорта. Трамваев в Бресте нет, но сеть железнодорожных путей, которые не используются, в городе есть. По мнению архитекторов, можно создать дополнительные ветки рельсов и развивать рельсовый транспорт. Эта тема в несколько неожиданном ракурсе недавно возникла при обсуждении концепции использования старого автовокзала. Но о ней чуть позже.

Велодорожки

Особый раздел на пути к «Умному городу» — развитие велосипедного движения. В рамках концепции Symbo Cіty была озвучена идея разрешить на погранпереходе «Брест» пересекать границу на велосипеде для создания транзитного веломаршрута «Евровело-2». Но до зарубежных поездок на двухколесном транспорте пока еще путь не близкий. А вот для развития велосипедного движения в городе сделано много.

Ровно год назад на улице 17-го сентября появилась новая велодорожка. И сделали ее не на тротуаре, как было раньше, а на проезжей части. Перед этим на улице поменяли асфальтовое покрытие. Специалисты компании «СТиМ», выполнявшие работу по нанесению разделительной линии, использовали толстослойную динамическую разметку. Она выдает гул и вибрацию при наезде колесом, что полезно как водителям, так и велосипедистам, которые не будут заезжать дальше одного метра от края проезжей части, как требуют ПДД. А точечный вид нанесения покрытия имеет свойство дренажа влаги и светоотбивания.

Директор по безопасности дорожного движения и транспортной мобильности ООО «СТиМ» Сергей ТАЛАТАЙ заметил, что для серьезного толчка в плане развития велосипедного движения должна развиваться инфраструктура: «Нужно, чтобы велосипед стал удобным транспортом на каждый день. Конечно, нужны и отдельные веломаршруты, которые будут интересны туристам, но важнее сегодня наличие услуг велошеринга, когда велосипед может взять каждый желающий и доехать в любой нужный пункт».

Велошеринг

И вот долгожданный велашэрынг в Бресте. Компания Kolobіke привезла в наш город первые сто велосипедов. Интересно, что до этого названная компания работала только в Минске, а из областных центров первом выбрала для сотрудничества город над Бугом. Своеобразный заезд-презентация состоялась 1 октября. И теперь желтые велосипеды можно видеть возле Ледового дворца, за Кобринским мостом, рядом с торговыми центрами. Особенность в том, что оставлять байк можно в любом месте. С помощью системы GPS хозяин всегда видит, где находится веломашина.

Пока взять во временное пользование велосипед можно в четырех точках города: у входа в городской сад, рядом со зданием администрации Московского района, около главного корпуса БрГУ имени А. С. Пушкина, рядом с супермаркетом «Микс». Стоимость аренды составляет 50 копеек за 15 минут, за час надо заплатить 2 рубля. Чтобы воспользоваться услугой, нужно скачать на мобильный телефон программу Kolobіke, найти и забронировать велосипед, каждый из которых имеет свой номер. Далее нужно указать свои фамилию и имя, привязать платежную карточку. Вам пришлют смс. Останется сканировать код, замок откроется, и можно ехать. А добравшись до места, необходимо закрыть рычажок блокировки и поставить велосипед.

Одним из первых опробовал новый вид транспорта председатель Брестского горисполкома Александр РОГАЧУК. Он сказал, что вскоре город получит значительно больше велосипедов, и они будут бело-синими под цвет герба и флага Бреста.

Площадка, открытая для идей

Во время обсуждения концепции застройки и использования старого автовокзала градоначальник рассказал, что спешить не стоит, лучше десять раз подойти к этой теме, чтобы выработать одно лучшее предложение. И с мэром нельзя не согласиться, так как все хотели бы, чтобы освобожденная площадь и немаленькое здание лучше всего послужили городу и горожанам. А на конкурс проектов реконструкции квартала в границах улиц Мицкевича, Карбышева, Пушкинской и Куйбышева свои предложения прислали 11 команд архитекторов, и не только из Беларуси. При этом, одна из концепций, например, предлагает интересный способ использования рельсовых путей. По ним на день будут выезжать торговые павильоны на площадь, а вечером возвращаться в ангар-депо. А площадь тем временем станет местом для гуляний и массовых мероприятий. Но для этого автовокзал нужна снести.

Авторы одного из проектов предлагают над одним из зданий в указанном квартале возвести дополнительный этаж для огорода, поставить там теплицы с помидорами и огурцами. Что ж, теперь это модно. Интересное предложение поступило и от брестчан, работающих в датском архитектурном бюро. Они видят этот квартал своеобразным парком, в котором найдется место торговым советам и амфитеатру. Скоро все 11 представленных концепций будут опубликованы на сайте горисполкома, чтобы каждый мог ознакомиться и высказать свое мнение. На градостроительном совете намерены учесть замечания и предложения горожан. Итоги заседания вновь будут изложены в интернете, чтобы получить обратную связь от жителей. Таким образом, «Умный город» предлагается создавать всем вместе.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Образование

Какие качествами должен обладать настоящий учитель?

Какие качествами должен обладать настоящий учитель?

Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Тельцам не стоит расслабляться.

Образование

Каковы приоритеты в современном дошкольном образовании?

Каковы приоритеты в современном дошкольном образовании?

Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.

Общество

В Минске открылась 48-я Международная выставка «ВТІ-2024»

В Минске открылась 48-я Международная выставка «ВТІ-2024»

Рассказываем, почему туда стоит сходить.