Вы здесь

Мониторинг воздуха, воды, земли и мусора. Что делается для улучшения экологической ситуации в Минске


Увеличение использования электробусов, продолжение строительства третьей линии метро, создание электрозарядных станций и велодорожек, выделение полос для общественного транспорта и развитие маршрутной сети наземного городского электрического пассажирского транспорта должны поспособствовать Беларуси двигаться к углеродной нейтральности. А чтобы стимулировать население к раздельному сбору отходов, следует установить на них два тарифа. Один (очень высокий) — на сохранение отходов, — чтобы жильцам было невыгодно хранить их. Второй (меньший) — на услугу по обращению с вторичными материальными ресурсами (ВМР). Если в контейнерах для ВМР мусора окажется больше — население заплатит меньше. О системе раздельного сбора мусора и обращения с отходами, а также мониторинге качества столичного воздуха, речной воды и вредных выбросов предприятий рассказали эксперты.​


Индикатор состояния окружающей среды

Национальная система мониторинга как таковая была создана в Беларуси в 1993 году. Сюда входят 13 видов мониторинга по основным компонентам окружающей среды. Это мониторинг атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель, лесов, растительного и животного мира, озонового слоя, радиационные, физические мониторинги, локальный мониторинг окрестностей. В 2015-м появился комплексный мониторинг естественных экологических систем на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), а в этом году присоединился комплексный мониторинг торфяников, рассказала Марина Калиновик, консультант управления аналитической работы, науки и информации Главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки Минприроды.

— В рамках мониторинга специалисты наблюдают, какие тенденции существуют, оценивают и прогнозируют изменение данных. Мониторинг — это индикатор состояния окружающей среды, благодаря которому видно, где необходимо наиболее оперативное реагирование.

За радиационный и локальный мониторинг, а также мониторинг воздуха и поверхностных вод отвечает Минприроды. Комитет государственного имущества мониторит земли, НАН Беларуси занимается геофизическим комплексным мониторингом ООПТ, мониторингом животного и растительного мира, а также торфяников.

Ежегодно создается научный обзор национальной системы мониторинга, который содержится на сайте httрs://www.nsmоs.bу и доступен всем заинтересованным. На оцифровку представления сведений перешли с 2006-го. А содержащаяся здесь информация будет полезной при написании курсовых работ, дипломов и даже диссертаций, а также территориальным органам Минприроды и местным властям, поскольку все сведения обоснованы и законодательно подкреплены, заметила Марина Калиновик. Подробная информация с картами в онлайн-режиме из автоматических пунктов наблюдения содержится также на сайте Белгосгидромета:

— Кроме мониторинга, которым занимаются госорганы и который финансируется из бюджета, существует локальный мониторинг, ответственность за который несут природопользователи и развивают его за собственные средства. При этом Минприроды отвечает за количество и места расположения пунктов наблюдения в пределах локального мониторинга.

Наблюдение непрерывное, дискретное, раз в год и раз в месяц

С 2017 года Главный информационно-аналитический центр Национальной системы мониторинга окружающей среды (ГИАЦ НСМОС) функционирует на базе службы экологической информации Белгосгидромета. Эта организация отвечает за мониторинг поверхностных вод, атмосферного воздуха и радиационный мониторинг, обозначила Полина Пальчех, ведущий инженер службы экологической информации Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды:

— Мониторинг атмосферного воздуха Минска проводится на 12 пунктах наблюдения, в том числе пяти автоматических станциях и семи пунктах с дискретным режимом отбора проб. На автоматических станциях на проспекте Независимости, улицах Тимирязева, Радиальной, Корженевского и Героев 120-й дивизии наблюдение за содержанием загрязняющих веществ ведется непрерывно, а на дискретных пунктах — три-четыре раза в сутки.

Метеорологические условия в прошлом году в основном были благоприятными для рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы, и качество воздуха оценивалось как хорошее, очень хорошее и умеренное, сообщила эксперт. Нестабильная экооборудование отмечалось в отдельные непродолжительные периоды. В феврале, например, в одном из районов наблюдалось увеличение уровня загрязнения воздуха азотодиоксидами. Увеличение содержания в воздухе твердых частиц зафиксировано в апреле и конце июля, а вообще летом отмечается увеличение содержания формальдегида приземного озона.

Мониторинг поверхностных вод на территории Минска проводится в воде рек Свислочь, Лошица, водохранилищ Лошица и Дрозды, а также Озеро Комсомольское. Наблюдение по гидробиологическим показателям в них проводится раз в год, по гидрохимическим — раз в месяц, а на водоемах — четыре раза в год каждые два года. В основном состояние поверхностных вод оценивается как хорошее, уточнила специалист. Как показывает практика, приоритетные вещества, избыточная концентрация которых чаще других фиксируется в воде, — это биогенные элементы (р. Свислочь около н. п. Королищевичи и р. Лошица), реже — органические вещества.

Электротранспорт, велодорожки, метро

Локальный мониторинг в Минске проводят крупные предприятия («Минскэнерго», Минский тракторный завод, «Керамин», «Минсккоммунтеплосети» и другие) по источникам, общее число которых превышает 80, рассказала Анастасия Прокопович, начальник отдела контроля за охраной атмосферного воздуха, водных ресурсов и недр Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— При наличии превышений по этим источникам локального мониторинга ущерб окрестностям не выставляется. Делается это только тогда, когда данные будут зафиксированы с помощью автоматизированных систем контроля. По итогам прошлогодних наблюдений превышений в Минске установлено не было.

По предварительным оценкам воздуха, валовой общий выброс за 2021-й уменьшится на 1,2 тысячи тонн и составит менее 130 тысяч тонн. Сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных мобильных источников достигнуто за счет ликвидации источников выбросов, повышения эффективности газоочистных установок, обновления автопарка, расширения сети электрофицированного транспорта, добавила она.

В зоне особого внимания комитета — контроль за соблюдением условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в воздух Минским тракторным заводом в части реконструкции литейного производства. В этом году предприятие планирует ввести в эксплуатацию две индукционные печи, что позволит сократить выбросы на 1600 тонн в год (8,7% от общего количества выбросов предприятий города) и улучшить экооборудование в зоне влияния МТЗ.

Более 80 % загрязнения воздуха создает автотранспорт, поэтому переход от углеводородного транспорта к электрическому – одно из направлений внедрения и расширения использования низкоуглеродных технологий, способствующих переходу к углеродной нейтральности, отметила Анастасия Прокопович:

— В рамках национального плана действий по зеленой экономике в Минске уже 42% электрифицированных пассажирских средств при плане госпрограммы «транспортный комплекс» на 2021-2025 годы 27,4 %.

Лекарства, шины, батарейки...

Ежегодно в Минске создается около трех миллионов тонн отходов производства. Почти все они перерабатываются — более 90% из них подлежат использованию. Коммунального же мусора создается ежегодно около 700 тысяч тонн, и только около 30% таких отходов вынимается и перерабатывается, отметила Елена Авраменко, начальник отдела контроля за обращением с отходами Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Для отходов, которые содержат ртуть, а также батареек, ламп, бытовой техники и опасных отходов организован сбор в контейнеры в местах продажи такого оборудования. Для вывоза крупногабаритной техники существует заявочный принцип от населения.

Просроченные лекарства можно принести в специальные контейнеры в 20 столичных поликлиниках (потом их вывезут на сжигание). В прошлом году минчане принесли более 1000 тонн такого мусора. В прошлом году «Минскзеленстрой» ввел в эксплуатацию линию по компостированию «зеленых отходов», создаваемых на территориях общего пользования.

— С отходами стекла, бумаги и пластика, которые собираются в отдельные контейнеры, ситуация хуже, так как все эти отходы в смешанном виде отправляются на сортировочные линии, — добавила эксперт. – Причина, что такие отходы слабо перерабатываются, во-первых, в том, что население собирает недостаточно таких отходов через контейнеры. Во-вторых, в смешивании таких отходов в мусоровозе, где они уплотняются, после чего отсортировать отходы практически невозможно.

В прошлом году комитет провел 70 выборочных проверок, 440 мониторингов, 77 мероприятий технического характера, по результату которых было выдано более 850 пунктов предписаний и свыше 2200 рекомендаций. 99% из них были выполнены вовремя.

Проанализировав нарушения с раздельным сбором мусора, комитет направил в Мингорисполком предложения, чтобы отходы, собранные жильцами раздельно, вывозились так же отдельно — по дням недели. Тогда на линию будут попадать только пластик, бумага или стекло, отсортировать которые будет гораздо легче. Подобная практика уже работает на Гродненщине, где бумагу возят на переработку отдельно. Предлагается и создание единой электронной системы учета, в которой можно будет увидеть, какие заготовители и переработчики сколько и когда приняли отходов.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции