Вы здесь

«Дикая охота» возвращается


В Большом театре Беларуси праздник — возвращается спектакль, созданный по великолепному произведению Владимира Короткевича. Правда, современная постановка оперы Владимира Солтана не будет дублировать тот прославленный спектакль, которые собирал полные залы в 1980-1990-ых годах. Это будет совсем другая работа, но коллектив надеется, что новая премьера также станет значимым событием в театральной жизни.


bolshoibelarus.by

Премьерой «Дикая охота короля Стаха» будет закрываться этот театральный год, и данной постановкой 8-9 сентября начнется новый, 89-сезон.

Генеральный директор Большого театра Беларуси Вячеслав Гарбузов признался, что постановочная группа старалась делать все возможное для того, чтобы зрители, которые будут присутствовать на спектакле, могли окунуться в атмосферу, переданную в произведении Короткевича, который довольно сложен для восприятия, заставляет задуматься, переосмыслить в том числе и собственные мысли и поступки.

Современная публика сможет услышать музыку, которой не было в первой постановке.

На пресс-конференции, посвященной премьере. Фото bolshoibelarus.by

— Большая честь для любого режиссера, соприкоснуться с такой монументальной чудесной работой, ведь партитура Владимира Солтана — это действительно шедевр. Мы должны гордиться тем, что в нашей стране жил такой великий композитор, — заметил режиссер-постановщик Андрей Иванов.

С самого начала было решено, что в новой постановке будет максимально использован весь музыкальный материал, который был написан композитором. Дело в том, что в результате подготовки к премьере первого спектакля, состоявшейся в 1989 году, партитура была потеряна, она восстанавливалась по оркестровым голосам. Эта работа была сделана в очень сжатые сроки и туда, к сожалению, не вошли многие закупоренные фрагменты. Так, в новом спектакле можно будет услышать четыре арии, которые раньше не звучали. В результате работы с архивом Валентины Николаевны Солтан, предоставившей его для изучения, были найдены музыкальные произведения, которые были датированы 1987 годом, соответственно, написаны еще до первой премьеры. И чтобы сохранить эти достижения и донести их до музыкальной общественности, которая о них раньше не знала, музыку добавили в спектакль. Это песня Григория в сопровождении оркестра, монолог Белорецкого, который по сути совсем с другой стороны раскрывает персонаж, причем делает его наиболее близким как при прочтении Короткевича. Во время этого монолога мы понимаем, что Белорецкий — живой человек, испытывающий страхи и эмоции, как и все другие. Но несмотря на все ужасы и ту чертовщину, что вокруг происходит, он решает, что не может оставить в беде бедную девушку и готов даже пожертвовать собой, чтобы разобраться в этой истории. Также прозвучит ария Яновской в неизвестном ранее широкой публике варианте. Это более развернутый монолог с разными разделами, который позволит по-новому посмотреть на женственный образ. Также прозвучит ария Светиловича, который у Короткевича вырисован в светлых красках, героическом и валевом, и музыка позволит более полно отразить внутренний мир персонажа.

Режиссер-постановщик Анна Моторная. Фото bolshoibelarus.by

Также в первом и втором действиях будут открываться новые фрагменты. Чтобы сохранить максимально наследие Солтана, театром была проделана большая работа по набору рукописного клавира композитора, по компьютерному набору всей партитуры (чего раньше не было) и всех оркестровых голосов.

По-новому зазвучит музыкальная постановка. Так, в начале второй картины, авторской рукой композитора в клавире указано, что первое соло должна выполнять жалейка. Чтобы художественный замысел Солтана был реализован, специально для спектакля был сделан инструмент.

Большое внимание уделяется в спектакле и теме охоты. Для постановки мастер Алесь Лось изготовил сурьмы — большие длинные трубы. А также будут использованы трубы, которые были задействованы в первой постановке. В результате звуковая партитура будет украшена такими не характерными для классического оркестра звуками, которые где-то будут пугать, удивлять, углублять в таинственную атмосферу.

Эскизы костюмов к спектаклю. Фото bolshoibelarus.by

В спектакле работает великолепный состав артистов вокалистов, сбалансированный с учетом участия народных заслуженных деятелей и творческой молодежи. На каждую партию есть три состава.

— Мы все чувствуем, что делаем очень важное интересное для нас дело. По работе оркестра, солистов, хора можно говорить, что это глубоко эмоциональная, личная и пережитая работа, с мыслями об авторе, который недавно нас покинул. Сыновья композитора работали в нашем коллективе, многие музыканты их знают, мы дружим и есть ощущение, что это наша общая работа и мы хотим, чтобы спектакль прозвучал и занял достойное место в афише театра, являлся украшением репертуара, — поделился Андрей Иванов.

.Эскиз декораций к спектаклю. Фото bolshoibelarus.by

Режиссер-постановщик Анна Моторная заметила, что «Дикая охота короля Стаха» — это материал, позволяющий соединить идеи очень многих талантливых людей: «Короткевич создал произведение, которое позволило, как мне кажется, вывести белорусскую литературу и культуру в совершенно другое пространство. Он разрушает то, что не дозирует человеку двигаться вперед, стирает страхи и позволяет всем нам приблизиться к чему-то очень важному, осознанию себя, атмосфере, в которой живем. Каждый день мы сталкиваемся с подлостью и радостью, людьми, которые нас ненавидят, и которые нас любят. И в этой борьбе появляется возможность ковать свой характер. Важно найти здесь тонкую ниточку, которая может объединить людей». 

«Дикая охота короля Стаха» — спектакль, на который надо ходить не один раз. Он глубоко информационный, насыщенный деталями, которые знакомят с историей и культурой Беларуси. Элементы слуцких поясов, орнаментов из белорусских икон, отсылки к архитектурному наследию, образы знати и простых крестьян, человеческие характеры — все это заставит зрителя задуматься о том, кто он такой, какова история его народа.

Фото bolshoibelarus.by

«‎Для меня главное в этом спектакле — мысль. Здесь столько важных для страны, для белорусов вещей, что, наверное, не все мы сразу можем ухватить и осознать, — заметила хормейстер-постановщик Нина Ломанович.— И для меня главные слова в этом спектакле: «‎Хочам гнёзды віці на сваёй зямліцы. Хочам воду піці з роднае крыніцы»‎. Когда их слышу, У меня наворачиваются слезы, настолько это родное, белорусское»‎

«‎Я искала ключи к материалу и в тот момент, когда казалось, что все понятно, все ключи не подошли. Но мне помог Короткевич, я перечитывала несколько раз его книгу и партитура начала открываться. Помогала и совместная большая работа с художником, дирижером, мы изучали культуру, буквально вспахивали эту ниву. И главное — это любовь к своей земле —  делится Анна Моторная. — Мы хотим, чтобы благодаря спектаклю люди понимали, что в Беларуси есть замечательные обряды, великолепные живые люди, что здесь была богатая история с мощными идеями, концептами». 

Елена ДЕДЮЛЯ 

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.