Свой запах есть у весны, у детства и у старости. Может «пахнуть жареным», и мы не только понимаем метафору, но и ощущаем этот неуловимый запах тревоги. С каждым случалось нечто подобное: внезапный запах корицы и мандарина переносит нас в рождественскую атмосферу уходящего года, а запах известных духов прошлых лет напоминает о юности. При этом с помощью обоняния мы получаем всего 2% информации, тогда как при помощи зрения — 85 %. Однако из пяти чувств человека обоняние — самое быстрое и выразительное. О роли запахов говорим с психологом Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии Татьяной Бондаренко.
— Татьяна Михайловна, нашу память на запахи по-другому называют «эффект Пруста». Чем это объясняется?
— Однажды в зимний день французский писатель Марсель Пруст пришел домой, и тетя налила ему чашку липового чая и поставила блюдце с печеньем.
«... в тот самый миг, когда глоток чая с крошками печенья коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необычностью происходящего во мне...». Этих впечатлений, которые остро испытывал Пруст, хватило, чтобы написать целую книгу на три тысячи страниц — «в поисках потерянного времени». В научно-популярных публикациях явление ярко окрашенных эмоциональных воспоминаний, вызванных определенным запахом, вкусом или их сочетанием, получило название «Эффект Пруста».
— Почему мы так реагируем на запахи?
— Обоняние — самая древняя зона мозга. С его помощью человек получает не более 2% информации об окружающей среде, а с помощью зрения — 85 %. Однако из пяти чувств человека обоняние — самое быстрое и выразительное.
Например, обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем болевой. Это происходит мгновенно, на подсознательном уровне. Нерв, отвечающий за передачу обонятельных сигналов, соединен с мозгом напрямую. Нос – единственный орган чувств человека, не имеющий посредников!
Когда человек вдыхает запах, в мозг посылается определенный сигнал, который потом распространяется по всему организму. Все эти структуры или области мозга вместе образуют лимбическую систему, которая играет важную роль в управлении нашим настроением, поведением, эмоциями, частотой сердечных сокращений, кровяным давлением, дыханием, памятью, стрессом и гормональным балансом.
Ученые, исследовавшие воздействие запахов на человека, пишут, что запахи влияют на эмоции, последние, в свою очередь, — на поведение, то есть от воздействия запахов возникает цепь последствий! Получается, запах играет такую большую роль в памяти, настроении и эмоциях. Запахи – это одновременно и про биологию, и про личный опыт каждого. С давних времен восточные народы используют запахи для повышения тонуса.
— Правда ли, что у каждого свой запах и по нему мы выбираем даже любимого человека?
— Современные люди очень часто пользуются парфюмом, и услышать их естественный запах сложно. Однако в Африке до сих пор существует племя, где жену и мужа выбирают только по запаху. Разводов не бывает.
Действительно, запах человеческого тела индивидуален. Сколько в мире людей, столько и разных неповторимых запахов. Благодаря этому животные находят след хозяина. А маленькие дети узнают маму по запаху вещей.
Известно, что каждое наше эмоциональное состояние вызывает особую химическую реакцию в организме, и это влияет на запах пота. Пот от работы и пот от секса по химическому составу немного разные. Пот человека, бегущего на помощь, отличается от пота преступника, убегающего.
— Может ли запах оказывать лечебный эффект?
— До 1880 года существовало только 160 натуральных ароматов — цветов, трав, фруктов. Теперь же синтезируют ароматы чего угодно – от нервного срыва до счастья на Сейшелах.
Исходя из того, что лимбическая (она же эмоциональная) система непосредственно связана с теми частями мозга, которые контролируют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, память, уровень стресса и гормональный баланс, исследователи считают, что запахи могут иметь терапевтическое влияние на физиологическое и психологическое состояние человека. В 80-х годах получил развитие такое направление, как ароматология, то есть изучение того, как запахи влияют на физиологию, здоровье человека, а сейчас набирают обороты такие направления, как ароматерапия, аромодиагностика и даже аромапсихология.
Так, многие вещи вызывают у нас эмоции, приятные и не очень — запах бабушкиного дома, запах новых кожаных перчаток, нового автомобиля, аромат цветущей липы, жухлой листвы, стоматологического кабинета, запах волос любимого человека ...
И влиянием запахов на наше подсознание активно пользуются. В частности, чтобы привлечь к своему бренду, маркетологи распыляют соответствующие ароматы на новенькие гаджеты, обувь, одежду, надеясь, что покупатели будут возвращаться снова и снова. Ведь за каждой покупкой стоит свой запах, который будет всегда напоминать о ней. А как же хочется вернуться в магазин за особыми ощущениями от новой покупки. И это работает!
В офисах Японии по вентиляционной системе распыляют различные запахи для лучшей работоспособности работников, даже возле кабинетов стоматологов их используют для успокоения и расслабления пациентов.
Ароматы, полезные для здоровья:
Елена КРАВЕЦ
Совместные проекты ядерных технологий.
В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.