Вы здесь

С USB для зарядки: современные электробусы скоро появятся в столице и регионах


Минский автозавод выпустил крупную партию новейших электробусов для столицы нашей страны и областных центров.


Таким образом, будущее наступило. Еще год назад лидер нашего государства Александр Лукашенко дал задание транспортному ведомству о создании стартовой партии автобусов на электрической тяге. А сегодня, накануне празднования дня Победы, в города Беларуси поставлены первые электробусы МАЗ. Скоро они выйдут сначала в областных центрах, а потом и в самых отдаленных регионах нашей страны.

Десять первых — уже на дороге 

А сегодня МАЗ отправил первую партию электробусов в Минск и областные центры. Их отличает большой запас хода — без подзарядки можно несколько раз пересечь любой город. Бесшумные и экологически чистые МАЗ 303Е10 с кондиционерами и USB-портами вскоре появятся на городских маршрутах.

Первая партия включает 10 электробусов МАЗ. Четыре из них переданы КТУП «Минсктранс» и поступили в столичный транспортный парк № 1. Остальные будут курсировать в областных центрах. Их планируют использовать на городских маршрутах.

Электробусы окрашены в фирменные цвета перевозчиков: желтый — для Минска, зеленый — для областных центров. К особенностям комплектации, в частности, относятся теплые кнопки, бесконтактная система противозащимления пассажиров и выдвижная аппарель для людей с ограниченными возможностями. Из интересного — USB-порты на каждом ряду сидений для зарядки смартфонов и планшетов.

«Для сферы перевозок это важное событие: первые электробусы МАЗ поступают в белорусские автопарки для постоянной эксплуатации. МАЗ 303Е10 заметно отличается от других: стильный силуэт, большой запас хода, высокая маневренность и комфортный салон. При этом новинка относится к автобусам третьего поколения, которые также представлены турбодизельным автобусом МАЗ 303266. Эти модели будут формировать облик автобусных городских перевозок в скором будущем», — отмечают на заводе.

Кластеру по плечу многое

«Сегодня знаковое событие не только для Минского автомобильного завода, но и в целом для промышленного комплекса Беларуси. МАЗ со своими партнерами успешно справился с непростой задачей по производству первых 10 электробусов за столь короткий срок. Ровно год назад мы демонстрировали первый опытный образец и получили задачу в течение года произвести 10 таких машин. Как видите, она решена. Впереди серьезные испытания в разных городах, которые должны подтвердить все те технические характеристики, которые были заложены конструкторами. Путь, который выбрал коллектив МАЗа в области зеленых технологий и производства электротранспорта, верен, и предприятию удалось создать современный, высоко востребованный продукт», — сказал министр промышленности Петр Пархомчик.

В Беларуси также сформирован кластер по разработке и сборке электрического транспорта. Разработку электробуса вели конструкторы Минского автозавода в сотрудничестве Объединенным институтом машиностроения. Такая кооперация стала очень успешной и будет продолжена в будущем. Она позволила вывести на новый уровень научно-технический потенциал страны в машиностроительной сфере.

А еще, развитие производства электротранспорта станет одним их приоритетов белорусской промышленности, считает Петр Пархомчик. По его словам, уже создан соответствующий инновационно-промышленный кластер.

«Одним из приоритетных направлений в промышленности на ближайшую перспективу станет развитие электротранспорта в нашей стране. Формирование новой подотрасли машиностроения должно придать импульс развитию как производителей транспорта на электротяге, так и комплектующих. Совместно с НАН Беларуси сформирован инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт».

Пархомчик отметил, что в 2020 году промышленность показала серьезные достижения. «В промышленности создан эффективный тандем по взаимодействию с научным сообществом. Важнейшим направлением в сотрудничестве является внедрение разработок ученых в производство. Ежегодно создаются инновационные продукты и внедряются передовые технологии», — сказал он.

А еще министр отметил, что к 2025 году основные комплектующие отечественных электробусов будут производиться на предприятиях Беларуси.

Запас хода – до 300 километров 

Генеральный директор ОАО ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БелавтоМАЗ» Валерий Иванкович отметил, что в прошлом году было принято решение, послужившее определенным этапом развития завода — переход к производству электрического транспорта.

«Мы получили заказ в 10 единиц техники и обязательства сделать этот проект за год. И мы все выполнили. Для нас это большая наука, школа. Это серьезный вызов, если принимать во внимание вопросы, связанные с пандемией, поставщиками. Но вместе с тем сделан большой шаг — получен новый продукт, который определяет развитие целого направления», — подчеркнул директор.

А источником энергии на МАЗ 303Е10 служат аккумуляторные батареи, которые отличает длительный срок службы и повышенная емкость — 412 ампер в час. Запас хода также впечатляет — до 300 км, что позволяет совершать десятки рейсов на одной зарядке и обеспечивает бесперебойную работу на маршруте в течение смены.

В дизайне электробуса предусмотрели колоритную «горбинку» на крыше, которая повторяет силуэт зубра. Бросается в глаза и панорамное остекление — его почти на треть больше по сравнению с обычными автобусами. Каркас сделан из труб стойкой к коррозии стали со специальным профилем для большей несущей способности. Панели из алюминия и пластика не боятся нагрузок и обеспечивают высокую ремонтопригодность. Над ними расположена силовая установка, что позволило свести к минимуму шумы и вибрации.

В качестве двигателя используется немецкая установка ZF CeTrax мощностью 300 кВт. У электрического «зубра» превосходящие многие аналоги динамика разгона, запас хода и средний расход электроэнергии. Батареи-накопители можно заряжать от автономного трансформатора в 380 вольт или на специальных станциях с разъемом CCS2 Combo. Полная зарядка при максимальном токе занимает меньше четырех часов. На заводе отмечают, что заниматься зарядкой автобуса рекомендуется в ночное время, когда транспорт в городе практически «спит».

Размеры электробуса адаптированы под городские условия: длина — 12,43 метра, ширина — 2,55 м, высота — 3,3 м. В салоне свободно вмещается более 70 пассажиров, из них 30 — на сиденьях. Еще 14 мест включает безбарьерная зона. Отопление в салоне электрическое, а, значит, экологичное. Кондиционер работает в двух режимах: обогревает зимой и охлаждает летом.

Новую технику передали транспортным организациям в торжественной обстановке с участием высокопоставленных гостей. На площадке у Минского автозавода была организована масштабная презентация электробусов.

***

Несколько слов о получении прибыли от реализации данного проекта. Электробус с ночной зарядкой МАЗ-303Е10, созданный на базе городского автобуса третьего поколения, был впервые представлен журналистам в мае прошлого года. С тех пор электробус прошел все необходимые испытания и в январе успел получить «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС), что открыло ему дорогу на рынок.

По словам директора завода, совокупность технологических преимуществ и хорошая цена позволят уже в скором времени белорусским электробусам конкурировать на рынках России и Украины, где сейчас присматриваются к новому белорусскому проекту.

Минский автомобильный завод — одно из крупнейших белорусских машиностроительных предприятий, специализирующееся на выпуске большегрузных автомобилей, спецтехники, автобусов, троллейбусов и прицепной техники. Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и дальнем зарубежье. Техника соответствует экологическим стандартам Евро-5,6. С конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования — всего более 500 моделей и модификаций.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции