Вы здесь

Эрнест Литвинович: Фокусы — это искусство


Многим мир магии знаком из книг о Гарри Поттере. И даже представить трудно, что волшебство существует в нашей привычной реальности. Фокусник — это отдельная необычная профессия, в центре которой стоят яркие эмоции зрителей. Что означает быть ее представителем, «Чырвонцы. Чырвонай змене» рассказал иллюзионист Эрнест Литвинович.


— Расскажи, пожалуйста, как магия пришла в твою жизнь?

— Мне было восемь лет, когда двоюродная сестра показала фокус — якобы продвигала веревку сквозь тело. Он на самом деле элементарный, но я увлекся и долго упрашивал ее раскрыть, как это делается. Когда узнал, в голове якобы что-то щелкнуло: «Это так легко, а вызывает столько эмоций!» — и меня уже было не остановить. А в 12 лет заработал свои первые деньги, показывая фокусы сотрудникам детского кафе в Барановичах. Мама сказала сохранить их в кошельке, чтобы они привлекали средства. Но где же там, на всю сумму купил мороженого и понял, что фокусами можно заниматься не только ради своего удовольствия.

— Как в твоей биографии соединились фокусы и учеба в областном кадетском училище?

— Когда фокусничанье ворвалось в мою жизнь, я забыл обо всем, включая учебу. Мама сказала, что если я не возьмусь за ум и не исправлю оценки, они отдадут меня в кадетское училище. Родители пошутили, а я загорелся и захотел туда поступить. У нас было условие — если мне не понравится, через месяц забираем документы. А через упомянутый срок меня назначили командиром взвода. Но часто потом хотели снять с должности, так как фокусы я не бросил и регулярно уезжал на выступления. Через четыре года учебы в кадетском училище понял, что военное дело — это не мое. Но нужно было получить высшее образование, чтобы родители были спокойны, и отслужить в армии. И я поступил на факультет техносферной безопасности Университета гражданской защиты МЧС. Однако проблемы со здоровьем не позволили продолжать учебу, и я забрал документы. Начался тяжелый период — нужно было отдать долг вузу, заниматься здоровьем, где-то работать. А все, что я умел, — это фокусы. Именно благодаря им решил и материальные, и душевные проблемы.

— Было такое, что родители говорили тебе бросить это занятие и найти «нормальную работу»?

— К сожалению, бывает, у нас случаются недоразумения. Возможно, у них есть страх, что все это временно, мне надоест, и люди перестанут интересоваться и восхищаться тем, что я делаю. Просто у мамы нет личного опыта в данной сфере и ей трудно понять, что это большая работа. Недавно мы всей семьей болели коронавирусом, у нее было плохое настроение и я показывал новые фокусы. А потом пытался ее научить. Если несколько раз не получалось, и она все бросала, я увидел — поняла, что это не так просто, как кажется.

— Поскольку иллюзионист — это профессия, где ей можно научиться?

— В первую очередь, через самообразование — книги, интернет. Проводятся фестивали, конференции. В 2013 году я участвовал в международном иллюзионном фестивале в Украине, где занял третье место в номинации «микромагия» — это фокусы с предметами, которые помещаются в карман. Тогда люди мало знали о фокусниках. А с выходом фильма «Иллюзия обмана» интереса к нашей профессии стало больше. Сегодня в Беларуси регулярно проходят различные фестивали, конференции, я когда-то занимал там призовые места. Но потом понял, что для победы нужно удивлять жюри техническими приемами или экстраординарной подачей. Для того чтобы получить диплом и авторитет среди коллег, нужно затратить много денег и сил. А обычная публика не воспримет этот фокус, для нее он будет очень затянут. Поэтому сейчас я езжу на конференции и фестивали с целью послушать лекции, посмотреть выступления коллег, чтобы вдохновиться на создание фокусов для публики, а не для жюри. Коллеги говорят, что я иду более коммерческим путем, но мне хочется удивлять и дарить эмоции людям, которые не так часто видят фокусы.

— В общем, как твоя индустрия развивается в Беларуси?

— Часто люди говорят, что я первый иллюзионист, которого они видят. Это говорит о том, что наша сфера еще развивается. Есть чат в мессенджере, где представлены все фокусники Беларуси, и там всего 60 человек. Профессионально выступает человек 25–30, для остальных это занятие — хобби. Мы поддерживаем хорошие отношения, обмениваемся опытом, делимся заказами. Когда собираемся, очень тепло проводим время, и не только потому, что люди хорошие, а потому, что нас мало.

— Эрнест, расскажи, пожалуйста, о своем самом сложном фокусе...

— У меня есть два голубя — Валера и Сеня. И вот с ними самые тяжелые фокусы, но не для меня, а для птиц. Им приходится долго прятаться, потом их все трогают, фотографируют. Однако это их работа...

— Почему твоими «коллегами» стали именно голуби?

— Пришло время, когда я задумался, куда же мне расти. Первым шагом для этого была покупка машины, ведь я смог выступать в разных городах, затем — дополнительный реквизит. И когда стал думать, как еще развиваться, в голову пришли животные или птицы. И голуби идеально подошли, они — символ мира, их часто выпускают на свадьбах. Но я сомневался, что куплю, ведь за ними надо ухаживать, дрессировать, а я очень ленивый. На отдыхе в Египте «перезагрузился» и понял, что голуби мне нужны. Вернувшись, сразу купил. Интересно, что порода «голубь смешливый», с которой работают все иллюзионисты, египетская. И теперь птицы — «звезды» моих выступлений.

— В фильме «Престиж» часто повторяется, что в каждом фокусе есть тот самый «престиж» — его главный элемент. Это правда?

— Названная лента — учебник по иллюзионному мастерству. Многие иллюзионисты не понимают, что фокусы — это искусство. Фильм «Престиж» демонстрирует, что у них должны быть история, подача, привлечение внимания и непосредственно сам «престиж». После этой ленты я понял, что к фокусам нужно относиться серьезно, благодаря чему во время своих выступлений я часто вижу слезы на глазах зрителей.

— Сколько в твоем репертуаре фокусов?

— Это тоже самое, как спросить у певца, сколько он песен знает. Как в музыке есть семь нот, так и у нас 12 основных базовых эффектов. Как и ноты, их можно комбинировать бесконечно, а сверху добавлять шутки, историю, общение с публикой. Техническая часть фокуса называется трюк, их ограниченное количество. Весь иллюзионный мир — это переделки старых трюков. Конечно, появляется новый реквизит, на конференциях проводятся лекции по новым трюкам. Раз в полгода в программу микромагии добавляется новый фокус, но это именно для микромагии. Для сценического шоу — раз в год, ведь, кроме самого фокуса, Нужно разработать подачу, историю.

— С какими самыми необычными реакциями публики ты сталкивался во время выступлений?

— Недавно на свадьбе проводил фокус с участием молодоженов. И жених был так поражен, что на весь зал закричал: «Мама, неси икону». До этого гость признавался, что хотел раскрыть мои секреты, но был рад, что у него не получилось. Люди разные и часто приходится сталкиваться не только с позитивом. На всех конференциях самая частая лекция — о работе с негативно настроенным зрителем. К сожалению, у многих людей есть стереотип, что фокусник обязательно их обманет. По этой причине в моей сценической программе только один карточный фокус, ведь карты могут вызвать неприятные ассоциации. И когда я понимаю, что человек негативно настроен через свой опыт, моей задачей становится показать, что я отношусь к нему доброжелательно и хочу подарить ему позитив. А если зрителю просто хочется привлечь к себе внимание, то достаточно легкой шутки вроде «Я тоже завтра приду к вам на работу и буду вам мешать». В любых случаях я обязан быть на позитиве.

— В твоем «Инстаграме» был пост о том, что дети — самая сложная публика. Почему?

— Что такое фокус? Это нарушение логики, от которого возникает вау-эффект. А ребенок не знает законов логики, для него все вокруг прекрасно. И когда карта взлетает, больше удивляется взрослый, так как знает, что она не должна летать. А у малышей нет этого понимания, они больше удивляются от неожиданности. Дети не всегда могут промолчать, могут залезть ко мне в карман, в таких условиях трудно показывать историю. Но мне нравится работать с ними, они искренни и дают совсем другие эмоции, чем взрослые. У меня есть своя «Школа волшебства», где я учу малышей показывать фокусы. И отзывы родителей о том, что вечерами дети не сидят в гаджетах, а тренируют фокусы, для меня дороже любых денег.

Валерия СТЕЦКО

Фото из архива героя

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.