Вы здесь

Писатель Георгий Пряхин: Наше слово должно быть такое, чтобы люди «вышли» из книги притихшими


На Дне белорусской письменности в этом году прозвучало одно небольшое выступление, которое хотелось бы не просто зафиксировать, но которым видится полезным поделиться. Оно прозвучало на традиционном писательском круглом столе «Художественная литература как путь друг к другу. Слово созидательное и слово разрушительное» из уст главного редактора издательства «Художественная литература», российского писателя Георгия ПРЯХИНА. Участвуя в беседе по видеосвязи, он сразу и с большим удовольствием отметил атмосферу, в которой в белорусских Белыничах шел разговор о литературе:


«...Очень рад той спокойной атмосфере, которая царит у вас за этим столом. В то время, когда мы из Беларуси получаем такие жгучие новости, читаем и ночью, и утром... То, что есть островки спокойствия, вселяет надежду, потому что Беларусь — это последний оплот Советского Союза, а дальше уже остается только Россия. Дай бог, чтобы вы сохранили это спокойствие и в письме, и в душах своих.

Я вот думаю, что сейчас нет читателя, потому что нет большой литературы. Нет большого, настоящего писателя. Такого писателя, каким был, скажем, Валентин Распутин. Сегодня засилье публицистики, которая обслуживает политику. Публицистика, в первую очередь, стравливает людей. Вершина публицистики о Великой Отечественной войне — это известная статья Ильи Эренбурга «Убей немца!». Это самая крайняя публицистика, и не более того. А вершина литературы о той же войне, скорее всего, «Судьба человека». Это совсем другой пафос, совсем другая атмосфера. И я скажу еще: совсем другой уровень таланта. Ни в коем случае не хочу при этом принизить того же Эренбурга...

Вершина военной литературы, может быть, вообще рассказ Гаршина «Четыре дня» о том, как русский солдат убил турка и какая рефлексия потом последовала. А если учесть, что сам Всеволод Гаршин участвовал в войне и покончил жизнь самоубийством, что тоже может быть следствием той войны, то становится ясной и глубина размышлений, и глубина таланта.

С большим уважением отношусь к белорусской литературе: и к «старой», классической, и к современной. Более того, скажу честно, горжусь тем, что последним писателем — как говорят, крайним, на сегодняшний день, писателем, получившем Нобелевскую премию, пишущем на русском, стала белоруска — Светлана Алексиевич. Думаю, это награда — русскому языку, на котором мы все с вами и сейчас разговариваем.

Почему Беларусь такая прекрасная? Потому что это — рукотворная страна. Это рукотворная природа! В Беларуси нет, наверное, горсти земли, которая бы не побывала в человеческих руках. Это страна, созданная человеческими руками. И какие бы ветры сейчас ни гуляли над вами, самое главное, если кто-то слышит меня, — сохранить эту землю, эту Беларусь, сохранить свой язык и свою государственность!

...Сейчас в нашей литературе, в публицистике характера больше, чем таланта. Но характер легче дается. Обращаюсь к участникам круглого стола, среди них есть замечательные писатели: давайте постараемся выпрыгнуть из своих штанов, из своих сердец и стать талантливыми! Вот на что спрос сейчас больше всего. Будем талантливыми, будем искренними, — тогда и будут нас читать.

Мне нравится еще такая аналогия. Микеланджело высекал свои замечательные скульптуры, отталкиваясь от живых натур, живых людей. Иногда эти люди с ним спорили, ругались, не понимали его, но они потом время от времени приходили в те церкви, соборы, где стояли эти скульптуры (Дмитрий Мережковский хорошо описал это). И уходили оттуда — притихшими. Притихшими! Вот наше слово, ваше слово должно быть такое (и этого будет достаточно), чтобы люди прочитали и «вышли» из этой книги притихшими.

А книга — это творчество, как минимум, двух человек, это творчество писателя и читателя. Читателя надо воспитывать, вести за собой. Но существует большое заблуждение о том, что только мы воспитываем детей. На самом деле, в еще большей степени дети воспитывают нас. Так и в отношениях с читателем: пишет не только писатель, «пишет» еще и читатель. Это его участие делает писателя талантливым...»

Ольга МЕДВЕДЕВА

Фото Романа ЩЕРБЕНКОВА, «Российская газета»

Выбор редакции

Общество

«Ядерная» карьера. Как готовят будущих атомщиков

«Ядерная» карьера. Как готовят будущих атомщиков

Почему настолько важна высокая квалификация персонала для работы на атомной станции?

Культура

Как исчезло продолжение романа Янки Неманского «Хищники», посвященного судьбе рабочих стеклозавода

Как исчезло продолжение романа Янки Неманского «Хищники», посвященного судьбе рабочих стеклозавода

Белорусский академик работал грузчиком в порту и подарил Минску трамвай.