Вы здесь

Как готовятся к Новому году, кого ждут в гости жители небольших отдаленных деревень


Сейчас все активно готовятся к новогодним праздникам. Жители большого города посещают торговые центры, покупают подарки, корректируют планы праздничных встреч на предмет того, с кем увидеться лично, а кого поздравить в режиме онлайн. Хозяйки приобретают продукты, обдумывают меню, чтобы порадовать близких.
Одним словом, привычным предпраздничным бедствием охвачены большие и малые города, поселки, агрогородки. А как встречают праздник жители маленьких деревушек на окраинах? — задалась я вопросом и позвонила некоторым героям своих материалов. Они рассказали.


Дочки приедут

Ольга Грицук.

Ольга Грицук живет в деревне Манцы Пружанского района. 88-летняя Ольга Максимовна — энергичная, подвижная, трудолюбивая, улыбчивая женщина. В свое время за работу в колхозе получила орден «Знак Почета». Из постоянных жителей их живописной деревни на окраине пущи остались два человека — она и соседка Валентина, есть несколько дачников. Овдовела Ольга Максимовна несколько лет назад и живет одна. Но бабушка она богатая — у нее пять внуков и 12 правнуков. Одна дочь живет в соседней деревне, другая — в городе.

— Дочери, конечно, приедут, — говорит Ольга Максимовна, — они и сейчас заезжают. А сама с начала второй волны эпидемии никуда не выхожу, даже в церковь решила на это время не ездить. По возрасту я же в первой группе риска, поэтому сочла необходимым принять все меры предосторожности. Дом к празднику я самостоятельно подготовила. Дочь приехала и удивилась «Ой, у тебя полный порядок!». Ну а что, я порядок люблю, и потихоньку самостоятельно его навела. Работать с детства приучена, пока силы позволяют, делаю по дому и на приусадебном участке, курочек держу. Вон сосед мой приедет, дачник Борис, яиц ему отнесу, угощу. Он нам тоже во всем помогает.

Раньше мои внучки, правнучки из Минска приезжали, —  продолжает пенсионерка. — Веселье в доме, радость. А теперь разве что по мобильнику позвонят и поздравят. Не хотят рисковать моим здоровьем, вот и не едут. Буду праздновать Новый год одна в надежде, что в следующем году все будет иначе, ну а на Рождество, конечно, дочь с зятем приедут. Только бы все были здоровы.


Вдвоем — хорошо

Николай Капанько.

В деревне Зеленица Малоритского района живут трудолюбивые супруги Надежда и Николай Копаньки. Бывший колхозный шофер в свои 83 года водит собственный автомобиль и не имеет проблемы, когда нужно подъехать по делам в город или в сельский совет. Вот и во время нашего посещения пожалел, что нет дома хозяйки, ведь накануне завез ее в больницу в Олтуш на плановое лечение.

Но хорошо рассказал о деревне, о своей семье. Отец Николая Михайловича погиб на войне, а мать поднимала трех малышей одна. А вот сейчас они на пенсии с Надеждой Василевной ни дня не сидят без дела, сделали свое подворье, можно сказать, образцовым: выращивают множество цветов, что цветут с весны до поздней осени. Кстати, оба за работу в колхозе имеют государственные награды, а в этом году отметили 60-летие совместной жизни.

На этот раз поговорить удалось с хозяйкой. Надежда Копанько сказала:

— Скорее всего, будем праздновать вдвоем. Сами знаете, по какой причине сейчас дети и внуки нечасто навещают. У нас все есть, автолавка два раза в неделю, почта приезжает к нам. Да и сам муж может в магазин подскочить, если понадобится что купить. Так что стол приготовлю: и себе, и котам хватит. Выращиваем здесь целую кошачью ферму, — засмеялась собеседница. — Так уж вышло. Дом наш стоит на углу деревни, при самой дороге. Вот некоторые горожане едут в лес за грибами да и выпустят из машины котенка, который их детям надоел. И не выдерживаем, чтобы не покормить такого несчастного котика. Раз покормишь, он и останется. Вот так уже шесть котов и собралось.

За паромной переправой

Зоя Олехник.

Зоя Олехник в Дрогичинском районе живет не просто в маленькой деревне, но в деревне за паромной переправой. Зоя Андреевна рассказывала историю, которая уже стала почти деревенской легендой, как у них собирались построить мост, чтобы связать деревню с «большой землей» и... передумали. Тогда Новоселковский рыбхоз был экономически крепким хозяйством, возводили даже жилье для его работников. Но тогдашние руководители почему-то отказались от идеи возвести мост через реку, потому что боялись, что станет много желающих воровать рыбу. В итоге мост не сделали, рыбхоз потихоньку стал терять былые позиции и деревня начала угасать. Теперь общение со всем окружающим миром Новоселки осуществляют с помощью паромной переправы. В деревне остались несколько пенсионеров и две семьи трудоспособных людей. О себе Зоя Андреевна сказала, что богата на всю округу: у нее пять дочерей, пять зятьев, девять внуков, одиннадцать правнуков.

— Привыкла уже здесь, за паромом, — рассуждает 80-летняя жительница Новоселок. — Автолавка к нам три раза в неделю ходит. Правда, сейчас продавец поменялась. А прежняя, Рая, была нам как родная. Привезет не только продукты, какие только пожелаем, но и в аптеку сходит, лекарства купит, если что по хозяйству нужно, в хозяйственный магазин забежит. Надеемся, что и новая сотрудница будет такая. Одним словом, к празднику есть где купить. Моя главная проблема — здоровье, ноги болят, хожу с трудом. Но всё-таки на праздник одна не буду. Рядом живет дочь с зятем. С ними будем отмечать. У них два взрослых сына. Уже вузы закончили, работают. Ребята выросли трудолюбивые, вредных привычек не имеют, все выходные в деревню едут, чтобы родителям помочь. Так что есть повод порадоваться, что хорошие дети, внуки, правнуки выросли, а это и есть праздник для меня.


Внучка из Италии позвонила

Мария Демчук

Мария Ивановна Демчук живет в отдаленной деревне Малоритского района с интересным названием Отяты. Она рассказала легенду о названии, которое здесь передается из поколения в поколение. Говорили, что местный барин, живший в Орехове, высылал сюда особо свободолюбивых, непокорных жителей. По-русски Отяты значит «оттятый, отрезанный». И правда, несколько семей словно отрезали от мира, поселение образовалось в лесу в болотистой местности, отделенное от дорог. У них даже при советской власти у последних провели свет, у последних появилось радио. Лесное месторасположение деревни стало горем во время оккупации. За связь с партизанами расстреляли 20 жителей.

Сейчас есть хорошая дорога, регулярно приходит автолавка, а вот жителей осталось совсем мало. Мария Ивановна живет одна. Семья у нее прекрасная, все приезжают, заботятся, звонят.

— Звонят мне каждый день: как ты там живешь? И внучка из Италии позвонила. Говорю, живу еще, вирус тот тростью отгоняю. Вот видите, какая напасть на людей пришла, — сокрушается собеседница. — Мои все заболели: и в Бресте, и в Минске. Запретила всем приезжать. Даже тем, кто поправился. Я тут пересижу одна, успеем увидеться, поговорить. Главное, чтобы все были здоровы. Летом мое 80-летие справляли, все-все собрались, только внучка из Италии не приехала, хотя собиралась. Но из-за этой пандемии пришлось планы поменять. Теперь вышиваю и молюсь. Прошу у Бога здоровья для родных и близких, для всех людей. Пусть эта немощь уйдет от нас, чтобы мы все не боялись встречаться, праздновать большими компаниями, чтобы все заболевшие поправились. Это сейчас самое главное.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Фото автора

Превью: freepik.com

Название в газете: «Вірус кіем адганяю»

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.