Вы здесь

Березин: «Все можно поменять, а вот голос и разум не изменишь»


Его имя хорошо знает взрослее поколение, а также все, кто любят фестиваль «Славянский базар в Витебске», где народный артист России Владимир Березин с самого начала является бессменным ведущим. На недавней встрече со студентами в Белорусском государственном экономическом университете диктор, режиссер рассказал о своем видении и ощущении развития телевидения, о мудрости и осознании ценности собственной биографии и каждого сказанного слова...


Фото БГЭУ.

О законах жизни, опыте и отношении к новому

— Я с тех пор, когда нас учили обходиться без образов и с большим сомнением относиться к словам. Но я недавно осознал, что успел прожить великую, включая и творческую, жизнь. И есть желание еще продолжать свой путь. Пока однажды не скажу себе: «Уже хватит, Володя, садись и отдыхай. Как будут спрашивать — отвечай, а не будут — молчи!» Таков сегодняшний принцип жизни, хотя он мало отличается от тех, которыми жило мое поколение... Благодарю вас, что проявили интерес и пришли. Если пришли, то назад дороги нет. Белорусы, я знаю, народ интеллигентный, они будут сидеть и слушать, потому что приехал гость. Это та ментальная черта, которая мне близка и дорога вот уже тридцать лет. Столько я приезжаю на «Славянский базар» — фестиваль, который все знают и любят. Если в этом году не позовут, то сяду и буду оценивать, как сделали другие.

В моей молодости одной из главных профессий на телевидении считалась «диктор». Человек, который от имени целой команды разговаривает с теми, кто находится по другую сторону экрана. С конца 1970-х я тогда начал работать в системе советского телевидения в маленьком городе Орле. Впоследствии были десять плодотворных лет в Свердловске. Давно уже нет некоторых мест и людей, которые способствовали моему профессиональному становлению, что меня, человека взрослого, безусловно, и огорчает, но и мотивирует: не забывать, что называлось фундаментом жизни и профессии...

Хотя вы это точно знаете, ведь, несмотря на свою молодость, более умные и продвинутые. А мы были людьми жесткой системы. Нам говорили, что вот так и только так. Мы это принимали, а потом начинали смотреть, что все-таки находится за рамками. Вы же живете в мире, где достаточно одного-двух кликов, и все — не надо ни у кого спрашивать. Правда, мы, взрослые, думаем: а хорошо ли это? Ведь там столько всего, что может обмануть, дезинформировать. И пойдешь по, казалось бы, короткой дороге, а после осознаешь, что пришел совсем не туда.

Переехав в определенный период своей жизни в Москву и начав работать на программе «Время», я попал во времена, которые многие из вас не знают. Тогда гордо говорил с экрана о том, что в стране победили путчистов. И ввиду своей молодости я думал и верил, будто все важное, главное и настоящее — совсем не то, что было и формировалось за десятилетия существования великой страны с ее сложной историей (где есть чем гордиться), а то, что начнется завтра. И если сейчас вы, молодые, так думаете, то думайте, ведь вам жить. Но прошу: никогда не отрицайте того, что было, не думайте, будто вчерашнее — однозначно плохо. Ведь со временем жизнь все разлагает по-своему. Просто наблюдайте и спокойно копите информацию. Выводы появятся позже.

Я был свидетелем и участником ключевых моментов, которые происходили в жизни моей страны. Был период, когда время, где мы являлись частью системы и жили по правилам «таблицы умножения», изменилось на возможность думать, как ты хочешь. Не надо было никого слушать и ни с кем спорить, ведь каждый, независимо от аргументов, имел свою правду... И теперь, когда уже требуют сказать «да» или «нет», я понимаю, что мне нужно подумать и проанализировать. Ведь мгновенные реакции — это красиво и эмоционально, а с осмыслением все видится иначе. Иногда даже то, что хочешь сказать здесь и сейчас, через пять секунд молчания уже либо теряет смысл, либо приобретает новое значение.

О телевидении и совпадение с аудиторией...

В последнее время снова заговорили о роли телевидения. Я считаю, что оно дает тот самый контент, которым пользуется интернет. Хотя там тоже сидят мастера, свободные, кто может взять и высказать свою точку зрения относительно каких-то событий. А задумывалось же телевидение, чтобы от имени и по поручению государства, людей проявлять объективное мнение в разных жанрах. Там должны были информировать (делается и до сегодня), заниматься просвещением (и этого не отнять) и развлекать (вот где действительно достигли успеха). Есть еще одна составляющая, для меня очень важная, — успокаивать (если после просмотра на душе становится легко), но это сегодня не всегда действует. Поэтому классическое телевидение сегодня не соответствует всем требованиям. Это средство коммуникации, но по-прежнему со своими задачами. Да главное, чтобы зритель понимал и чувствовал, что те, кто обращается к нему с экрана, делают это с уважением и считаются с ним и его мнением. Ведь если собеседник не видит, не слышит и не чувствует свою аудиторию, то с ним расправляются быстро — одним нажатием кнопки на пульте.

По моим наблюдениям, если ты не знаешь, что нужно аудитории, то лучше перед ней и не появляться. А телевидение — школа жизни, где отражаются события и выстраиваются отношения. Причем, в отличие от тех же кино и театра, где со зрителем разговаривают через образы, это кратчайший путь построения отношений, чтобы тебя поняли и ты чему-то мог научить.

Все у нас время можно поменять: и внешность, и одежда, а вот голос и разум не изменишь. И в профессии, чтобы тебя уважали, ты должен быть не дураком. Выходить на сцену следует тогда, когда тебе там будет комфортно, ведь это и присутствующей аудитории передается. Необходимо желание выйти к зрителям, но оно не должно превышать ваши физические возможности. Нужно соответствовать: начиная от внешнего вида и заканчивая информацией, которую будете озвучивать. Здесь ориентироваться можно или на запрос публики либо на собственные интересы. Чувство юмора и самоирония тоже иногда спасают. Сегодня, что касается сценического пространства, в любой момент могут сказать «хватит». Поэтому даже у самого себя нужно получить право, чтобы тебя не умножили на ноль.

Связи с Беларусью, детство в деревне и счастье

Я в том возрасте, когда нужно любить всех, а если не получается, то пытаться понимать. С Беларусью связана половина моей жизни. Одна ниточка — «Славянский базар». Другая — дружба с молодыми белорусами, которые работают в моей команде. Знаю, что такое белорусский менталитет, и его душевно-духовная составляющая очень мне подходит. Нравится белорусский характер и форма взаимоотношений, хотя я и других кровей, ведь мама — русская, а отец — чеченец. В белорусах я вижу и чувствую интеллигентность, сдержанность и достоинство. Так они относятся ко всему: и к радости, и к испытаниям.

С возрастом все чаще вспоминаю свои эпизоды с детства, когда приезжал в гости к бабушке Агафье и деду Федору моему сводному брату под Гомелем. И помню белорусскую деревню, с ее запахами дома, бытовыми приключениями. С каждым годом те воспоминания становятся более дорогими.

Я в принципе рос в деревне, правда, русской. Меня воспитывали мамины родители и ее сестра, моя крестная. И там была очень жесткая среда, где мне приходилось слышать, будто мать меня оставила и я «безотцовщина». Видимо, то сработало мне в минус с одной стороны, ведь я долго испытывал своего рода комплекс, от которого потом очень непросто избавиться уже во взрослом возрасте. А просто мама (она геолог) вынуждена была уехать в казахстанские степи. С отцом они разошлись еще до моего рождения, и после я нашел его только в свои 35 лет. Поэтому родителей мне не хватало, но я очень благодарен маме, что она решилась меня родить. И, возможно, с учетом всех перипетий я научился по-взрослому ценить семью. Теперь я очень благодарен судьбе за такие страницы в моей жизни.

Конечно, есть устойчивые образы, будто ради ребенка можно пожертвовать своей профессией. Однако мое мнение, что у каждого своя миссия на Земле. Одним удается быть героями в отцовстве, а другим — оставить след в искусстве, науке и так далее. Поэтому, если раньше была детская обида на маму, то со временем остались только признательность и осознание, что так было суждено всем нам.

В первой половине жизни я, как и моя мама, все свое время посвящал работе. И поэтому, если бы не моя жена, то не сделал бы ничего, что сегодня могу считать достижениями. Ни в профессии, ни в бытовом плане, ни относительно собственной значимости. Свою дочь люблю, как и любой нормальный отец. Но теперь ее еще и глубоко уважаю, ведь она достигла определенных высот как мама, жена и талантливый в разных сферах человек. В ней я вижу свое продолжение. Сегодня я даже боюсь думать, что мог не стать отцом, а заниматься только профессией. Потому что если в определенный момент все изменится, то семья останется. А внуки – это вообще просто космос.

Секрета долгой и счастливой семейной жизни никто не знает. Каждый просто пробует свои варианты и придумывает ответы, которые подходят двоим. Я благодарен Богу за встречу именно с моей женой, которая рассмотрела во мне человека с перспективой. А что касается остального, то важно умение каждого в паре первым понимать, терпеть и прощать.

Алена ДРЯПКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.